ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КАЧЕСТВЕННОГО БИОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  • А. А. Померанцев Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия https://orcid.org/0000-0003-4197-2183 pomerancev_aa@lspu-lipetsk.ru
Ключевые слова: спортивная техника, качественный биомеханический анализ, перцептивный процесс, гештальт, память, образ двигательного действия

Аннотация

Цель: выявление особенностей перцептивных процессов при выполнении качественного биомеханического анализа. Материалы и методы: изучение литературы по психологии восприятия и спортивной биомеханике, методы экспериментальной психологии, скоростная видеосъемка, авторские методики оценки восприятия спортивной техники и образности движения, математико-статистический анализ. Результаты. Исследование включало 3 взаимосвязанных последовательных этапа. Первый этап исследования показал, что мнения экспертов в оценке техники не согласуются, каждый эксперт имеет своё субъективное суждение. Второй этап позволил выявить два основных способа восприятия спортивной техники: 1) способ, основанный на аналитическом подходе, когда эксперты стремились разложить технику на совокупность углов, получив как можно больше числовой информации; 2) способ, основанный на гештальт-восприятии, когда эксперты полагались на целостную картину движения без стремления к детализации техники. Второй способ оказался более эффективным, он позволял точнее воспринимать спортивную технику, затрачивая на это меньше времени. Третий этап выявил различный уровень сформированности образа двигательного действия у экспертов и его взаимосвязь со специфической памятью двигательного образа. Чем яснее и четче был образ движения, тем он дольше удерживается в памяти экспертов. Выводы. Гештальт-восприятие двигательного действия, образ двигательного действия и специфическая память образуют триаду перцептивных процессов во время оценки спортивной техники. Эффективность и оперативность качественного биомеханического анализа зависят от степени сформированности каждой составляющей этой триады.

Информация об авторе

А. А. Померанцев , Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 398020, г. Липецк

