АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Д. В. Викторов Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0635-1162 viktorovdv@yandex.ru
  • В. Ю. Кокин Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6476-3582 valeriikokin@mail.ru
  • А. А. Захарец Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0153-3557 zakharetsaa@susu.ru
  • Е. А. Воронцова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-4449-173X eavorontsova@susu.ru
Ключевые слова: студенты, адаптация, прикладное физкультурное образование, профессиональная деятельность, прикладная подготовка, высшее образование

Аннотация

Цель. Экспериментальное обоснование методики прикладного физкультурного образования (ПФО) для формирования прикладной адаптации при работе со студентами различных медицинских групп. Организация и методы. Студенты инженерных специальностей ЮУрГУ (НИУ) принимали участие в исследовании: студенты КГ – 15 человек и студенты ЭГ – 15 человек. Задействованы юноши и девушки с различными нозологиями: опорно-двигательного аппарата – 3 юноши и 4 девушки, миопии или зрения – 3 юноши и 2 девушки, тугоухости или слуха – девушка, юноша по одному человеку, нарушения работы внутренних органов: 7 юношей и 5 девушек, заболевания эндо­кринной системы (диабет) – 2 юноши и 2 девушки. В ходе исследования использовались методы: проба Серкина и проба Мартине, проба Ромберга (две фазы с постепенным уменьшением площади опоры), экспресс-метод PWC130 и МПК. Результаты. Применяемые показатели создают предпосылки для обеспечения успешности в будущей профессиональной деятельности студентов всех медицинских групп, а осуществлять эту концепцию необходимо в учебных заведениях высшего образования для увеличения диапазона адаптационных возможностей организма, особенно для студентов с ограниченными возможностями организма. Заключение. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья более приемлемо ПФО, поскольку нет абсолютной необходимости всегда добиваться всестороннего гармонического или максимального развития физических способностей, как это предусмотрено в базовом физическом воспитании и спорте.

Информация об авторах

Д. В. Викторов , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

В. Ю. Кокин , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

А. А. Захарец , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Лаборант кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

Е. А. Воронцова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Лаборант кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

Литература

1. Ажинова, А.Э. Инклюзивное образование: барьеры внедрения и психолого-педагогические условия успешной реализации / А.Э. Ажинова // Вестник Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. – 2019. – № 2: Сер. Филология, педагогика, психология. – С. 93–101.
2. Береговая, О.А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации / О.А. Береговая, В.И. Кудашов // Образование и саморазвитие. – 2021. – № 3 (16). – С. 100–114.
3. Викторов, Д.В. Прикладное физкультурное образование студентов / Д.В. Викторов // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 463. – С. 145–149.
4. Гайнуллин, Р.А. Оценка статокинетической устойчивости студентов методом стабилометрии / Р.А. Гайнуллин, А.П. Исаев, Ю.Б. Кораблева // Мед. вестник Башкортостана. – 2015. – № 4. – Т. 10. – С. 45–50.
5. Загревская, А.И. Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования / А.И. Загревская // Вестник Томского гос. ун-та. – 2014. – № 380. – C. 176–180.
6. Захарова, А.Н. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи / А.Н. Захарова, Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 464. – С. 203–215.
7. Коданева, Л.Н. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 125–131.
8. Коровин, С.С. Методологические основы теории профессиональной физической культуры / С.С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 43–44.
9. Предупреждение развития утомления у студентов с разной физической активностью / И.В. Нагорнов, С. Хоровец, А.Ю. Фролов, В.П. Лазаренко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2008. – Вып. 14. – № 4 (104). – С. 108–110.
10. Сафонова, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода / О.А. Сафонова, В.Г. Кривощёков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 29–30.
11. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования / Н.В. Чекалева // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. – 2017. – № 3 (16). – С. 175–178.
12. Шаповал, И.А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья де-юре и де-факто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» / И.А. Шаповал // Вестник Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. – 2019. – № 1. – С. 84–99.
13. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medicalbiological problems of physical training and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172.2016.0101
14. Cherepov, E.A. Socially significant values of students aimed at maintaining and promoting health / E.A. Cherepov, A.V. Eganov, A.S. Aminova, & E.Y. Savinykh // Journal of Physical Education and Sport. – 2019. – Vol. 19 (4), P. 2508–2511. DOI: 10.7752/jpes.2019.04380
15. Cherepov, E.A. Sportization of physical education as core chronotope in health-promoting educational space / E.A. Cherepov // Theory and Practice of Physical Culture. – 2016. – No. 3. – P. 6–8.
16. Kostyuchenko, V.F. The individual differentiated training design of health-promoting shaping with mature age women / V.F. Kostyuchenko, A.А. Skidan, E.Р. Vrublevskiy // Peda-gogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2018. – Vol. 22 (6). – Р. 295–300.
17. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level / O.A. Shokhan, R. Mohd, R. Abdul et al. // American Journal of Engineering Research (AJER). – 2018. – Vol. 8. – P. 29–35.
18. Postural balance in middle-distance runners / V.V. Epishev, K.E. Ryabina, A.P. Isaev, V.V. Erlikh // Russian Journal of Biomechanics. – 2017. – Vol. 21, Iss. 2. – P. 144–154.

