ДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

  • Л. Н. Коданева Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1665-7181 kodaneva61@mail.ru
  • Е. С. Кетлерова Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6957-7631 ev.ket@mail.ru
Ключевые слова: здоровье студенток, хроническая патология, динамический контроль, функциональные возможности

Аннотация

Цель. Оценить эффективность динамического контроля уровня физической нагрузки (ДКУФН) в процессе занятий со студентами специальной медицинской группы (СМГ) по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС) с использованием пульсометров. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 30 студенток, имеющих хроническую патологию органов зрения (ОЗ), органов дыхания (ОД), сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной и мочеполовой систем. Были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) по 15 человек. До начала исследования всем девушкам индивидуально была определена интенсивность физических нагрузок. В процессе занятий нагрузка в КГ проверялась с помощью оперативного контроля, в ЭГ проводился ДКУФН. Эффективность ДКУФН оценивали на основе сравнительного анализа динамики показателей функциональных возможностей, физического развития и физической подготовленности студенток. Результаты. В процессе исследования среднее значение окружности грудной клетки (ОГК) увеличилось в КГ на 2,7 %, в ЭГ – на 4,8 %, что свидетельствует об улучшении функции дыхания. Больший прирост в ЭГ отмечен и по другим параметрам состояния дыхательной системы. В процессе занятий средние показатели ЧСС снизились на 4,8 % и 7,1 %, САД – на 7,7 % и 11,1 %, ДАД – на 6,2 % и 6,3 % в КГ и ЭГ соответственно, что свидетельствует об улучшении деятельности ССС. Показатели САД достоверно ниже у студенток ЭГ. По другим показателям достоверных различий не выявлено, но необходимо отметить, что в ЭГ они снизились более значимо. Увеличение результатов, характеризующих уровень физической подготовленности, у студенток КГ и ЭГ зарегистрирован по всем восьми показателям. Наиболее достоверный прирост (Р < 0,01) отмечен в упражнениях на общую и специальную выносливость. У студенток ЭГ прирост составил от 8 до 77 %, в КГ – от 4,6 до 52 %. Заключение. ДКУФН по показателям ЧСС с использованием пульсометров обеспечивает более значимое увеличение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма студенток СМГ, способствует повышению эффективности управления процессом физического воспитания, обеспечивает индивидуальный подход к дозированию нагрузки, обратную связь в течение занятия, возможность обоснованного выбора методов физического воспитания.

Информация об авторах

Л. Н. Коданева , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

Е. С. Кетлерова , Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). 105122, г. Москва

Литература

1. Абраменко, М.Н. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп с использованием интерактивного учебного пособия для самостоятельной работы / М.Н. Абраменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 9–12.
2. Барыбина, Л.Н. Аналитический обзор научных исследований по проблеме индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении / Л.Н. Барыбина // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2012. – № 9. – С. 14–18.
3. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 6. – С. 60–62.
4. Бородин, П.В. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинского университета на основе внедрения аппаратно-компьютерных комплексов / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 24–31.
5. Бородулина, О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бо-родулина // Адаптивная физ. культура. – 2015. – № 1 (61). – С. 53–56.
6. Веленская, Т.Е. Принципы формирования и организация физического воспитания в специальных медицинских группах / Т.Е. Веленская, Э.А. Кудаев // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 1. – С. 25–26.
7. Гаврилова, Е.А. Использование вариабельности ритма сердца в оценке успешности спортивной деятельности / Е.А. Гаврилова // Практ. медицина. – 2015. – № 3. – Т. 1. – С. 52–57.
8. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева. – М., 2012. – 252 с.
9. Комплексная оценка физического состояния студентов специальной медицинской группы / Г.М. Казантинова, Т.Н. Власова, М.В. Цуцаева и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 4 (122). – С. 63–68.
10. Новикова, А.В. Состояние здоровья молодежи, учащейся в высших учебных заведениях / А.В. Новикова // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. – М.: РУДН, 2017. – С. 165–166.
11. Оптимизация величины тренировочной нагрузки на занятиях физической культурой в вузе / Ю.А. Васильковская, Л.В. Малыгина, Н.М. Нефедова и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9 (139). – C. 25–27.
12. Русаков, А.А. Организация физического воспитания в вузе на основе индивидуальной физкультурной направленности студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12 (166). – С. 215–218.
13. Самоловов, Н.А. Организация занятий по физическому воспитанию студенток на основе средств аэробики / Н.А. Самоловов, Н.В. Самоловова, А.Ю. Пащенко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 27–29.
14. Шатилович, Л.Н. Анализ показателей здоровья студенческой и работающей молодежи / Л.Н. Шатилович, В.И. Низмутдинова, Д.С. Речапов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 28–31.
15. Шлык, Н.И. Управление тренировочным процессом с учетом индивидуальных характеристик вариабельности ритма сердца / Н.И. Шлык // Физиология человека. – 2016. – Т. 42. – № 6. – С. 81–92.
16. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172.2016.0101
17. Donozological monitoring in the system of higher education establishment / S.A. Pod-lesny, E.V. Smirnova, O.N. Moskovchenko et al. // International symposium. Health and environment monitoring. Technology and information data bases. – Greece, Krit Island, April, 29 – May, 6. – 2001. – P. 141–143.
18. Fedyakin, A.А. Analysis of dissertation research on physical education of students / A.А. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. – 2015. – Vol. 1 (7). – Р. 17–23.
19. Modification of Harvard step-test for assessment of students' with health problems functional potentials / E.N. Kopeikina, V.V. Drogomeretsky, V.L. Kondakov et al. // Physical Education of Students. – 2016. – Vol. 4. – P. 44–50. DOI: 10.15561/20755279.2016.0405
20. Moskovchenko, O.N. Psycho-Physiological Types of Adaptation in the Assessment of Professional and Sport Selection / O.N. Moskovchenko // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2011. – Vol. 4, no. 9. – P. 1288–1301.

