РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

  • Е. Ю. Прокопчик Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8391-7329 prokopchikei@susu.ru
  • И. В. Изаровская Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8290-5334 izarovskaiaiv@susu.ru
  • Е. Г. Кокорева Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-9778-3034 keg-28@mail.ru
  • Е. Б. Перельман Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-4114-4428 perelmaneb@susu.ru
  • Л. В. Смирнова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6446-9164 smirnovalv@susu.ru
  • Е. В. Ященко Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2240-0673 mirgorodskaiaev@susu.ru
Ключевые слова: координационные, скоростно-силовые способности, тестовые упражнения, экспериментальная методика, темпы прироста

Аннотация

Цель: разработать и экспериментально обосновать применение комплекса упражнений на развитие координационных и скоростно-силовых способностей волейболистов 15–16 лет в процессе учебно-тренировочной подготовки. Материалы и методы. В исследовании приняло участие 24 юноши 15–16 лет из школьной секции по волейболу, группы углубленной специализации Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Чебаркуля. Стаж занятий спортом у них составлял более 4 лет. Для оценки развития скоростно-силовых способностей были использованы: прыжок в длину с места; бег 30 метров с высокого старта; метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; подъем туловища за 1 минуту из положения лежа. Для исследования координационных способностей использовались следующие тесты: проба Ромберга («пяточно-коленная»); челночный бег 3×10 м; три кувырка вперед; прыжки через скакалку за 25 с. Результаты контрольного тестирования после внедрения предложенного комплекса упражнений для оптимизации физических качеств юношей 15–16 лет в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы выявили достоверный рост показателей во всех тестовых упражнениях, отражающих уровень развития координационных и скоростно-силовых способностей. Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что предложенная экспериментальная методика оказывает положительное влияние на динамику показателей развития физических качеств у волейболистов 15–16 лет.

Информация об авторах

Е. Ю. Прокопчик , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Студент магистратуры кафедры теории и методики фи-зической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

И. В. Изаровская , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Е. Г. Кокорева , Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия.

Е. Б. Перельман , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Л. В. Смирнова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Е. В. Ященко , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Литература

1. Аврамова, Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15–17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов / Н.В. Аврамова, Л.Д. Назаренко. – Ульяновск, 2014. – 143 с.
2. Анохин, Г.И. Методические основы тренировки студентов вуза в процессе занятий волейболом / Г.И. Анохин / Евразийский союз ученых. – 2020. – № 5-8 (74). – С. 4–8.
3. Гринько, Л.К. Физическая подготовка студенток к выполнению упражнения «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» / Л.К. Гринько, И.В. Павлова // Вестник Нижневартов. гос. ун-та. – 2019. – № 1. – С. 119–121.
4. Камалиева, Г.А. Подготовка волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей / Г.А. Камалиева // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. – 2016. – Т. 11. – С. 21–27.
5. Лубышева, Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 52–61. DOI: 10.14529/hsm160205
6. Рязанов, А.А. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов / А.А. Рязанов, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – Тамбов. – 2019. – Т. 24, № 178. – С. 53–59.
7. Федосеева, О.Ю. Совершенствование методики воспитания физических качеств волейболистов 16–18 лет / О.Ю. Федосеева, Р.С. Жукова // Вестник Кемеров. гос. ун-та. – 2014. – № 4 (60). – Т. 2. – С. 96–99.
8. Фильгина, Е.В. Дифференцирование структурных объектов тренировочного процесса / Е.В. Фильгина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2011. – № 11 (81). – С. 155–158.
9. Черепов, Е.А. Психолого-педагогическое обоснование понимания спортивной тренировки как потенциального вида ведущей деятельности в подростковом возрасте / Е.А. Черепов, Г.К. Калугина, А.С. Хафизова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 97–99.
10. Черепов, Е.А. Спортизация физического воспитания как системообразующий хронотоп в здоровьеформирующем образовательном пространстве / Е.А. Черепов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 6–8.

References

1. Avramova N.V., Nazarenko L.D. Povysheniye sportivnogo masterstva kvalifitsirovannykh voleybolistok 15–17 let na osnove programmirovaniya i korrektsii vedushchikh tekhnicheskikh priyemov [Improving the Sports Skills of Qualified Female Volleyball Players Aged 15–17 Years Based on Programming and Correction of Leading Technical Techniques]. Ul’yanovsk, 2014. 143 p.
2. Anokhin G.I. [Methodological Basis for Training University Students in the Process of Volleyball Lessons]. Evraziyskiy soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2020, no. 5–8 (74), pp. 4–8. (in Russ.) DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.8.74.781
3. Grin’ko L.K., Pavlova I.V. [Physical Preparation of Female Students to Perform the Exercise Flexion and Extension of the Arms in a Lying Position]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2019, no. 1, pp. 119–121. (in Russ.)
4. Kamaliyeva G.A. [Preparing Volleyball Players to Overcome Competitive Obstacles and Difficulties]. Pedagogiko-psikhologicheskiye i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medical-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2016, vol. 11, pp. 21–27. (in Russ.)
5. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. Justification of Effectiveness of a Designed Health-Forming Education Space in School Based on Sportization of Physical Education. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 52–61. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160205. (in Russ.)
6. Ryazanov A.A., Bogdanov M.Yu. [Development of Speed-Strength Abilities of Volleyball Players]. Vesnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tambov University. Ser. Humanities], 2019, vol. 24, no. 178, pp. 53–59. (in Russ.) DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-178-53-59
7. Fedoseyeva O.Yu., Zhukova R.S. [Improving the Methods of Training Physical Qualities of Volleyball Players 16–18 Years Old]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2014, no. 4(60), vol. 2, pp. 96–99. (in Russ.)
8. Fil’gina E.V. [Differentiation of Structural Objects of the Training Process]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2011, no. 11 (81), pp. 155–158. (in Russ.)
9. Cherepov E.A., Kalugina G.K., Khafizova A.S. [Psychological and Pedagogical Substantiation of the Understanding of Sports Training as a Potential Type of Leading Activity in Adolescence]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 97–99. (in Russ.)
10. Cherepov E.A. [Sportsization of Physical Education as a System-Forming Chronotope in a Health-Forming Educational Space]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 3, pp. 6–8. (in Russ.)
Опубликован
2024-01-12
Как цитировать
Прокопчик, Е., Изаровская, И., Кокорева, Е., Перельман, Е., Смирнова, Л., & Ященко, Е. (2024). РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Человек. Спорт. Медицина, 23(S2), 78-85. https://doi.org/10.14529/hsm23s212
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)