К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Ключевые слова: корреляционный анализ, типологические свойства нервной системы, виды и классификации координационных способностей, дифференциация средств развития координационных способностей, лыжники-гонщики

Аннотация

Цель. Обоснование методического подхода к дифференциации средств развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы. Материалы и методы. Исследование проводилось в период с июня 2017 г. по май 2018 г. в спортивной школе олимпийского резерва № 3 г. Кирова среди лыжников-гонщиков 10–11 лет, занимающихся в учебно-тренировочных группах начальной подготовки первого года обучения. В исследовании принимали участие 60 лыжников-гонщиков 10–11 лет, по 30 человек в контрольной и экспериментальной группах. Применялись следующие методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования; психолого-педагогическое и функциональное тестирование исследуемых показателей; метод корреляционного анализа по М.А Харченко. Результаты. Выявлены различия во взаимосвязях развития показателей координационных способностей с показателями работоспособности функциональных систем организма и психических процессов лыжников-гонщиков 10–11 лет с различными типологическими свойствами нервной системы. Результаты корреляционного анализа позволили дифференцированно классифицировать координационные способности лыжников-гонщиков 10–11 лет в зависимости от особенностей свойств их нервной системы на два вида: «основные» и «вспомогательные» координационные способности, которые в группах спортсменов с «сильной» или со «слабой» по процессу возбуждения нервной системой – различные. Заключение. Полученные в ходе научного исследования результаты дают основание использовать корреляционный анализ как методический подход к дифференциации средств развития координационных способностей лыжников-гонщиков с различными типологическими свойствами нервной системы.

Информация об авторах

М. П. Бандаков , Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров

А. В. Санникова , Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

Аспирант кафедры спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры, Вятский государственный университет. 610002, г. Киров

Литература

1. Бандаков, М.П. Классификация координационных способностей лыжников-гонщиков 10–11 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы / М.П. Бандаков, Г.В. Ковязина, А.В. Санникова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – http://www.science-education. ru/article/view?id = 27918 (дата обращения: 13.09.2018).
2. Бандаков, М.П. Совершенствование методики развития координационных способностей у девочек 6–7 лет в художественной гимнастике / М.П. Бандаков, М.Г. Микрюкова // Вестник Вятского гос. гуманитар. ун-та. – 2015. – № 1.– С. 164–169.
3. Воронкина, Л.В. Психологическая составляющая выносливости в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов / Л.В. Воронкина // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2015 г.: в 4 ч. – М.: ООО «Ар-Консалт», 2015. – Ч. 4. – С. 134–135.
4. Ворфоломеева, Л.А. Индивидуализация тренировочного процесса как ведущий компонент построения подготовки лыжников-гонщиков на этапе подготовки к высшим достижениям / Л.А. Ворфоломеева // Физ. воспитание студентов. – 2013. – № 4. – С. 15–18.
5. Зебзеев, В. Факторная структура функциональной и технической подготовленности лыжников-двоеборцев на этапах многолетней спортивной подготовки / В. Зебзеев, Ф. Зекрин, О. Зданович // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № S1. – С. 106–113. – https://doi.org/10.14529/hsm19s114
6. Полевой, Г.Г. Корреляционная взаимосвязь показателей координационных способностей с показателями физических качеств и психических процессов юных футболистов / Г.Г. Полевой // Муници-пальное образование: инновации и эксперимент. – 2016. – № 3. – С. 19–27.
7. Попереков, В.С. Анализ классификаций специфических координационных спо-собностей в баскетболе / В.С. Попереков // Спортивные игры: настоящее и будущее: материалы 3-й науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию кафедры спортивных игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта, СПб. Вып. 3. – СПб., 2015. – С. 85–89.
8. Попереков, В.С. Особенности развития ведущих координационных способноcтей баскетболистов 10–11 лет с учётом их типологических свойств нервной системы / В.С. Попереков // Психолого-педагогические технологии физической культуры: интеграция науки и практики: материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 28–29 мая 2013 г. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – С. 82–85.
9. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Методика экспресс-диагностики свойств НС по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. – 672 с.
10. Теплов, Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. «Психофизиологические исследования индивидуальных различий» / Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – С. 132–145.
11. Харченко, М.А. Корреляционный анализ: учеб пособие для студентов вузов / М.А. Харченко; под ред. Н.М. Носилова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2008. – 31 с.
12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – С. 352–364.
13. Individualization of basketball players (girls) coordination preparation at the stage of preparation for the highest achievements / R. Boichuk, S. Iermakov, V. Kovtsun et al. // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – Vol. 18 (3). – P. 1722–1730.
14. Interrelationship between coordination motor abilities and technical elements during the first year of judo training / A. Maj, J. Drabik, M. Adam, M. Smaruj // Activity & education – physical culture in three european countries. – 2015. – Vol. 1. – P. 82–92.
15. Jaakkola, T. Differences in the motor coordination abilities among adolescent gymnasts, swimmers, and ice hockey players / T. Jaakkola, A. Watt, S. Kalaja // Human movement. – 2017. – Vol. 18 (1). – P. 44–49.

