ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА АНАЭРОБНОЙ ГЛИКОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • И. А. Криволапчук Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия; Государственный университет управления, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8628-6924 i.krivolapchuk@mail.ru
  • А. А. Герасимова Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6124-9457 gerasimova.aa@mail.ru
  • В. В. Мышьяков Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-1555-4853 vmyshakov@mail.ru
  • В. П. Чичерин Государственный университет управления, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4884-4635 5052726@mail.ru
Ключевые слова: функциональное состояние, физическая работоспособность, уровень анаэробных гликолитических возможностей, напряженная когнитивная деятельность, факторный и дисперсионный анализ

Аннотация

Цель исследования – выявить влияние фактора «анаэробные гликолитические возможности организма» на функциональное состояние (ФС) и эффективность когнитивной деятельности детей младшего школьного возраста. Материал и методы. В исследовании приняли участие дети 7–8 (n = 181) и 9–10 (n = 168) лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Использовался комплекс показателей, характеризующих физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС организма, физическую работоспособность и двигательную подготовленность. Результаты. В ходе исследования в качестве одного из ведущих факторов, характеризующих структуру физической работоспособности детей 7–8 и 9–10 лет, выделены анаэробные гликолитические возможности организма. Установлено, что ФС школьников 7–8 и 9–10 лет в условиях спокойного бодрствования и информационных нагрузок зависит от уровня развития анаэробных гликолитических возможностей организма. На основе применения дисперсионного анализа были получены данные, свидетельствующие, что анаэробные гликолитические возможности организма оказывают статистически значимое (p < 0,05–0,001) воздействие на фоновую активированность, психофизиологическую реактивность и эффективность напряженной познавательной деятельности, уровень тревожности. Сила влияния фактора анаэробной гликолитической работоспособности на изменения различных показателей ФС находилась в диапазоне от 4 до 9 %. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют, что анаэробные гликолитические возможности являются ведущим фактором, определяющим не только внутреннюю структуру физического состояния детей младшего школьного возраста и ее изменения в возрастном аспекте, но и особенности психофизиологических сдвигов ФС при напряженной информационной нагрузке.

Информация об авторах

И. А. Криволапчук , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия; Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, 119121, г. Москва; профессор кафедры физической культуры и здоровья, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 119049, г. Москва; профессор кафедры физической культуры, Государственный университет управления, 109542, г. Москва

А. А. Герасимова , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

В. В. Мышьяков , Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Беларусь

Старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, 230023, г. Гродно

В. П. Чичерин , Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры, Государственный университет управления. 109542, г. Москва

Литература

1. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: моногр. / Н.И. Волков, В.И. Олейников. – М.: Совет. спорт, 2011. – 160 с.
2. Илюхина, В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. – СПб.: Изд-во Н.-Л., 2010. – 368 с.
3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
4. Криволапчук, И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6–8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 5. – С. 61–72.
5. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф. Лакин. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с.
6. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 440 с.
7. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. – 432 с.
8. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 368 с.
9. Физиология развития ребенка: рук. по возрастной физиологии / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2010. – 768 с.
10. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 259 с.
11. Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults / J.J. Kaczor, W. Ziolkowski, J. Popinigis, M.A. Tarnopolsky // Pediatr Res. – 2005. – Vol. 57, № 3. – P. 331–335.
12. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? / N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. – 2015. – Vol. 49, № 13. – P. 860–864.
13. Cardiovascular reactivity, stress, and physical activity / C.J. Huang, H.E. Webb, M.C. Zourdos, E.O. Acevedo // Front Physiol. – 2013. – Vol. 7, № 4. – P. 314–318.
14. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis / J.W. de Greeff, R. J. Bosker, J. Oosterlaan et al. // J Sci Med Sport. – 2018. – Vol. 21, № 5. – P. 501–507.
15. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. – Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. – 640 p.
16. Metabolic and Fatigue Profiles Are Comparable Between Prepubertal Children and Well-Trained Adult Endurance Athletes / A. Birat, P. Bourdier, E. Piponnier et al. // Front Physiol. – 2018. – Vol. 24, № 9. – P. 387.
17. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli et al. // Med Sci Sports Exerc. – 2016. – Vol. 48, № 6. – P. 1223–1224.
18. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath // Psychophysiology. – 2009. – Vol. 46, № 4. – P. 852.
19. The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Meta-cognition: A Systematic Review and Meta-Analysis / C. Álvarez-Bueno, C. Pesce, I. Cavero-Redondo et al. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 2017. – Vol. 56, № 9. – P. 729–738.

