ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
Цель: изучение уровня физического развития и компонентов состава тела юношей 20–21 года, не занимающихся спортом, для составления индивидуальной программы коррекции имеющихся отклонений. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты-юноши в возрасте 20–21 года Южно-Уральского государственного университета (n = 47). Морфофункциональное тестирование студентов было проведено с помощью профессиональных весов-анализатора Tanita BC-418MA с посегментным анализом состава тела. Данное оборудование предназначено для использования в спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждениях. Весы определяют состав тела в течение нескольких секунд. Результаты. Более 32 % студентов имеют избыточное количество жировой ткани в теле, причем преимущественно это определяется высоким содержанием жира в руках (32–36 %). У 36 % студентов наблюдается низкий уровень жира в ногах, а у 68 % студентов наблюдается низкий уровень жира в туловище. При анализе функционального состояния испытуемых мы выявили, что плохой показатель ЧСС в покое имеют более 82 % студентов, удовлетворительный – 10,64 % и хороший – только 6,38 %. Заключение. Исходя из полученных ранжированных средних значений результатов исследований были составлены первичные формулы, которые в автоматическом режиме рекомендуют индивидуальный план физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература
2. Василец, В.В. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с помощью биоимпедансного анализа компонентного состава тел / В.В. Василец, Е.П. Врублевский // Здоровье для всех. – 2015. – № 1. – С. 26–30.
3. Годз, Л.А. Дифференцированный подход как условие формирования мотивации к занятиям физической культурой в вузе / Л.А. Годз // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 55-летию со дня основания Дальневост. гос. академии физ. культуры (25–26 марта 2022 г.) / под ред. Е.А. Ветошкиной. – Хабаровск: ДВГАФК, 2022. – 351 с.
4. Грязева, Е.Д. Дифференцированный подход к физическому воспитанию студентов в зависимости от особенностей их индивидуального телосложения / Е.Д. Грязева // Изв. ТулГУ. Гуманитар. науки. – 2011. – № 3–2.
5. Изучение особенностей состава тела юношей – учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15, № 4. – С. 89–92.
6. Лукавенко, А.В. Технологии управления учебным процессом по физическому воспитанию в вузе на основе дифференциации соматотипов / А.В. Лукавенко, А.А. Титаренко, О.Б. Маметова // Культура физическая и здоровье. – 2021. – № 2. – С. 67–72.
7. Ляшенко, Х.М. Физкультурно-оздоровительные технологии в коррекции функционального состояния студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе / Х.М. Ля-шенко, Ю.Л. Веневцева, А.Х. Мельников // Известия ТулГУ. Гуманитар. науки. – 2012. – № 1-2. – С. 29–34.
8. Методология применения скандинавской ходьбы на занятиях со студентами. Основные элементы техники ходьбы / М.С. Витушкина, В.М. Щукин, Н.В. Швецова и др. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2023. – 55 с.
9. Новиков, Д.А. Современные концепции физического воспитания студенческой молодежи / Д.А. Новиков, Д.Н. Абрамов // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: сб. ст. по материалам IX Междунар. науч. конгресса, посвящ. 100-летию образования гос. органа управления в сфере физ. культуры и спорта и 100-летию физкультурного движения в Республике Саха (Якутия) 26–28 окт. 2023 г. / под ред. Н.В. Никифорова и др. – Чебоксары, 2024. – 620 с.
10. Персонификация личности студента с отклонениями в состоянии здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности / О.А. Голубева, В.В. Алонцев, О.А. Алонцева, О.В. Сприкут // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2021. – Vol. 14 (2). – Р. 166–172.
11. Пешков, М.В. Гендерные особенности показателей биоимпедансометрии в зависимости от индекса массы тела студентов / М.В. Пешков, Е.П. Шарайкина // Сибир. мед. обозрение. – 2014. – № 6. – С. 52–57.
12. Пятахин, А.М. Применение дифференцированного подхода на занятиях по физическому воспитанию студентов / А.М. Пятахин, С.А. Калмыков, А.В. Пауткин // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Тамбов, 30 окт. – 05 нояб. 2017. – Тамбов: Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2017. – С. 450–455.
13. Самохвалова, С.Ю. Инновационный подход к персонифицированному обучению студентов высшей школы / С.Ю. Самохвалова // Отечеств. и зарубеж. педагогика. – 2020. – Т. 2, № 3 (73). – С. 88–93.
14. Семенов, А.А. Морфофункциональная характеристика физического развития практически здоровых юношей-абитуриентов военной образовательной организации / А.А. Семенов, И.В. Гайворонский, К.И. Янишевская // Вестник Башкир. гос. мед. ун-та. – 2022. – № 6. – С. 112–118.
15. Урусова, Л.Х. Персонифицированный подход в высшем образовании: проблемы и перспективы / Л.Х. Урусова // Вестник Самар. гос. техн. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2020. – № 2 (46). – С. 173–181.
16. Физическое развитие и функциональные резервы студентов вузов. Методы исследования и оценки / Н.Г. Чекалова, Н.А. Матвеева, Ю.Р. Силкин [и др.]. – Н. Новгород: ПИМУ, 2017. – 68 с.
17. Шайзадина, Г.Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов / Г.Н. Шайзадина, А.К. Садырбекова // Астана медициналық журналы. – 2014. – № 3. – С. 114–118.
References
1. Churbanova K.O., Mingazov A.R., Petrov N.G., Shutov A.S. [Analysis of the Body Mass Index in Students of the Izhevsk State Medical Academy]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir State Medical University], 2022, no. 2, iss. S, pp. 411–414. (in Russ.)2. Vasilets V.V., Vrublevsky E.P. [Evaluation of the Effectiveness of Physical Education and Health Classes Using Bioimpedance Analysis of the Component Composition of Bodies]. Zdorov’ye dlya vsekh [Health for All], 2015, no. 1, pp. 26–30. (in Russ.)
3. Godz L.A. [Differentiated Approach as a Condition for the Formation of Motivation for Physical Education at the University]. Fizicheskaya kul’tura i sport v sovremennom obshchestve: Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 55-letiyu so dnya osnovaniya Dal’nevostochnoy gosudarstvennoy akademii fizicheskoy kul’tury [Physical Education and Sports in Modern Society: Proceedings of the All-Russian Scientific Con-ference with International Participation Dedicated to the 55th Anniversary of the Founding of the Far Eastern State Academy of Physical Culture], 2022, 351 p. (in Russ.)
4. Gryazeva E.D. [Differentiated Approach to Physical Education of Students Depending on the Characteristics of Their Individual Physique]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tula State University. Humanities], 2011, no. 3–2. (in Russ.)
5. Ushakov A.S., Nenasheva A.V., Kleshchenkova N.E. et al. Study of the Characteristics of the Body Composition of Young Men – 11th Grade Students and 1st Year Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare, Physical Education, 2015, no. 4, pp. 89–92. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150416
6. Lukavenko A.V., Titarenko A.A., Mametova O.B. [Technologies for Managing the Educational Process in Physical Education at a University Based on the Differentiation of Somatotypes]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2021, no. 2, pp. 67–72. (in Russ.) DOI: 10.47438/1999-3455_2021_2_67
7. Lyashenko H.M., Venevtseva Yu.L., Melnikov A.Kh. [Physical Education and Health Technologies in the Correction of the Functional State of Students with Abnormalities in the Cardiovascular System]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tula State University. Humanities], 2012, no. 1–2, pp. 29–34. (in Russ.)
8. Vitushkina M.S., Shchukin V.M., Shvetsova N.V. et al. Metodologiya primeneniya skandinavskoy khod’by na zanyatiyakh so studentami. Osnovnyye elementy tekhniki khod’by [Methodology of Using Nordic Walking in Classes with Students. Basic Elements of Walking Technique]. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2023. 55 p.
9. Novikov D.A., Abramov D.N. [Modern Concepts of Physical Education of Student Youth]. Problemy fizkul’turnogo obrazovaniya: soderzhaniye, napravlennost’, metodika, organizatsiya: sbornik statey po materialam IX Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa, posvyashchënnogo 100-letiyu obrazovaniya gosudarstvennogo organa upravleniya v sfere fizicheskoy kul’tury i sporta i 100-letiyu fizkul’turnogo dvizheniya v Respublike Sakha [Problems of Physical Education. Content, Focus, Methodology, Organization. Collection of Articles Based on the Materials of the IX International Scientific Congress Dedicated to the 100th Anniversary of the Formation of the State Governing Body in the Field of Physical Culture and Sports and the 100th Anniversary of the Physical Culture Movement in the Republic of Sakha (Yakutia)], 2024, 620 p. (in Russ.)
10. Golubeva O.A., Alontsev V.V., Alontseva O.A., Sprikut O.V. Personification of the Personality of a Student with Health Problems in the Process of Physical Education and Health Activities. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, vol. 14 (2), pp. 166–172. (in Russ.) DOI: 10.17516/1997-1370-0708
11. Peshkov M.V., Sharaykina E.P. [Gender Characteristics of Bioimpedancemetry Indicators Depending on the Body Mass Index of Students]. Sibirskoye meditsinskoye obozreniye [Siberian Medical Review], 2014, no. 6, pp. 52–57. (in Russ.)
12. Pyatakhin A.M., Kalmykov S.A., Pautkin A.V. [Application of a Differentiated Approach in Physical Education Classes for Students]. Prepodavatel’ vysshey shkoly: traditsii, problemy, perspektivy: materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Higher Education Teacher. Traditions, Problems, Prospects: Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation], 2017, pp. 450–455.
(in Russ.)
13. Samokhvalova S.Yu. [Innovative Approach to Personalized Teaching of Higher Education Students]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 2020, vol. 2, no. 3 (73), pp. 88–93. (in Russ.)
14. Semenov A.A., Gaivoronsky I.V., Yanishevskaya K.I. [Morphofunctional Characteristics of the Physical Development of Practically Healthy Young Menapplicants to a Military Educational Organization]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir State Medical University], 2022, no. 6, pp. 112–118. (in Russ.)
15. Urusova L.Kh. [Personalized Approach in Higher Education. Problems and Prospects]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Bulletin of the Samara State Technical University. Ser. Psychological and Pedagogical Sciences], 2020, no. 2 (46), pp. 173–181. (in Russ.) DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.13
16. Chekalova N.G., Matveeva N.A., Silkin Yu.R. et al. Fizicheskoye razvitiye i funktsional’nyye rezervy studentov vuzov. Metody issledovaniya i otsenki [Physical Development and Func-tional Reserves of University Students. Research and Assessment Methods]. Nizhny Novgorod, PIMU Publ., 2017. 68 p.
17. Shaizadina G.N., Sadyrbekova A.K. [Functional State of the Cardiovascular System of Students]. Astana meditsinalyқ zhurnaly [Astana Medical Journals], 2014, no. 3, pp. 114–118. (in Russ.)
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.