Литература

1. Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич. – М.: Статистика, 1980. – 263 c.
2. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / общ. ред. В.П. Зинченко, С.Ф. Горбова. – М.: Прогресс, 1987. – 336 c.
3. Гуссерль, Э. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. – 464 c.
4. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д.Д. Донской. – М.: ФиС, 1971. – 287 c.
5. Коренберг, В.Б. Основы качественного биомеханического анализа / В.Б. Коренберг. – М.: ФиС, 1979. – 208 c.
6. Пиаже, Ж. Экспериментальная психология / Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1978. – 302 c.
7. Bernstein, N. The Coordination and Regulation of Movements: Internet Archive / Pergamon Press Ltd. – https://archive.org/details/bernsteinthecoordinationandregulationofmovements/page/n4/mode/2up (дата обращения: 23.02.2020).
8. Beveridge, S.K. Teaching Experience and Training in the Sports Skill Analysis Process / S.K. Beveridge, S.K. Gangstead // Journal of Teaching in Physical Education. – 2016. – № 2 (7). – P. 103–114. DOI: 10.1123/jtpe.7.2.103
9. Choi, Y.H. A Study on the Principles of Visual Perception on the Distorted Body in Contemporary Dance: Focusing on Gestalt Principles / Y.H. Choi // Dance Research Journal of Dance. – 2019. – № 6 (77). – P. 141–156. DOI: 10.21317/ksd.77.6.9
10. Coach and Biomechanist Knowledge of Sprint Running Technique / A. Waters, E. Phillips, D. Panchuk, A. Dawson // 35th Conference of the International Society of Biomechanics in Sports, Cologne, Germany, June 14–18, 2017. – P. 839–842.
11. Čoh, M. Usain Bold – Biomechanical Model of Sprint Technique / M. Čoh // Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport. – 2019. – № 1 (17). – P. 1–13. DOI: 10.22190/FUPES190304003C
12. Dyer, J.F. Mapping Sonification for Perception and Action in Motor Skill Learning / J.F. Dyer, P. Stapleton, M. Rodger // Frontiers in Neuroscience. – 2017. – № 11. – P. 463. DOI: 10.3389/fnins.2017.0046
13. Enacting Phenomenological Gestalts in Ultra-Trail Running: An Inductive Analysis of Trail Runners’ Courses of Experience / N. Rochat, V. Gesbert, L. Seifert, D. Hauw // Frontiers in Psychology. – 2018. – № 9. – P. 2038. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02038
14. Lees, A. Technique Analysis in Sports: A Critical Review / A. Lees // Journal of Sports Sciences. – 2002. – № 10 (20). – P. 813–828. DOI: 10.1080/026404102320675657
15. Motor Learning / J.W. Krakauer, A.M. Hadjiosif, J.Xu, A.L. Wong, A.M. Haith // Comprehensive Physiology. – 2019. – № 2 (9). – P. 613–663. DOI: 10.1002/cphy.c170043
16. Neuro-Cognitive Mechanisms of Global Gestalt Perception in Visual Quantification / J. Bloechle, S. Huber, E. Klein et al. // Neuro Image. – 2018. – № 181. – P. 359–369. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2018.07.026
17. Park, Y. Efficacy of Gestalt Visual Motor Integration Learning (GVMIL) to Improve Visual Perception in Children with Autism / Y. Park, J. Yang // Journal of Digital Contents Society. – 2019. – № 5 (20). – P. 1039–1049. DOI: 10.9728/dcs.2019.20.5.1039
18. Perceptual-Cognitive Expertise when Refereeing the Scrum in Rugby Union / L.J. Moore, D.J. Harris, B.T. Sharpe et al. // Journal of Sports Sciences. – 2019. – № 15 (37). – P. 1778–1786. DOI: 10.1080/02640414.2019.1594568
19. Pizzera, A. Gaze Behavior of Gymnastics Judges: Where Do Experienced Judges and Gymnasts Look While Judging? / A. Pizzera, C. Möller, H. Plessner // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 2018. – № 1 (89). – P. 112–119. DOI: 10.1080/02701367.2017.1412392
20. Pomerantsev, A.A. Expert Valuation and Associative Rules to Rate Motor Skills in Sprint / A.A. Pomerantsev, V.A. Kashkarov // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. – 2019. – № 9 (975). – P. 80–82.
21. Scharfen, H.E. The Relationship Between Cognitive Functions and Sport-Specific Motor Skills in Elite Youth Soccer Players / H.E. Scharfen, D. Memmert // Frontiers in Psychology. – 2019. – № 10. – P. 817. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00817
22. Schmidt, R.A. A Schema Theory of Discrete Motor Skill Learning / R.A. Schmidt // Psychological Review. – 1975. – № 4 (82). – P. 225–260. DOI: 10.1037/h0076770
23. Sherwood, D.E. Schema Theory: Critical Review and Implications for the Role of Cognition in a New Theory of Motor Learning / D.E. Sherwood, T.D. Lee // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 2003. – № 4 (74). – P. 376–382. DOI: 10.1080/02701367.2003.10609107
24. The Impact of Video Speed on the Decision-Making Process of Sports Officials / J. Spitz, P. Moors J. Wagemans, W.F. Helsen // Cognitive Research: Principles and Implications. – 2018. – № 3. – P. 16. DOI: 10.1186/s41235-018-0105-8
25. Thornton, I.M. The Visual Perception of Human Locomotion / I.M. Thornton, J. Pinto, M. Shiffrar // Cognitive Neuropsychology. – 1998. – № 6-8 (15). – P. 535–552. DOI: 10.1080/026432998381014
26. Validity and Reliability of the Kinovea Program in Obtaining Angles and Distances Using Coordinates in 4 Perspectives / A. Puig-Diví, C. Escalona-Marfil, J.M. Padullés-Riu et al. // PLOS ONE. – 2019. – № 6 (14). – P. 1–14. DOI: 10.1371/journal.pone.0216448
27. Visual Control of Human Locomotion / H.N. Rozorinov, N.I. Chichikalo, E.H. Arkhiiereieva, E.Yu. Larina // 4th International Conference on Nanotechnologies and Biomedical Engineering, 2020. – P. 411–416. DOI: 10.1007/978-3-030-31866-6_75
28. Zimmer, A.C. Gestalt Theoretic Account for the Coordination of Perception and Action in Motor Learning / A.C. Zimmer, H. Körndle // Philosophical Psychology. – 1994. – № 2 (7). – P. 249–265. DOI: 10.1080/09515089408573122