References

1. Abramenko M.N. [Physical Education of Students of Special Medical Groups Using an Interactive Tutorial for Self-Study]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2018, no. 2 (156), pp. 9–12. (in Russ.)
2. Barybina L.N. [Research Overview of Physical Education Individualization in Higher Education Institution]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medico-Biological Problems of Physical Educa-tion and Sport], 2012, no. 9, pp. 14–18. (in Russ.)
3. Blinkov S.N. [Analysis of Physical Fitness Monitoring of Students During Academic Year]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Education. Education, Training], 2015, no. 6, pp. 60–62. (in Russ.)
4. Borodin P.V., Tyutyukov V.G. [Improvement of the Physical Training Education Process of the Students of Far Eastern State Medical University Via Hardware and Software-Based Systems]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2015, no. 6 (124), pp. 24–31. (in Russ.)
5. Borodulina O.V. [The Technique of Fitness Classes with Students of Special Medical Groups]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2015, no. 1 (61), pp. 53–56. (in Russ.)
6. Velenskaya T.E., Kudaev E.A. [Principles of Formation and Organization of Physical Education in Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 1, pp. 25–26. (in Russ.)
7. Gavrilova E.A. [Using Heart Rate Variability in the Assessmentof the Success the Activities in the Sport]. Prakticheskaya meditsina [Practical Medicine], 2015, no. 3, vol. 1, pp. 52–57. (in Russ.)
8. Zhuravlevа I.V. (Ed.) Zdorov’ye studentov: sotsiologicheskiy analiz [Health of Students. Sociological Analysis]. Moscow, Institute of Sociology, RAS Publ., 2012. 252 p.
9. Ksantinola G.M., Vlasova T.N., Tsutsaeva M.V. et al. [Comprehensive Evaluation of Physical Condition of Students of Special Medical Group]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2015, no. 4 (122), pp. 63–68. (in Russ.)
10. Novikova A.V. [State of Health of Young People Studying in Higher Educational Institutions]. Materialy XVII Vserossijskogo simpoziuma “Ekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii” [Proceedings of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 165–166. (in Russ.)
11. Vasilkovskaya Yu.A., Malygina L.V., Nefedova N.M., Fedyakina L.K. [Optimization of Value of Training Load at University During the Lessons of Physical Culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2016, no. 9 (139), pp. 25–27. (in Russ.)
12. Rusakov A.A., Romanova S.V. [Formation of Individual Orientation in the Fitness Pursuits of Students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2018, no. 12 (166), pp. 215–218. (in Russ.)
13. Samolovov O.N., Samolovova N.V., Pashchenko A.Y. [Role of Aerobics-Driven Practices in Academic Physical Education of Female Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 6, pp. 27–29. (in Russ.)
14. Shatilovich L.N., Nazmutdinova V.I., Rechapov D.S. [Students’ and Young Employees’ Health Situation Analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 12, pp. 28–30. (in Russ.)
15. Shlyk N.I. [Management of Athletic Training with Consideration of Individual Heart Rate Variability Chararcteristics]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2016, vol. 42, no. 6, pp. 81–92. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119716060189
16. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Conditions of Inclusive Education. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/18189172.2016.0101
17. Podlesny S.A., Smirnova E.V., Moskovchenko O.N., Shubin D.A. Donozological Monitoring in the System of Higher Education Establishment. International symposium. Health and environment monitoring. Technology and information data bases, 2001, pp. 141–143.
18. Fedyakin A.А., Kuvaldina E.V. Analysis of Dissertation Research on Physical Education of Students. European Journal of Physical Education and Sport, 2015, vol. 1 (7), pp. 17–23. DOI: 10.13187/ejpe.2015.7.17
19. Kopeikina E.N., Drogomeretsky V.V., Kondakov V.L. et al. Modification of Harvard Step-Test for Assessment of Students' with Health Problems Functional Potentials. Physical Education of Students, 2016, vol. 4, pp. 44–50. DOI: 10.15561/20755279.2016.0405
20. Moskovchenko O.N. Psycho-Physiological Types of Adaptation in the Assessment of Professional and Sport Selection. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, vol. 4, no. 9, pp. 1288–1301.
Опубликован
2020-07-14
Как цитировать
Коданева, Л., & Кетлерова, Е. (2020). ДИНАМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ. Человек. Спорт. Медицина, 20(2), 125-131. https://doi.org/10.14529/hsm200215
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина