ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ В СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • В. В. Колпаков Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Тюмень, Россия https://orcid.org/0000-0001-6774-0968 kolpakov661@rambler.ru
  • Е. А. Томилова Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Тюмень, Россия https://orcid.org/0000-0003-1101-7628 tomilovaea@mail.ru
  • Н. Ю. Стрижак МАУ «Информационно-методический центр» г. Тюмени, г. Тюмень, Россия https://orcid.org/0000-0001-7087-5310 ledinu@mail.ru
  • С. Г. Кривощеков Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2306-829X krivosch@physiol.ru
  • Т. В. Беспалова Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7210-0946 tatianadmn@mail.ru
Ключевые слова: двигательная активность, младший школьный возраст, психофизиологические маркеры стресс-реактивности

Аннотация

Цель исследования – дать клинико-физиологическую оценку адаптивной вариабельности типовой нормы психофизиологического статуса младших школьников, установить маркеры прогностической оценки в формировании успешности при оздоровительной и спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании приняло участие 187 мальчиков I и II групп здоровья младшего школьного возраста – учащихся 1–2-х классов муниципальных автономных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУСОШ) г. Тюмени. Использовали комплекс клинико-физио­логических методик. Привычную двигательную активность (ПДА) изучали в течение суточного цикла при помощи браслета Huawey Band 2 Pro (Китай), который снабжен акселерометром (определение ускорения) и гироскопом (трехмерная картина перемещения). Браслет работает на платформах Android (версия 4.4 и выше) и iOS 8.0 и выше, что позволяет фиксировать данные в любом временном промежутке. В соответствии с 3-компонентной схемой по уровню ПДА определяли тип парциальной конституции (низкий уровень ПДА – ФТК-1, средний – ФТК-2, высокий – ФТК-3). Результаты. На методологической основе концепции типологической вариабельности физиологической индивидуальности определена системная взаимосвязь показателей тревожности, агрессивности и депрессии у младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности – детей разных функциональных типов конституции. По сравнению с другими конституциональными группами у младших школьников с НПДА – ФТК-1 отмечалось повышение общей тревожности, суммарного показателя депрессии, снижение настроения, негативная оценка собственной неэффективности, наименьший показатель агрессивности с аутоагрессивной направленностью. Заключение. Клинико-физиологические характеристики трех вариантов физиологической нормы ‒ функциональных типов конституции, детей с низкой (ФТК-1), средней (ФТК-2) и высокой (ФТК-3) привычной двигательной активностью – определили выделение психофизиологических маркеров стрессреактивности у младших школьников, что дает объективную основу для прогностической оценки и направленного формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности, создания эффективного мониторинга переходных состояний, а также превентивных форм коррекции дизрегуляторных нарушений.

Информация об авторах

В. В. Колпаков , Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Тюмень, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии, Тюменский государственный медицинский университет. 625026, г. Тюмень

Е. А. Томилова , Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Тюмень, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Тюменский государственный медицинский университет. 625023, г. Тюмень

Н. Ю. Стрижак , МАУ «Информационно-методический центр» г. Тюмени, г. Тюмень, Россия

Кандидат биологических наук, педагог-психолог, МАУ «Информационно-методический центр» г. Тюмени. 625026, г. Тюмень

С. Г. Кривощеков , Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины, г. Новосибирск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией функциональных резервов организма и спортивной медицины, Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины. 630117, г. Новосибирск

Т. В. Беспалова , Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия. 628011, г. Ханты-Мансийск