References

1. Beshelev S.D. Matematiko-statisticheskiye metody ekspertnykh otsenok [Mathematical and Statistical Methods for Expert Assessments]. 2nd ed. Moscow, Statistika Publ., 1980. 263 p.
2. Wertheimer M. Produktivnoe myshlenie [Productive Thinking]. Moscow, Progress Publ., 1987. 336 p.
3. Husserl E. Izbrannye raboty [Selected Works]. Moscow, Territory of the Future Publ., 2005. 464 p.
4. Donskoy D.D. Biomehanika s osnovami sportivnoy tehniki [Biomechanics with the Basics of Sports Technique]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1971. 287 p.
5. Korenberg V.B. Osnovy kachestvennogo biomehanicheskogo analiza [Fundamentals of Qualitative Biomechanical Analysis]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1979. 208 p.
6. Piaget J. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. Moscow, Progress Publ., 1978. 302 p.
7. Bernstein N. The Coordination And Regulation Of Movements: Internet Archive / Pergamon Press Ltd. Available at: https://archive.org/details/bernsteinthecoordinationandregulationofmovements/page/n4/mode/2up (accessed 23.02.2020)
8. Beveridge S.K., Gangstead S.K. Teaching Experience and Training in the Sports Skill Analysis Process. Journal of Teaching in Physical Education, 2016, no. 2 (7), pp. 103–114. DOI: 10.1123/jtpe.7.2.103
9. Choi Y.H. A Study on the Principles of Visual Perception on the Distorted Body in Contemporary Dance: Focusing on Gestalt Principles. Dance Research Journal of Dance, 2019, no. 6 (77), pp. 141–156. DOI: 10.21317/ksd.77.6.9
10. Waters A., Phillips E., Panchuk D., Dawson A. Coach and Biomechanist Knowledge of Sprint Running Technique. 35th Conference of the International Society of Biomechanics in Sports, Cologne, Germany, June 14–18, 2017, pp. 839–842.
11. Čoh M. Usain Bold – Biomechanical Model of Sprint Technique. Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport, 2019, no. 1 (17), pp. 1–13. DOI: 10.22190/FUPES190304003C
12. Dyer J.F., Stapleton P., Rodger M. Mapping Sonification for Perception and Action in Motor Skill Learning. Frontiers in Neuroscience, 2017, no. 11, p. 463. DOI: 10.3389/fnins.2017.0046
13. Rochat N., Gesbert V., Seifert L., Hauw D. Enacting Phenomenological Gestalts in Ultra-Trail Running: An Inductive Analysis of Trail Runners’ Courses of Experience. Frontiers in Psychology, 2018, no. 9, p. 2038. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02038
14. Lees A. Technique Analysis in Sports: A Critical Review. Journal of Sports Sciences, 2002, no. 10 (20), pp. 813–828. DOI: 10.1080/026404102320675657
15. Krakauer J.W., Hadjiosif A.M., Xu J. et al. Motor Learning. Comprehensive Physiology, 2019, no. 2 (9), pp. 613–663. DOI: 10.1002/cphy.c170043
16. Bloechle J., Huber S., Klein E. et al. Neuro-Cognitive Mechanisms of Global Gestalt Perception in Visual Quantification. NeuroImage, 2018, no. 181, pp. 359–369. DOI: 10.1016/j.neuroimage. 2018.07.026
17. Park Y., Yang J. Efficacy of Gestalt Visual Motor Integration Learning (GVMIL) to Improve Visual Perception in Children with Autism. Journal of Digital Contents Society, 2019, no. 5 (20), pp. 1039–1049. DOI: 10.9728/dcs.2019.20.5.1039
18. Moore L.J., Harris D.J., Sharpe B.T. et al. Perceptual-Cognitive Expertise when Refereeing the Scrum in Rugby Union. Journal of Sports Sciences, 2019, no. 15 (37), pp. 1778–1786. DOI: 10.1080/02640414.2019.1594568
19. Pizzera A., Möller C., Plessner H. Gaze Behavior of Gymnastics Judges: Where Do Experienced Judges and Gymnasts Look While Judging? Research Quarterly for Exercise and Sport, 2018, no. 1 (89), pp. 112–119. DOI: 10.1080/02701367.2017.1412392
20. Pomerantsev A.A., Kashkarov V.A. Expert Valuation and Associative Rules to Rate Motor Skills in Sprint. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, 2019, no. 9 (975), pp. 80–82.
21. Scharfen H.E., Memmert D. The Relationship Between Cognitive Functions and Sport-Specific Motor Skills in Elite Youth Soccer Players. Frontiers in Psychology, 2019, no. 10, p. 817. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00817
22. Schmidt R.A. A Schema Theory of Discrete Motor Skill Learning. Psychological Review, 1975, no. 4 (82), pp. 225–260. DOI: 10.1037/h0076770
23. Sherwood D.E., Lee T.D. Schema Theory: Critical Review and Implications for the Role of Cognition in a New Theory of Motor Learning. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2003, no. 4 (74), pp. 376–382. DOI: 10.1080/02701367.2003.10609107
24. Spitz J., Moors P., Wagemans J., Helsen W.F. The Impact of Video Speed on the Decision-Making Process of Sports Officials. Cognitive Research: Principles and Implications, 2018, no. 3, p. 16. DOI: 10.1186/s41235-018-0105-8
25. Thornton I.M., Pinto J., Shiffrar M. The Visual Perception of Human Locomotion. Cognitive Neuropsychology, 1998, no. 6–8 (15), pp. 535–552. DOI: 10.1080/026432998381014
26. Puig-Diví A., Escalona-Marfil C., Padullés-Riu J.M. et al. Validity and Reliability of the Kinovea Program in Obtaining Angles and Distances Using Coordinates in 4 Perspectives. PLOS ONE, 2019, no. 6 (14), pp. 1–14. DOI: 10.1371/journal.pone.0216448
27. Rozorinov H.N., Chichikalo N.I., Arkhiiereieva E.H., Larina E.Yu. Visual Control of Human Locomotion. 4th International Conference on Nanotechnologies and Biomedical Engineering, 2020, pp. 411–416. DOI: 10.1007/978-3-030-31866-6_75
28. Zimmer A.C., Körndle H. Gestalt Theoretic Account for the Coordination of Perception and Action in Motor Learning. Philosophical Psychology, 1994, no. 2 (7), pp. 249–265. DOI: 10.1080/09515089408573122
Опубликован
2020-10-16
Как цитировать
Померанцев, А. (2020). ОСОБЕННОСТИ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КАЧЕСТВЕННОГО БИОМЕХАНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Человек. Спорт. Медицина, 20(S1), 98-108. https://doi.org/10.14529/hsm20s113
Раздел
Спортивная тренировка