СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО КРИТЕРИЯМ ВФСК «ГТО»

  • И. Н. Антонова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9947-4489 Antonova.IN@rea.ru
  • Н. Г. Ефремова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2489-7831 Efremova.NG@rea.ru
  • О. В. Мамонова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6688-1184 Mamonova.OV@rea.ru
  • Г. Б. Глазкова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0885-4612 Glazkova.GB@rea.ru
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, двигательная активность, контрольные нормативы, сравнительный анализ

Аннотация

Цель исследования: экспериментально проверить уровень физической подготовленности студентов высшей школы. Материалы и методы. На базе «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (2019–2022 гг.) исследовался процесс физического воспитания студентов с первого по третий курс (n = 557) в условиях очной, дистанционной и смешанной форм обучения. В ситуации COVID-19 тестирование физической подготовленности студентов проводилось в соответствии с выходом студентов в очный формат обучения. Применялись методы исследования: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент и методы математической статистики. Результаты. Проведенное исследование выявило следующие факты: в 2019 году (первый курс) при тестировании студентов по нормативам ВФСК «ГТО» выявлен недостаточный уровень их физической подготовленности; в начале второго года (сентябрь 2020 г.) зафиксировано снижение первоначальных результатов, в конце учебного процесса (май 2021 г.) показатели улучшились благодаря применению экспериментальной методики. На начало третьего года обучения показатели физической подготовленности практически остались на уровне итоговых результатов второго года обучения. Итоговый срез физической подготовленности студентов (май 2022 г.) показал повышение уровня развития физических качеств, результаты нормативов (тестов) были приближены к норме ВФСК «ГТО» (бронзовый знак). Заключение. Сравнительный анализ показал, что изначально уровень физической подготовленности студентов изменялся в соответствии с форматом обучения (в дистанционном формате – снижение результатов нормативов ГТО, в смешанном формате – повышение). Реализация в физическом воспитании вуза экспериментальной методики способствовала поэтапной адаптации студентов к различным форматам обучения, повышению самостоятельной физической активности в режиме дня, улучшению физической подготовленности.

Информация об авторах

И. Н. Антонова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Н. Г. Ефремова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

О. В. Мамонова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Г. Б. Глазкова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия.

Литература

1. Авдеева, М.С. Динамика физического развития, функционального состояния, скоростно-силовых и силовых качеств студенток в течение первого года обучения / М.С. Авдеева // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – № 4. – С. 107–114.
2. Готовность студентов к сдаче норм комплекса ГТО / С.А. Абилова, В.П. Демеш // Молодой ученый. – 2021. – № 15. – С. 363–365.
3. Дедловская, Е.Г. Роль и значение комплекса ГТО в современном обществе / Е.Г. Дедловская, О.А. Углянская, С.В. Уткин. // Молодой ученый. – 2021. – № 51 (393). – С. 489–491.
4. Минспортом спрогнозировано количество занимающихся спортом в России. – https://news.sportbox.ru/Vlivajsya_v_Sochi/spbnews_NI1125317_Minsporta_sprognozirovalo_kolichestvo_zanimajushhihsa_sportom_v_Rossii (дата обращения: 29.06.2022).
5. Оценка риска снижения рентабельности физкультурно-спортивной организации на фоне коронавирусной пандемии / И.М. Довгалюк, И.П. Савельева, Л.Д. Балахонова, Е.Ю. Трофименко // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – № S2. – С. 132–138.
6. Развитие силовой выносливости у студенток 2-го курса на занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении / А.А. Гуляков, А.С. Никитин, С.В. Матвеев, Н.А. Колочанова // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – № S1. – С. 46–50.
7. Сравнительный анализ здоровья и физического состояния студентов дневного обучения / С.Ю. Татарова, Н.Г. Ефремова, И.Н. Антонова, С.М. Носов // Культура физическая и здоровье. – 2022. – № 1 (81). – С. 121–125.
8. Физическое воспитание студентов СМГ в условиях современных вызовов / О.В. Мамонова, Г.Б. Глазкова, Е.А. Лубышев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2022. – № 5. – С. 71–73.
9. Физическая реабилитация после перенесенного заболевания СOVID-19 / В.А. Васильев, Т.П. Бегидова, Е.Ю. Мукина, А.С. Мукина // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – № S2. – С. 94–98.
10. Юдина, Р.И. Комплекс ГТО. История и современность / Р.И. Юдина, О.В. Евдокимова // Юный ученый. – 2021. – № 7. – С. 43–46.

References

1. Avdeeva M.S. Dynamics of Physical Development, Functional State, Speed-Strength and Strength Qualities of Female Students During the First Year of Study. Human. Sport. Medicine, 2021, no. 4, pp. 107–114. (in Russ.)
2. Abilova S.A., Demesh V.P. [Readiness of Students to Pass the Standards of the GTO Complex]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2021, no. 15, pp. 363–365. (in Russ.)
3. Dedlovskaya E.G., Uglyanskaya O.A., Utkin S.V. [The Role and Significance of the GTO Complex in Modern Society]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2021, no. 51 (393), pp. 489–491. (in Russ.)
4. The Ministry of Sports Predicted the Number of People Involved in Sports in Russia. Available at: https://news.sportbox.ru/Vlivajsya_v_Sochi/spbnews_NI1125317_Minsporta_sprognozirovalo_
kolichestvo_zanimajushhihsa_sportom_v_Rossii (accessed 06.29.2022).
5. Dovgalyuk I.M., Savelyeva I.P., Balakhonova L.D., Trofimenko E.Yu. Assessing the Risk of Reducing the Profitability of a Physical Culture and Sports Organization Against the Backdrop of the Coronavirus Pandemic. Human. Sport. Medicine, 2020, no. S2, pp. 132–138. (in Russ.)
6. Gulyakov A.A., Nikitin A.S., Matveev S.V., Kolochanova N.A. Development of Strength Endurance Among 2nd Year Female Students in Classes in the Discipline “Elective Courses in Physical Culture and Sports” at a Higher Educational Institution. Human. Sport. Medicine, 2022, no. S1, pp. 46–50. (in Russ.)
7. Tatarova S.Yu., Efremova N.G., Antonova I.N., Nosov S.M. [Comparative Analysis of the Health and Physical Condition of Full-Time Students]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2022, no. 1(81), pp. 121–125. (in Russ.) DOI: 10.47438/1999-3455_2022_1_121
8. Mamonova O.V., Glazkova G.B., Lubyshev E.A. et al. [Physical Education of SMG Students in the Context of Modern Challenges]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2022, no. 5, pp. 71–73. (in Russ.)
9. Vasiliev V.A., Begidova T.P., Mukina E.Yu., Mukina A.S. Physical Rehabilitation After Suffering from COVID-19. Human. Sport. Medicine, 2021, no. S2, pp. 94–98. (in Russ.)
10. Yudina R.I., Evdokimova O.V. [GTO Complex. History and Modernity]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2021, no. 7, pp. 43–46. (in Russ.)
Опубликован
2024-01-15
Как цитировать
Антонова, И., Ефремова, Н., Мамонова, О., & Глазкова, Г. (2024). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО КРИТЕРИЯМ ВФСК «ГТО». Человек. Спорт. Медицина, 23(S2), 106-111. https://doi.org/10.14529/hsm23s216
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)