ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 5–6 И 6–7 ЛЕТ

  • И. А. Криволапчук Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия; Государственный университет управления, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8628-6924 i.krivolapchuk@mail.ru
  • М. Б. Чернова Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1253-9842 mashacernova@mail.ru
  • А. А. Герасимова Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6124-9457 gerasimova.aa@mail.ru
Ключевые слова: интенсивность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние, вегетативное обеспечение и эффективность деятельности, аэробные и анаэробные возможности, двигательная подготовленность

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности влияния систематических занятий физическими упражнениями средней и высокой интенсивности на функциональное состояние (ФС) детей 5–6 и 6–7 лет. Материалы и методы. В исследовании приняли участие дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Использовался комп­лекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС организма. Экспериментальные программы, предлагаемые занимающимся, отличались по интенсивности занятий физическими упражнениями. Результаты. Программы занятий, основанные на выполнении физических упражнений высокой интенсивности, способствовали значительному улучшению общего ФС организма, вегетативного обеспечения и эффективности деятельности, физической работоспособности и двигательной подготовленности по сравнению с применением программ оздоровительной тренировки средней интенсивности. Сравнение показателей ФС у детей рассматриваемых возрастных групп выявило, что у дошкольников 5–6 лет уровень общей активации как в состоянии спокойного бодрствования, так и в условиях тестовых информационных нагрузок на всех этапах исследования был выше, чем у школьников 6–7 лет, а физическая работоспособность и двигательная подготовленность, наоборот, были ниже. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети 5–6 и 6–7 лет, использующие физические упражнения высокой интенсивности, превосходили занимающихся, выполнявших упражнения средней интенсивности по степени выраженности положительных изменений показателей ФС организма.

Информация об авторах

И. А. Криволапчук , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия; Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва; профессор кафедры физической культуры и здоровья, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». 119049, г. Москва; профессор кафедры физической культуры, «Государственный университет управления». 109542, г. Москва

М. Б. Чернова , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

А. А. Герасимова , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

Литература

1. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: моногр. / Н.И. Волков, В.И. Олейников. – М.: Совет. спорт, 2011. – 160 с.
2. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. – СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. – 368 с.
3. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6–8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 5. – С. 61–72.
4. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 368 с.
5. Швеллнус, М. Олимпийское руководство по спортивной медицине / M. Швеллнус. – М.: Практика, 2011. – 672 с.
6. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 259 с.
7. Barbosa, H.C. Physical activity of pre-school children: a review / H.C. Barbosa, A.R.D. Oliveira // Physiother. Rehabil. – 2016. – Vol. 1. – P. 111–114. DOI: 10.4172/2573-0312.1000111
8. Canadian Society for Exercise Physiology position stand: Benefit and risk for promoting childhood physical activity / P.E. Longmuir, R.C. Colley, V.A. Wherley, M.S. Tremblay // Appl Physiol Nutr Metab. – 2014. – Vol. 39 (11). – P. 1271–1279.
9. Everly, G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse / G. Everly, J.A Latin. – NY: Springer, 2013. – 486 p.
10. Interventions to increase physical ac-tivity in children 0–5 years old: a systematic review, meta-analysis and realist synthesis / J.A. Hnatiuk, H.E. Brown, K.L. Downing et al. // Obes Rev. – 2019. – Vol. 20 (1). – P. 75–87.
11. Jones, M.A. Effect of Sex and Body Mass Index on Children’s Physical Activity Intensity during Free Play at an Indoor Soft Play Center: An Exploratory Study / M.A. Jones // Int J Environ Res Public Health. – 2017. – Vol. 14 (9). – P. 1052–1059.
12. Perspectives on high-intensity interval exercise for health promotion in children and adolescents / B. Bond, K.L. Weston, C.A. Williams, A.R. Barker // Open Access J Sports Med. – 2017. – Vol. 27 (8). – P. 243–265.
13. Preschool children's physical activity intensity during school time: Influence of school schedule / J. Kain, B. Leyton, F. Concha et al. // Prev Med Rep. – 2017. – Vol. 8. – P. 6–9.
14. Public health and clinical recommendations for physical activity and physical fitness: special focus on overweight youth / J.E. Fulton, M. Garg, D.A. Galuska et al. // Sports Med. – 2004. – Vol. 34 (9). – P. 581–599.
15. Systematic review of the relationships between physical activity and health indica-tors in the early years (0–4 years) / V. Carson, E.Y. Lee, L. Hewitt et al. // BMC Public Health. – 2017. – Vol. 17 (Suppl 5). – P. 854.
16. The German recommendations for physical activity promotion / K. Abu-Omar, A. Rütten, S. Messing et al. // J Public Health (Berl.). – 2018 – Vol. 26. – P. 1–15.
17. The Physical Activity Guidelines for Americans / K.L. Piercy, R.P. Troiano, R.M. Bal¬lard et al. // JAMA. – 2018. – Vol. 320 (19). – P. 2020–2028.
18. Timing of the decline in physical activity in childhood and adolescence: Gates-head Millennium Cohort Study / M.A. Farooq, K.N. Parkinson, A.J. Adamson et al. // Br. J. Sports Med. – 2017. – Vol. 52. – P. 1002–1006.

References

1. Volkov N.I., Oleynikov V.I. Bioenergetika sporta: monografiya [Bioenergy of Sports. Monograph]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 160 p.
2. Ilyukhina V.A. Psikhofiziologiya funktsional’nykh sostoyaniy i poznavatel’noy deyatel’nosti zdorovogo i bol’nogo cheloveka [Psychophysiology of Functional Conditions and Cognitive Activity of a Healthy and Sick Person]. St. Petersburg, 2010. 368 p.
3. Krivolapchuk I.A. [The Effectiveness of the Use of Physical Exercises to Control the Functional State of Anxious Children 6–8 Years Old]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2011, vol. 37, no. 5, pp. 61–72. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119711050094
4. Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [The Development of Muscle Energy and Performance in Ontogenesis]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 368 p.
5. Shvellnus M. Olimpiyskoye rukovodstvo po sportivnoy meditsine [Olympic Guide to Sports Medicine]. Moscow, Practice Publ., 2011. 672 p.
6. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov [Heart Rate and Type of Regulation in Children, Adolescents and Athletes]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2009. 259 p.
7. Barbosa H.C., Oliveira A.R.D. Physical Activity of Preschool Children: a Review. Physiother. Rehabil., 2016, vol. 1, pp. 111–114. DOI: 10.4172/2573-0312.1000111
8. Longmuir P.E., Colley R.C., Wherley V.A., Tremblay M.S. Canadian Society for Exercise Physiology Position Stand: Benefit and Risk for Promoting Childhood Physical Activity. Appl Physiol Nutr Metab., 2014, vol. 39 (11), pp. 1271–1279. DOI: 10.1139/apnm-2014-0074
9. Everly G., Latin J.A. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. NY: Springer, 2013. 486 p.
10. Hnatiuk J.A., Brown H.E., Downing K.L. et al. Interventions to Increase Physical Activi-ty in Children 0–5 Years Old: a Systematic Review, Meta-Analysis and Realist Synthesis. Obes Rev., 2019, vol. 20 (1), pp. 75–87. DOI: 10.1111/obr.12763
11. Jones M.A. Effect of Sex and Body Mass Index on Children’s Physical Activity Intensity During Free Play at an Indoor Soft Play Center: An Exploratory Study. Int J Environ Res Public Health, 2017, vol. 14 (9), pp. 1052–1059. DOI: 10.3390/ijerph14091052
12. Bond B., Weston K.L., Williams C.A., Barker A.R. Perspectives on High-Intensity Interval Exercise for Health Promotion in Children and Adolescents. Open Access J Sports Med, 2017, vol. 27 (8), pp. 243–265. DOI: 10.2147/OAJSM.S127395
13. Kain J., Leyton B., Concha F. et al. Preschool Children's Physical Activity Intensity During School Time: Influence of School Schedule. Prev Med Repm, 2017, vol. 8, pp. 6–9. DOI: 10.1016/ j.pmedr.2017.07.011
14. Fulton J.E., Garg M., Galuska D.A. et al. Public Health and Clinical Recommendations for Physical Activity and Physical Fitness: Special Focus on Overweight Youth. Sports Med, 2004, vol. 34 (9), pp. 581–599. DOI: 10.2165/00007256-200434090-00003
15. Carson V., Lee E.Y., Hewitt L. et al. Systematic Review of the Relationships Between Physical Activity and Health Indicators in the Early Years (0–4 Years). BMC Public Health, 2017, vol. 17 (suppl. 5), 854 p. DOI: 10.1186/s12889-017-4860-0
16. Abu-Omar K., Rütten A., Messing S. et al. The German Recommendations for Physical Activity Promotion. J Public Health (Berl.), 2018, vol. 26, pp. 1–15.
17. Piercy K.L., Troiano R.P., Ballard R.M. et al. The Physical Activity Guidelines for Americans. JAMA, 2018, vol. 320 (19), pp. 2020–2028. DOI: 10.1001/jama.2018.14854
18. Farooq M.A., Parkinson K.N., Adamson A.J. et al. Timing of the Decline in Physical Activity in Childhood and Adolescence: Gateshead Millennium Cohort Study. Br. J. Sports Med., 2017, vol. 52, pp. 1002–1006. DOI: 10.1136/bjsports-2016-096933
Опубликован
2020-07-13
Как цитировать
Криволапчук, И., Чернова, М., & Герасимова, А. (2020). ВЛИЯНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ 5–6 И 6–7 ЛЕТ. Человек. Спорт. Медицина, 20(2), 71-79. https://doi.org/10.14529/hsm200209
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)