References

1. Bandakov M.P., Mikryukova M.G. [Improving Methods for Developing Coordination Abilities in Girls 6–7 Years in Rhythmic Gymnastics]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Vestnik Vyatka State University for the Humanities], 2015, no. 1, pp. 164–169. (in Russ.)
2. Bandakov M.P., Kovyazina G.V., Sannikova A.V. [Classification of Coordination Abilities of 10–11-Year-Old Skiers with Different Typological Properties of the Nervous System]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27918 (accessed 13.09.2018)
3. Voronkina L.V. [Psychological Component of Endurance in Training and Competitive Activity of Athletes]. Nauka, obrazovaniye, obshchestvo: aktual’nyye voprosy i perspektivy razvitiya: sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science, Education, Society. Current Issues and Prospects of Development. Collection of Scientific Papers Based on the Materials of the International Scientific-Practical Conference], 2015, part 4, pp. 134–135. (in Russ.)
4. Vorfolomeyeva L.A. [Individualization of the Training Process as a Leading Component of Building the Training of Skiers-Riders at the Stage of Preparation for Higher Achievements]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical Education of Students], 2013, no. 4, pp. 15–18. (in Russ.)
5. Zebzeev V.V., Zekrin F.Kh., Zdanovich O.S. Factor Profiles of Functional and Technical Fitness in Nordic Combined Skiers During Multiyear Preparation. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. S1, pp. 106–113. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm19s114
6. Polevoy G.G. [Correlation of Indicators of Coordination Abilities with Indicators of Physical Qualities and Mental Processes of Young Football Players]. Munitsipal’noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment [Municipal Education. Innovations and Experiment], 2016, no. 3, pp. 19–27. (in Russ.)
7. Poperekov V.S. [Features of Development of Leading and Coordination Abilities of Basketball Players 10–11 Years Based on Their Typological Properties of the Nervous System]. Psikhologo-pedagogicheskiye tekhnologii fizicheskoy kul’tury: integratsiya nauki i praktiki: materialy Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Psychological-Pedagogical Technologies of Physical Culture. The Integration of Science and Practice. Materials of All-Russian Correspondence Scientific-Practical Conference], 2013, pp. 82–85. (in Russ.)
8. Poperekov V.S. [Analysis of the Classifications of Specific Coordination Abilities in Basketball]. Sportivnyye igry: nastoyashcheye i budushcheye. Materialy 3-y nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu kafedry sportivnykh igr NGU imeni P.F. Lesgafta [Sports Games. Today and the Future. Materials of the 3rd Scientific and Practical Conference Dedicated to the 80th Anniversary of the Department of Sports Games of NSU P.F. Lesgafta], 2015, iss. 3, pp. 85–89. (in Russ.)
9. Raygorodskiy D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Metodika ek-spress-diagnostiki svoystv NS po psikhomotornym pokazatelyam E. P. Il’ina (Tepping-test) [Practical Psychodiagnostics. Methods and Tests. Method of Express Diagnostics of NS Properties by Psychomotor Indicators of E.P. Ilyin (Tapping Test)]. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2001. 672 p.
10. Teplov B.M., Nebylitsyn V.D. Izucheniye osnovnykh svoystv nervnoy sistemy i ikh znacheniye dlya psikhologii individual’nykh razlichiy. “Psikhofiziologicheskiye issledovaniya individual’nykh razlichiy” [Study of the Main Properties of the Nervous System and Their Significance for the Psychology of Individual Differences. Psychophysiological Studies of Individual Differences]. Moscow, Science Publ., 1976. pp. 132–145.
11. Kharchenko M.A., Nosilov N.M. Korrelyatsionnyy analiz: ucheb. posob. dlya stud. vuzov [Correlation Analysis]. Voronezh, Voronezh Publ., 2008. 31 p.
12. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and Methodology of Physical Education and Sports]. 2nd ed. Moscow, Academia Publ., 2003. pp. 352–364.
13. Boichuk R., Iermakov S., Kovtsun V. et al. Individualization of Basketball Players (Girls) Coordination Preparation at the Stage of Preparation for the Highest Achievements. Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 18 (3), pp. 1722–1730.
14. Maj A., Drabik J., Adam M. et al. Interrelationship Between Coordination Motor Abilities and Technical Elements During the First Year of Judo Training. Activity & Education – Physical Culture in Three European Countries, 2015, vol. 1, pp. 82–92.
15. Jaakkola T., Watt A., Kalaja S. Differences in the Motor Coordination Abilities among Adolescent Gymnasts, Swimmers, and Ice Hockey Players. Human Movement, 2017, vol. 18 (1), pp. 44–49. DOI: 10.1515/humo-2017-0006
Опубликован
2020-06-02
Как цитировать
Бандаков, М., & Санникова, А. (2020). К ВОПРОСУ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ. Человек. Спорт. Медицина, 20(1), 82-88. https://doi.org/10.14529/hsm200110
Раздел
Спортивная тренировка