References

1. Volkov N.I., Oleynikov V.I. Bioenergetika sporta [Bioenergetics of Sports]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 160 p.
2. Ilyuhina V.A. Psikhofiziologiya funktsional’nykh sostoyaniy i poznavatel’noy deyatel’nosti zdorovogo i bol’nogo cheloveka [Psychophysiology of Functional States and Cognitive Activity of a Healthy and Sick Person]. St. Petersburg, N-L Publ., 2010. 368 p.
3. Kostina L.M. Metody diagnostiki trevozhnosti [Methods for Diagnosing Anxiety]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 198 p.
4. Krivolapchuk I.A. [Efficiency of Using Physical Exercises to Manage the Functional State of Anxious Children 6–8 Years Old]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2011, vol. 37, no. 5, pp. 61–72. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119711050094
5. Lakin G.F. Biometriya [Biometrics]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1990. 352 p.
6. Machinskaya R.I., Farber D.A. Mozgovyye mekhanizmy formirovaniya poznavatel’noy deyatel’nosti v predshkol’nom i mladshem shkol’nom vozraste [Brain Mechanisms of Formation of Cognitive Activity in Preschool and Primary School Age]. Moscow, NOU VPO MPSU Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2014. 440 p.
7. Farber D.A., Bezrukih M.M. Razvitiye mozga i formirovaniye poznavatel’noy deyatel’nosti rebenka [Development of the Brain and the Formation of Cognitive Activity of the Child]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2009. 432 p.
8. Son'kin V.D., Tambovceva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [Development of Muscular Energy and Working Capacity in Ontogenesis]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 368 p.
9. Bezrukih M.M., Farber D.A. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoy fiziologii [Physiology of Child Development. A Guide to Age Physiology]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2010. 768 p.
10. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov [Heart Rate and Type of Regulation in Children, Adolescents and Athletes]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2009. 259 p.
11. Kaczor J.J., Ziolkowski W., Popinigis J., Tarnopolsky M.A. Anaerobic and Aerobic Enzyme Activities in Human Skeletal Muscle from Children and Adults. Pediatr Res., 2005, vol. 57, no. 3,
pp. 331–335. DOI: 10.1203/01.PDR.0000150799.77094.DE
12. Armstrong N., Barker A.R., McManus A.M. Muscle Metabolism Changes with Age and Maturation: How do they Relate to youth Sport Performance? Br J Sports Med., 2015, vol. 49, no. 13, pp. 860–864. DOI: 10.1136/bjsports-2014-094491
13. Huang C.J., Webb H.E., Zourdos M.C., Acevedo E.O. Cardiovascular Reactivity, Stress, and Physical Activity. Front Physiol., 2013, vol. 7, no. 4, pp. 314–318. DOI: 10.3389/fphys.2013.00314
14. De Greeff J.W., Bosker R. J., Oosterlaan J., Visscher C., Hartman E. Effects of Physical Activity on Executive Functions, Attention and Academic Performance in Preadolescent Children:
a Meta-Analysis. J Sci Med Sport., 2018, vol. 21, no. 5, pp. 501–507. DOI: 10.1016/j.jsams.2017.09.595
15. Kenney W.L., Wilmore J., Costill D. Physiology of Sport and Exercise. Published by Champaign, IL; Human Kinetics. 2015. 640 p.
16. Birat A., Bourdier P., Piponnier E., Blazevich A.J., Maciejewski H., Duché P., Ratel S. Metabolic and Fatigue Profiles Are Comparable Between Prepubertal Children and Well-Trained Adult Endurance Athletes. Front Physiol, 2018, vol. 24, no. 9, 387 p. DOI: 10.3389/fphys.2018.00387. eCollection 2018.
17. Donnelly J.E., Hillman C.H., Castelli D., Etnier J.L., Lee S., Tomporowski P., Lambourne K., Szabo-Reed A.N. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review. Med Sci Sports Exerc., 2016, vol. 48, no. 6, pp. 1223–1224. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000966
18. Roemmich J.N., Lambiase M., Salvy S.J., Horvath P.J Protective Effect of Interval Exercise on Psychophysiological Stress Reactivity in Children. Psychophysiology, 2009, vol. 46, no. 4, 852 p. DOI: 10.1111/j.1469-8986.2009.00808.x
19. Álvarez-Bueno C., Pesce C., Cavero-Redondo I., Sánchez-López M., Martínez-Hortelano J.A., Martínez-Vizcaíno V. The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, 2017, vol. 56, no. 9, pp. 729–738. DOI: 10.1016/j.jaac.2017.06.012
Опубликован
2020-03-13
Как цитировать
Криволапчук, И., Герасимова, А., Мышьяков, В., & Чичерин, В. (2020). ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА АНАЭРОБНОЙ ГЛИКОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Человек. Спорт. Медицина, 19(S2), 29-36. https://doi.org/10.14529/hsm19s204
Раздел
Физиология