ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

  • Е. М. Янчик Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0699-2947 yanchikem@susu.ru
  • К. Б. Щелгачева Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2010-0538 kiekpaevakb@susu.ru
  • В. Потоп Экологический университет Бухареста, г. Бухарест, Румыния; Государственный университет физической культуры и спорта, г. Кишинев, Республика Молдова https://orcid.org/0000-0001-8571-2469 vladimir_potop@yahoo.com
  • А. А. Королева Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0153-3557 korolevaanna174@mail.ru
Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, оздоровительная дозированная ходьба, сердечно-сосудистая система, переносимость физической нагрузки

Аннотация

Цель. Выявить эффективность применения программы с включением дозированной ходьбы для нормализации физической работоспособности студенток специальной медицинской группы с нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 студенток в возрасте 18–20 лет. Девушки были разделены на две группы – группа «А» (контрольная) и группа «Б» (экспериментальная). Первая группа занималась с использованием базовых разделов учебной дисциплины. Для второй (экспериментальной) группы были включены самостоятельные занятия сорокаминутной ходьбой. Результаты. После введения экспериментальной методики зафиксированы положительные результаты в группе «Б», а именно: значительный прирост физических показателей, сокращение времени восстановления ЧСС после физических нагрузок (у студенток группы «Б» время восстановления ЧСС сократилось более наглядно (6,5 ± 0,4 мин), чем в группе «А» (8,3 ± 0,8 мин), а также приблизились к норме показатели коэффициента устойчивости к гипоксии: показатели коэффициента устойчивости к гипоксии (КУ) в группе «А» после включения в занятия оздоровительной ходьбы составили 3,75 ± 0,48 усл. ед., в группе «Б» – 2,40 ± 0,73 усл. ед. Заключение. Улучшение показателей, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студенток обеих групп, произошло под влиянием систематических занятий дозированной ходьбой, причем в группе «Б» отмечались более существенные изменения. Проведенный эксперимент доказал, что внедрение дозированной ходьбы в занятия со студентками СМГ, имеющими нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, позволило улучшить переносимость ими физической нагрузки.

Информация об авторах

Е. М. Янчик , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

К. Б. Щелгачева , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

В. Потоп , Экологический университет Бухареста, г. Бухарест, Румыния; Государственный университет физической культуры и спорта, г. Кишинев, Республика Молдова

Доктор наук (Физическая культура и спорт), профессор, декан факультета физической культуры и спорта, Экологический университет Бухареста, г. Бухарест, Румыния; Государственный университет физической культуры и спорта, г. Кишинев, Республика Молдова

А. А. Королева , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Лаборант кафедры физического воспитания и здоровья, ЮжноУральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Алиев, М.Н. Воспитание общей выносливости у студентов специальной медицинской группы средствами дозированных циклических упражнений / М.Н. Алиев, Н.А. Юсупов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 74–77.
2. Андриянова, М.Н. Интерактивные методы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы / М.Н. Андриянова, М.В. Абульханова // Вестн. спортив. науки. – 2014. – № 5. – С. 58–62.
3. Бородулина, О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина // Адаптив. физ. культура. – 2015. – № 1. – С. 53–56.
4. Буков, Ю.А. Возможности оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы / Ю.А. Буков, Н.Г. Георгиева // Физ. воспитание студентов. – 2013. – № 3. – С. 22–25.
5. Горелов, А.А. О необходимости привлечения студентов с нарушениями в состоянии здоровья к дополнительным физкультурным занятиям / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.В. Кулешова // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 2. – С. 78–81.
6. Загревская, А.И. Влияние интегративной формы занятий на двигательную подготовленность студенток в условиях физкультурно-спортивного образования / А.И. Загревская // Культура физическая и здоровье. – 2015. – № 1. – С. 72–74.
7. Ковалева, М.В. Результаты экспериментальной работы по разработке методики применения игровых упражнений в занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы / М.В. Ковалева, О.Г. Румба // Вестн. спортив. науки. – 2012. – № 4. – С. 51–56.
8. Кондаков, В.Л. Обоснование использования средств двигательной активности для оздоровления студентов / В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: Сб. ст. XIII Междунар. науч. конф., 2017. – С. 184–191.
9. Лукина, Л.Б. Влияние оздоровительной ходьбы на сердечно-сосудистую систему студентов, отнесенных к специальной медицинской группе / Л.Б. Лукина, Н.Н. Троценко // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., 2018. – С. 247–248.
10. Колпаков, В.В. Физиологические основы оздоровительной ходьбы / В.В. Колпаков, Т.Н. Рыбцова // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В.Н. Зуева, 2018. – С. 120–123.
11. Милашечкина, Е.А. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова, Е.А. Куницына // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 4. – С. 123–129.
12. Ненашева, А.В. Способ определения общего состояния организма / А.В. Ненашева // Инновации и проблемы в формировании здорового образа жизни: материалы науч. работ, посвящ. памяти ученого д.п.н., проф., вице-президента Сибирской Олимпийской академии И.И. Сулейманова. – Тюмень: Вектор. Бук, 2004. – С. 264–268.
13. Сбитнева, О.А. Ходьба как средство оздоровительной направленности в учебной деятельности студентов / О.А. Сбитнева // Междунар. журнал гуманитар. и естеств. наук. – 2018. – № 1. – С. 18–21.
14. Танская, Ю.С. Оздоровительная ходьба / Ю.С. Танская // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. победителей IV Меж-дунар. науч.-практ. конф., 2016. – С. 46–48.
15. Черепов, Е.А. Спортизация физического воспитания как системообразующий хронотоп в здоровьеформирующем образовательном пространстве / Е.А. Черепов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 6–8.
16. Rose, J. Energetics of walking / J. Rose, J. Ralston, G. Gamble // Human Walking / J. Rose, G. Gamble. – USA, MD, Baltimore: Williams & Wilkins, 1994. – P. 45–72.
17. Stovba, I.R. Effects of stable and variable indicators on sport performance of skilled female ski racers / I.R. Stovba, N.V. Stolyarova, O.L. Petrozhak // Gazzetta Medica Italiana – Archivio per le ScienzeMediche, 2018. – Р. 177–183.

References

1. Aliyev M.N., Yusupov N.A. [Education of General Endurance Among Students of a Special Medical Group by Means of Metered Cyclic Exercises]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Education, Education, Training], 2010, no. 2, pp. 74–77. (in Russ.)
2. Andriyanova M.N., Abul’khanova M.V. [Interactive Methods of Conducting Classes in the Discipline Physical Culture with Students of a Special Medical Group]. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of Sports Science], 2014, no. 5, pp. 58–62. (in Russ.)
3. Borodulina O.V. [Methodology of Physical Culture and Health-Improving Classes with Students of Special Medical Groups]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2015, no. 1, pp. 53–56. (in Russ.)
4. Bukov Yu.A., Georgiyeva N.G. [Possibilities of Optimization of the Educational Process in Physical Education of Students of a Special Medical Group]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical Education of Students], 2013, no. 3, pp. 22–25. (in Russ.)
5. Gorelov A.A., Rumba O.G., Kuleshova M.V. [On the Need to Attract Students with Health Disorders to Additional Physical Training]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2014, no. 2, pp. 78–81. (in Russ.)
6. Zagrevskaya A.I. [The Influence of the Integrative Form of Training on the Motor Fitness of Female Students in the Conditions of Physical Culture and Sports Education]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2015, no. 1, pp. 72–74. (in Russ.)
7. Kovaleva M.V., Rumba O.G. [Results of Experimental Work on the Development of a Methodology for Using Game Exercises in Classes with SHG Students with Disabilities of the Cardiovascular System]. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of Sports Science], 2012, no. 4, pp. 51–56. (in Russ.)
8. Kondakov V.L., Usatov A.N. [Substantiation of the Use of Means of Motional Activity for Health Improvement of Students]. Fizicheskoye vospitaniye i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniya Sbornik statey XIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Physical Education and Sport in Higher Educational Institutions. Collection of Articles of the XIII International Scientific Conference], 2017, pp. 184–191. (in Russ.)
9. Lukina L.B., Trotsenko N.N. [The Influence of Recreational Walking on the Cardiovascular System of Students Assigned to a Special Medical Group]. Fizicheskaya kul’tura i sport: integratsiya nauki i praktiki. Materialy XV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical Culture and Sport. Integration of Science and Practice. Materials of the XV International Scientific and Practical Conference], 2018, pp. 247–248. (in Russ.)
10. Kolpakov V.V., Rybtsova T.N. [Physiological Bases of Health-Improving Walking]. V sbornike: Strategiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya sredstvami fizicheskoy kul’tury i sporta: tendentsii, traditsii i innovatsii. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati professora V.N. Zuyeva [In the Collection. Strategy for the Formation of a Healthy Lifestyle of the Population by Means of Physical Culture and Sports. Trends, Traditions and Innovations. Materials of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the Memory of Professor V.N. Zueva], 2018, pp. 120–123. (in Russ.)
11. Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I., Kunitsyna E.A. Adaptive capacities of the organism of female students of a special medical group with Disorders of the Cardiovascular System. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 123–129. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180418
12. Nenasheva A.V. [Method for Determining the General State of the Body]. Innovatsii i problemy v formirovanii zdorovogo obraza zhizni: Materialy nauchnykh rabot, posvyashchennyye pamyati uchenogo d.p.n., professora, vitseprezidenta Sibirskoy Olimpiyskoy akademii I.I. Suleymanova [Innovations and Problems in the Formation of a Healthy Lifestyle. Materials of Scientific Works Dedicated to the Memory of the Scientist, Doctor of Pedagogical Sciences, Pro-fessor, Vice-President of the Siberian Olympic Academy II Suleimanov], 2004, pp. 264–268. (in Russ.)
13. Sbitneva O.A. [Walking as a Means of Health-Improving Orientation in the Educational Activity of Students]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2018, no. 1, pp. 18–21. (in Russ.)
14. Tanskaya Yu.S. [Wellness Walking]. V sbornike: sovremennaya pedagogika: aktual’nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Sbornik statey pobediteley IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [In the Collection. Modern Pedagogy. Topical Issues, Achievements and Innovations. Collection of Articles by the Winners of the IV International Scientific and Prac-tical Conference], 2016, pp. 46–48. (in Russ.)
15. Cherepov E.A. [Sportization of Physical Education as a System-Forming Chronotope in a Health-Forming Educational Space]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 3, pp. 6–8. (in Russ.)
16. Rose J., Ralston J., Gamble G. Energetics of walking. Human Walking. USA, MD, Baltimore: Williams & Wilkins, 1994, pp. 45–72.
17. Stovba I.R., Stolyarova N.V., Petrozhak O.L. Effects of Stable and Variable Indicators on Sport Performance of Skilled Female Ski Racers. Gazzetta Medica Italiana – Archivio per le ScienzeMediche, 2018, pp. 177–183.
Опубликован
2021-03-24
Как цитировать
Янчик, Е., Щелгачева, К., Потоп, В., & Королева, А. (2021). ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 77-83. https://doi.org/10.14529/hsm20s213
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)