Литература

1. Аминов, А.С. Адаптивно-компенсаторные реакции в условиях применения коррекционно-оздоровительной программы подростков 12–15 лет, проживающих в патронатных семьях / А.С. Аминов, А.В. Ненашева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 47–48.
2. Афтанас, Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л.И. Афтанас. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с.
3. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.
4. Забозлаева, И.В. Депрессии у детей и подростков: диагностика, клиника, терапия / И.В. Забозлаева, И.В. Малинина, В.В. Колмогорова. – Челябинск, 2015.  94 с.
5. Исаев, А.П. Индивидуализация спортивной подготовки: состояние, проблемы и перспективные решения / А.П. Исаев, В.В. Рыбаков, В.В. Эрлих. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2016. – 531 с.
6. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова.  СПб.: Питер, 2004. 224 с.
7. Кривощеков, С.Г. Возрастные, гендерные и индивидуально-типологические особенности реагирования на острое гипоксическое воздействие / С.Г. Кривощеков, Н.В. Балиоз, Н.В. Некипелова // Физиология человека. – 2014. – Т. 40, № 6. – С. 34. DOI: 10.7868/S013116461406006X
8. Лаврентьева, Г.П. Исследование уровня агрессивности ребенка / Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. – Киев, 1992. - https://detok.org/data/documents/172_Oprosn_Lavrentva.Titarenko.pdf
9. Лях, В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – Т. 22, № 1 (22). – С. 12–19.
10. Особенности параметров иммунной системы в зависимости от вида спорта / С.Л. Сашенков, О.В. Журило, И.Ю. Мельников и др. // Рос. иммунол. журнал. – 2017. – Т. 11 (20), № 2. – С. 221–223.
11. Педагогическая физиология / под ред. М.М. Безруких. – М.: Форум, 2013. – 296 с.
12. Прихожан, А.М. Психологическая грамотность младших школьников как условие освоения универсальных учебных действий / А.М. Прихожан // Вестник Мининского ун-та. – 2015. – № 1 (9). – С. 20.
13. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
14. Сельченок, К. Психология человеческой агрессии / К. Сельченок. – Харвест, 2005. – 656 с.
15. Сонькин, В.Д. Проявления физиологической индивидуальности в спорте / В.Д. Сонькин // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по вопросам спортивной науки в детско-юношеском и адаптивном спорте, 2017. – С. 107.
16. Фудин, Н.А. Медико-биологические технологии в спорте / Н.А. Фудин, А.А. Хадарцев, В.А. Орлов. – М.: Известия, 2011. – 460 с.
17. Chronobiological assessment of habitual physical activity in humans in Western Siberia / V.V. Kolpakov, E.A. Tomilova, T.V. Bespalova, N.Yu. Larkina // Human Physiology. – 2016. – Vol. 42, № 2. – P. 203–213. DOI: 10.1134/S0362119716020092
18. Health state, emotional intelligence, and behavior strategy: I. The development of emotional intelligence and the variability of behavior strategies in older preschool children with different levels of habitual physical activity / V.V. Kolpakov, N.Yu. Larkina, E.A. Tomilova, A.A. Tkachuk // Human Physiology. – 2017. – Vol. 43, № 4. – P. 404–415. DOI: 10.1134/S0362119717030082
19. Humoral factors of immunity depending on the skill levels of athletes / I.Y. Melnikov, O.V. Zhurilo, I.A. Komarova, S.L. Sashenkov // Gazzetta Medica Italiana Archivio per le Scienze Mediche. – 2018. – Т. 177, № 3. – P. 56–61.
20. Kovacs, M. Children’s Depression Inventory (CDI) / M. Kovacs. – MHS Canada, Toronto ON, 2008. – 150 р.
21. Systemic Analysis: Individual Typological Characteristics of the Human Body / V.V. Kolpakov, T.V. Bespalova, E.A. Tomilova et al. // Human Physiology. – 2011. – Vol. 37, № 6. –
P. 738-749. DOI: 10.1134/S0362119711050069