References

1. Azhinova A.E. [Inclusive Education. Barriers of Implementation and Psychological and Pedagogical Conditions of Successful Implementation]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Herald of the Baltic Federal University named after I. Kant], 2019, no. 2, pp. 93–101. (in Russ.)
2. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. [Internationalization of Higher Education in the Context of Globalization]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self-Development], 2021, no. 3 (16), pp. 100–114. (in Russ.)
3. Viktorov D.V. [Applied Physical Education of Students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 463, pp. 145–149. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/463/18
4. Gainullin R.A., Isaev A.P., Korableva Yu.B. [Assessment of Students' Statokinetic Stability by the Method of Stabilometry]. Medicinskiy vestnik Bashkortostana [Medical Bulletin of Bashkortostan], 2015, vol. 10, no. 4, pp. 45–50. (in Russ.)
5. Zagrevskaya A.I. [Physical Culture and Sports Education of Students as a Subject of Systematic Research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2014, no. 380, pp. 176–180. (in Russ.)
6. Zakharova A.N., Karvunis Yu.A., Kapilevich L.V. [Monitoring and Management of Health, Lifestyle and Physical Activity of Students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 464, pp. 203–215. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/464/23
7. Kodaneva L.N., Ketlerova E.S. Dynamic Control of Load in Special Medical Group Students During PE Activities. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 125–131. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200215
8. Korovin S.S. [Methodological Foundations of the Theory of Professional Physical Culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 4, pp. 43–44. (in Russ.)
9. Nagornov I.V., Khorovets S., Frolov A.Yu., Lazarenko V.P. [Prevention of Fatigue Development in Students with Different Physical Activity]. Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura [Education, Healthcare, Physical Education], 2008, vol. 14, no. 4 (104), pp. 108–110. (in Russ.)
10. Safonova O.A., Krivoshchyokov V.G. [Professional and Applied Physical Training of Construction Students Based on a Comprehensive Approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 9, pp. 29–30. (in Russ.)
11. Chekaleva N.V. [Effects of Teacher Education Modernization]. Vestnik Omskogo gos. ped. un-ta [Vestnik of Omsk State Pedagogical University], 2017, no. 3 (16), pp. 175–178. (in Russ.)
12. Shapoval I.A. [Social Inclusion of Persons with Disabilities De Jure and De Facto: “Included”, “Inclusive”, “Non-Included”]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta [Herald of the Baltic Federal University named after I. Kant], 2019, no. 1, pp. 84–99. (in Russ.)
13. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Conditions of Inclusive Education. Pedagogics, Psychology, Medical Biological Problems of Physical Training and Sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/18189172.2016.0101
14. Cherepov E.A., Eganov A.V., Aminova A.S., Savinykh E.Y. Socially Significant Values of Students Aimed at Maintaining and Promoting Health. Journal of Physical Education and Sport, 2019, vol. 19 (4), pp. 2508–2511. DOI: 10.7752/jpes.2019.04380
15. Cherepov E.A. Sportization of Physical Education as Core Chronotope in Health-Promoting Educational Space. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 3, pp. 6–8. DOI: 10.21125/edulearn.2016.0099
16. Kostyuchenko V.F., Skidan A.A., Vrublevskiy E.P. The Individual Differentiated Training Design of Health-Promoting Shaping with Mature Age Women. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2018, vol. 22 (6), pp. 295–300. DOI: 10.15561/18189172.2018.0603
17. Shokhan O.A., Mohd R., Abdul R. et al. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level. American Journal of Engineering Research (AJER), 2018, vol. 8, pp. 29–35.
18. Epishev V.V., Ryabina K.E., Isaev A.P., Erlikh V.V. Postural Balance in Middle-Distance Runners. Russian Journal of Biomechanics, 2017, vol. 21, iss. 2, pp. 144–154.
Опубликован
2023-01-07
Как цитировать
Викторов, Д., Кокин, В., Захарец, А., & Воронцова, Е. (2023). АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Человек. Спорт. Медицина, 22(S2), 175-181. https://doi.org/10.14529/hsm22s222
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина