РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  • О. Б. Ведерникова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9800-3821 plave9913@mail.ru
  • А. С. Ушаков Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7591-3678 ushakovas74@mail.ru
  • Е. Ю. Прокопчик Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8391-7329 lena-prokopchik@mail.ru
  • К. Б. Щелгачева Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2010-0538 shchelgachevakb@susu.ru
  • Е. А. Воронцова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-4449-173X eavorontsova@susu.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическое воспитание, здоровьесберегающие технологии, дошкольный возраст

Аннотация

Цель: разработать и обосновать методику по повышению роли физического воспитания дошкольников в формировании здорового образа жизни в дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 339» г. Челябинска с детьми 2017–2018 года рождения. В исследовании принимало участие 30 дошкольников одного возраста 5–6 лет, нормального телосложения, среднего уровня физической подготовленности. В процессе исследования дети были поделены на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек в каждой. Все дети посещают обычную общеразвивающую группу, патологий здоровья не имеют. Определившись с направлением деятельности, разработали перспективный план апробации методики, направленной на формирование у детей здорового образа жизни. В апробации методики участвовали дети экспериментальной группы. В ход занятия были включены игры-путешествия, игровые эстафеты, мультфильмы, а также специальные игровые задания, пальчиковая гимнастика, игровые задания для развития навыков самомассажа, бодрящая гимнастика и др. Результаты. Проведенный анализ физического воспитания по формированию у детей здорового образа жизни на начальном этапе свидетельствовал о низком уровне сформированности здорового образа жизни. В конце нашего исследования была проведена повторная диагностика, которая продемонстрировала положительные результаты у детей экспериментальной группы, результаты конт­рольной группы остались практически без изменений, что доказывает положительное влияние методики на знания и интересы детей о здоровом образе жизни и целесообразности ее практической реализации в дальнейшем. Заключение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что разработанная методика физического воспитания дошкольников по формированию здорового образа жизни оказывает влияние на повышение уровня сформированности и познаний детей экспериментальной группы в области здорового образа жизни. В качестве рекомендаций ДОУ предлагается совместно со здоровьесберегающими технологиями, применяемыми педагогами, использовать более активно игровую деятельность, а также организованную работу педагогов с семьей.

Информация об авторах

О. Б. Ведерникова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта; преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Ураль­ский государственный университет, Челябинск, Россия.

А. С. Ушаков , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Ассистент кафедры теории и методики физической культуры и спорта; ассистент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Е. Ю. Прокопчик , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Ассистент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

К. Б. Щелгачева , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта; старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Е. А. Воронцова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья; магистрант кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Литература

1. Воротилкина, И.М. Обучение старших дошкольников ЗОЖ и основам безопасности жизнедеятельности / И.М. Воротилкина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Великой Победы. – Хабаровск: Дальневост. гос. академия физ. культуры, 2020. – С. 57–58.
2. Коромысличенко, С.А. Приобщение детей дошкольного возраста к ЗОЖ в процессе взаимодействия с родителями / С.А. Коромысличенко // Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного образования: сб. науч.-метод. трудов, Армавир, 10 апр. 2018 г. / науч. ред. О.Н. Родионова. – Армавир: Армавир. гос. пед. ун-т, 2018. – С. 25–28.
3. Кряженко, Е.Н. Теоретические аспекты формирования культуры здорового образа жизни в условиях ДОО / Е.Н. Кряженко // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 22 июля 2022 г. – Чебоксары: Издат. дом «Среда», 2022. – С. 223–228.
4. Лубышева, Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 52–61.
5. Магомедов, А.М. Управление физическим воспитанием дошкольников средствами подвижных игр / А.М. Магомедов, О.А. Алибеков // Фундамент. и приклад. исследования: проблемы и результаты. – 2015. – № 20.
6. Мжельский, М.В. Физическое воспитание и спорт в образовательном процессе / М.В. Мжельский, В.В. Сурьянинова // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма: межвузов. сб. науч.-метод. работ. – СПб.: С.-Петерб. политехн. ун-т Петра Великого, 2021. – С. 183–187.
7. Митрофанова, Г.Н. Совместная работа детского сада и семьи по формированию у дошкольников навыков ЗОЖ / Г.Н. Митрофанова, И.П. Булгакова // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: ООО «Аэтерна», 2018. – С. 100–102.
8. Назаренко, К.О. Игровая деятельность как средство формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников / К.О. Назаренко // Инновационный дискурс развития современной науки: сб. статей XI Междунар. науч.-практ. конф. – Петрозаводск: Между-нар. центр науч. партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 76–79.
9. Парфенова, Е.А. Формирование потребности дошкольников в ведении здорового образа жизни / Е.А. Парфенова, Ф.С. Газизова, А.Р. Нуриева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 26-й Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2021. – С. 78–80.
10. Развитие координационных и скоростно-силовых способностей волейболистов 15–16 лет в процессе физической подготовки / Е.Ю. Прокопчик, И.В. Изаровская, Е.Г. Кокорева и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № S2. – С. 78–85. DOI: 10.14529/hsm23s212
11. Развитие мышечной силы женщин-пауэрлифтеров 25-30 лет с использованием миофасциального релиза / О.Б. Ведерникова, А.С. Ушаков, Е.В. Задорина и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № S1. – С. 85–91. DOI 10.14529/hsm23s112
12. Соколова, С.Ю. Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни в условиях ДОУ / С.Ю. Соколова // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 3 (66). – С. 707–712.
13. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
14. Технология проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы / Е.М. Янчик, К.Б. Щелгачева, А. С. Ушаков и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 4. – С. 135–144. DOI 10.14529/hsm230417
15. Тищенко, Л.Г. Использование особенностей здоровьесберегающих технологий для формирования ЗОЖ у детей старшей группы детского сада / Л.Г. Тищенко, М.А. Мыцыкова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 7 (34). – С. 28–31.
16. Управляющие и регулирующие механизмы моделей двигательной специальной функциональной системы спортсменов в блоках многолетней подготовки / А.П. Исаев, В.И. Заляпин, А.В. Шевцов и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 115–126. DOI: 10.14529/hsm210414
17. Черепов, Е.А. Психолого-педагогическое обоснование понимания спортивной тренировки как потенциального вида ведущей деятельности в подростковом возрасте / Е.А. Черепов, Г.К. Калугина, А.С. Хафизова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 97–99.
18. Черепов, Е.А. Спортизация физического воспитания как системообразующий хронотоп в здоровьеформирующем образовательном пространстве / Е.А. Черепов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 6–8.
19. Эрлих, В.В. Анализ долговременной адаптации спортсменов / В.В. Эрлих, А.П. Исаев, В.И. Заляпин // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15. – № 3. – С. 24–31.
20. Cherepov, E. Effects of modern fitness technologies on physical qualities in students with locomotor disorders / E. Cherepov, V. Epishev, E. Terekhina // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – Vol. 69, No. 3S1. – P. 43–48. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03879-1
21. Comparative analysis of the development of swimming skills in preschoolers depending on their physical fitness / O.B. Vedernikova, A.S. Ushakov, O.V. Melnikova et al. // Journal of Physical Education and Sport. – 2021. – Vol. 21, No. 6. – P. 3470–3475. DOI: 10.7752/jpes.2021.06470

References

1. Vorotilkina I.M. [Teaching Older Preschoolers a Healthy Lifestyle and the Basics of Life Safety]. Fizicheskaya kul’tura i sport v sovremennom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 75-letiyu Velikoy Pobedy [Physical Culture and Sport in Modern Society. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated to the 75th Anniversary of the Great Victory], 2020, pp. 57–58. (in Russ.)
2. Koromyslichenko S.A. [Introducing Preschool Children to a Healthy Lifestyle in the Process of Interaction with Parents]. Zdorov’yesberegayushchiye tekhnologii v praktike doshkol’nogo obrazovaniya: sbornik nauchno-metodicheskikh trudov [Health-saving Technologies in the Practice of Preschool Education. A Collection of Scientific and Methodological Works], 2018, pp. 25–28. (in Russ.)
3. Kryazhenko E.N. [Theoretical Aspects of the Formation of a Healthy Lifestyle Culture in Preschool Settings]. Pedagogika, psikhologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Pedagogy, Psychology, Society. From Theory to Practice. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation], 2022, pp. 223–228. (in Russ.)
4. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. Justification of the Effectiveness of Designing a Health-forming Educational Space for a School Based on the Sportization of Physical Education. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 52–61. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160205
5. Magomedov A.M., Alibekov O.A. [Management of Physical Education of Preschool Children Using Outdoor Games]. Fundamental’nyye i prikladnyye issledovaniya: problemy i rezul’taty [Fundamental and Applied Research. Problems and Results], 2015, no. 20. (in Russ.)
6. Mzhelsky M.V., Suryaninova V.V. [Physical Education and Sports in the Educational Process]. Teoriya i metodika fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma: mezhvuzovskiy sbornik nauchno-metodicheskikh rabot [Theory and Methodology of Physical Culture, Sports and Tourism. Interuniversity Collection of Scientific and Methodological Works], 2021, pp. 183–187. (in Russ.)
7. Mitrofanova G.N., Bulgakova I.P. [Joint Work of Kindergarten and Family to Develop Healthy Lifestyle Skills in Preschoolers]. Stanovleniye psikhologii i pedagogiki kak mezhdistsiplinarnykh nauk: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Formation of Psychology and Pedagogy as Interdisciplinary Sciences. Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference], 2018, pp. 100–102. (in Russ.)
8. Nazarenko K.O. [Game Activity as a Means of Forming the Foundations of a Healthy Life-style in Older Preschoolers]. Innovatsionnyy diskurs razvitiya sovremennoy nauki: sbornik statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Discourse of the Develop-ment of Modern Science. Collection of Articles of the XI International Scientific and Practical Conference], 2022, pp. 76–79. (in Russ.)
9. Parfenova E.A., Gazizova F.S., Nurieva A.R. [Formation of the Needs of Preschool Children to Maintain a Healthy Lifestyle]. Innovatsii v professional’nom i professional’no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 26-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in Professional and Vocational-pedagogical Education. Materials of the 26th International Scientific and Practical Conference], 2021, pp. 78–80. (in Russ.)
10. Prokopchik E.Yu., Izarovskaya I.V., Kokoreva E.G. et al. Development of Coordination and Speed-strength Abilities of Volleyball Players Aged 15–16 Years in the Process of Physical Training. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. S2, pp. 78–85. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm23s212
11. Vedernikova O.B., Ushakov A.S., Zadorina E.V. et al. Development of Muscle Strength in Female Powerlifters Aged 25–30 Using Myofascial Release. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. S1, pp. 85–91. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm23s112
12. Sokolova S.Yu. [Introducing Children and Parents to a Healthy Lifestyle in a Preschool Educational Institution]. Alleya nauki [Alley of Science], 2022, vol. 1, no. 3 (66), pp. 707–712. (in Russ.)
13. Sukhomlinsky V.A. Serdtse otdayu detyam [I Give My Heart to Children]. Kiev, Radyanska School Publ., 1974. 288 p.
14. Yanchik E.M., Shchelgacheva K.B., Ushakov A.S. et al. Technology of Conducting Physical Education Classes with Students of a Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 4, pp. 135–144. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm230417
15. Tishchenko L.G., Mytsykova M.A. [Using the Features of Health-saving Technologies for the Formation of a Healthy Lifestyle Among Children in the Senior Group of Kindergarten]. Voprosy doshkol’noy pedagogiki [Issues of Preschool Pedagogy], 2020, no. 7 (34), pp. 28–31. (in Russ.)
16. Isaev A.P., Zalyapin V.I., Shevtsov A.V. et al. Control and Regulating Mechanisms of Models of the Motor Special Functional System of Athletes in Blocks of Long-term Training. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 115–126. DOI: 10.14529/hsm210414
17. Cherepov E.A., Kalugina G.K., Khafizova A.S. [Psychological and Pedagogical Justification for Understanding Sports Training as a Potential Type of Leading Activity in Adolescence]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 97–99. (in Russ.)
18. Cherepov E.A. [Sportsization of Physical Education as a System-forming Chronotope in a Health-forming Educational Space]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 3, pp. 6–8. (in Russ.)
19. Erlikh V.V., Isaev A.P., Zalyapin V.I. Analysis of Long-term Adaptation of Athletes. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare, Physical Culture, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 24–31. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150304
20. Cherepov E., Epishev V., Terekhina E. Effects of Modern Fitness Technologies on Physical Qualities in Students with Locomotor Disorders. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, no. 3S1, pp. 43–48. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03879-1
21. Vedernikova O.B., Ushakov A.S., Melnikova O.V. et al. Comparative Analysis of the Development of Swimming Skills in Preschoolers Depending on Their Physical Fitness. Journal of Physical Education and Sport, 2021, vol. 21, no. 6, pp. 3470–3475. DOI: 10.7752/jpes.2021.06470
Опубликован
2024-06-12
Как цитировать
Ведерникова, О., Ушаков, А., Прокопчик, Е., Щелгачева, К., & Воронцова, Е. (2024). РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 24(S1), 166-175. https://doi.org/10.14529/hsm24s122
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)