References

1. Aminov A.S., Nenasheva A.V. [Adaptive-Compensatory Reactions in the Application of the Correctional and Health-Improving Program for Adolescents 12–15 Years Old Living in Foster Care]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Education], 2016, no. 3, pp. 47–48. (in Russ.)
2. Aftanas L.I. Emotsional’noye prostranstvo cheloveka: psikhofiziologicheskiy analiz [The Emotional Space of a Person. Psychophysiological Analysis]. Novosibirsk, SO RAMN Publ., 2000. 126 p.
3. Golovey L.A., Rybalko E.F. Praktikum po vozrastnoy psikhologii [Workshop on Developmental Psychology]. Rech’ Publ., 2008. 688 p.
4. Zabozlayeva I.V., Malinina I.V., Kolmogorova V.V. Depressii u detey i podrostkov: diagnostika, klinika, terapiya [Depression in Children and Adolescents. Diagnosis, Clinic, Therapy]. Chelyabinsk, 2015. 94 p.
5. Isayev A.P., Rybakov V.V., Erlikh V.V. Individualizatsiya sportivnoy podgotovki: sostoyaniye, problemy i perspektivnyye resheniya [Individualization of Sports Training. State, Problems and Promising Solutions]. Chelyabinsk, SUSU Publ., 2016. 531 p.
6. Kolosova S.L. Detskaya agressiya [Children's Aggression]. St. Petersburg, Peter Publ., 2004. 224 p.
7. Krivoshchekov S.G., Balioz N.V., Nekipelova N.V. [Age, Gender and Individually – Typological Features of Response to Acute Hypoxic Effects]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2014,
vol. 40, no. 6, 34 p. (in Russ.) DOI: 10.7868/S013116461406006X
8. Lavrent’yeva G.P., Titarenko T.M. Issledovaniye urovnya agressivnosti rebenka [The Study of the Level of Aggressiveness of the Child]. Kiev, 1992. Available at: https://detok.org/data/documents/172_Oprosn_Lavrentva.Titarenko.pdf
9. Lyakh V.I., Levushkin S.P., Son’kin V.D. [World Trends in the Development of Physical Education in a Comprehensive School]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2019, vol. 22, no. 1 (22), pp. 12–19. (in Russ.)
10. Sashenkov S.L., Zhurilo O.V., Mel’nikov I.Yu. et al. [Features of the Parameters of the Immune System Depending on the Sport]. Rossiyskiy immunologicheskiy zhurnal [Russian Immunological Journal], 2017, vol. 11 (20), no. 2, pp. 221–223. (in Russ.)
11. Bezrukikh M.M. Pedagogicheskaya fiziologiya [Pedagogical Physiology]. Moscow, Forum Publ., 2013. 296 p.
12. Prikhozhan A.M. [Psychological Literacy of Elementary Schoolchildren as a Condition for Mastering Universal Educational Activities]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin], 2015, no. 1 (9), p. 20. (in Russ.)
13. Prikhozhan A.M. Trevozhnost’ u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in Children and Adolescents. The Psychological Nature and Age Dynamics]. Moscow, NPO MOD·EK Publ., 2000. 304 p.
14. Sel’chenok K. Psikhologiya chelovecheskoy agressii [Psychology of Human Aggression]. Kharvest Publ., 2005. 656 p.
15. Son’kin V.D. [Manifestations of Physiological Personality in Sport]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po voprosam sportivnoy nauki v detsko-yunosheskom i adaptivnom sporte [Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference on Sports Science in Children and Youth and Adaptive Sports], 2017, p. 107. (in Russ.)
16. Fudin N.A., Khadartsev A.A., Orlov V.A. Mediko-biologicheskiye tekhnologii v sporte [Biomedical Technologies in Sports]. Moscow, Izvestiya Publ., 2011. 460 p.
17. Kolpakov V.V., Tomilova E.A., Bespalova T.V. et al. Chronobiological Assessment of Habitual Physical Activity in Humans in Western Siberia. Human Physiology, 2016, vol. 42, no. 2, pp. 203–213. DOI: 10.1134/S0362119716020092
18. Kolpakov V.V., Larkina N.Yu., Tomilova E.A. et al. Health State, Emotional Intelligence, and Behavior Strategy: I. The Development of Emotional Intelligence and the Variability of Behavior Strategies in Older Preschool Children with Different Levels of Habitual Physical Activity. Human Physiology, 2017, vol. 43, no. 4, pp. 404–415. DOI: 10.1134/S0362119717030082
19. Melnikov I.Y., Zhurilo O.V., Komarova I.A. et al. Humoral Factors of Immunity Depending on the Skill Levels of Athletes. Gazzetta Medica Italiana Archivio per le Scienze Mediche, 2018, vol. 177, no. 3, pp. 56–61.
20. Kovacs M. Children’s Depression Inventory (CDI). MHS Canada, Toronto ON, 2008, 150 р.
21. Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Tomilova E.A. et al. Systemic Analysis: Individual Typological Characteristics of the Human Body. Human Physiology, 2011, vol. 37, no. 6, pp. 738-749. DOI: 10.1134/S0362119711050069
Опубликован
2020-02-27
Как цитировать
Колпаков, В., Томилова, Е., Стрижак, Н., Кривощеков, С., & Беспалова, Т. (2020). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ В СПОРТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 19(S2), 7-17. https://doi.org/10.14529/hsm19s201
Раздел
Физиология