ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ 5–7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Д. М. Правдов Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1374-9638 pravdov@mail.ru
  • М. А. Правдов Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5864-3901 pravdov@yandex.ru
  • А. В. Жалилов Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-3634-4521 bonifacii1977@mail.ru
  • А. А. Щепелев Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4828-2401 schepel-v@mail.ru
Ключевые слова: дети 5–7 лет, тренировочный процесс, интеграция двигательной и познавательной деятельности

Аннотация

Цель исследования: разработка и внедрение технологии интеграции двигательной и познавательной деятельности детей 5–7 лет в образовательный процесс детских спортивных школ. Материалы и методы. Педагогический эксперимент проводился на базе детских садов № 2 г. Шуи и № 10 г. Кинешмы Ивановской области. В нем участвовало 74 ребенка 5–7 лет. Для достижения цели исследования была разработана технология интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников, которая была внедрена в учебно-тренировочный процесс занятий легкой атлетикой с детьми 5–7 лет. Методика реализовывалась с 2018 по 2019 год. Результаты. По итогам педагогического эксперимента результаты физической подготовленности детей 5–7 лет экспериментальной группы достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05). В двигательно-познавательных тестах время прохождения интегрированной полосы препятствий у детей, занимавшихся по экспериментальной технологии, меньше на 32,2 %, в тесте «Восстановить картинку по памяти» – ниже на 22,1 %, в задании «Переноска кубиков с рисунками спортивного инвентаря» – меньше на 21,8 %, чем у детей КГ. Заключение. Проведение тренировочных занятий на основе технологии интеграции двигательной и познавательной деятельности позволяет повысить степень развития физических качеств и позитивно влияет на познавательное развитие. Детей с высоким уровнем познавательного развития в ЭГ 5 лет увеличилось на 35,4 %, 6 лет – на 28,9 % и 7 лет – на 31,4 %.

Информация об авторах

Д. М. Правдов , Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент факультета физической культуры, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва

М. А. Правдов , Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва

А. В. Жалилов , Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Старший преподаватель факультета физической культуры, Российский государственный социальный университет. 129226, г. Москва

А. А. Щепелев , Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Московский государственный областной университет. 141014, Московская область, г. Мытищи

Литература

1. Волошина, Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: моногр. / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород: ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
2. Гурфинкель, В.С. Концепция схемы тела и моторный контроль / В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик // Интегральные процессы и их моделирование. Организация движения. – М.: Наука, 1991. – С. 24–53.
3. Комарова, Е.И. Интеграция психического и двигательного развития детей 6–7 лет в процессе физического воспитания в ДОУ / Е.И. Гурфинкель, В.А. Баландин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2011. – Т. 13. – С. 70–75.
4. Лубышева, Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровье-формирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 52–61.
5. Правдов, М.А. Интеграция содержания образовательных областей программы дошкольного образования как условие двигательно-познавательного развития детей / М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки Рос. гос. социал. ун-та. – 2017. – Т. 16. – № 6 (145). – С. 161–169.
6. Тихонова, О.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами усиленной двигательной активности на прогулке в ДОУ // В мире научных открытий. – 2014. – № 1 (49). – С. 262–268.
7. Щепелев, А.А. Анализ участия детей дошкольного возраста в соревнованиях по легкой атлетике / А.А. Щепелев, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 5 (183). – С. 483–487.
8. Cherepov, E.A. Psychological and educatory service to facilitate sporting agenda formation in adolescents in sport training process / E.A. Cherepov, G.K. Kalugina, A.S. Khafizova // Theory and Practice of Physical Culture. – 2019. – No. 1. – С. 31.
9. Efficiency of a variant of physical rehabilitation with fitness elements for diabetes mellitus type i and abdominal obesity / M.A. Pravdov, A.V. Kornev, A.I. Alifirov et al. // Prensa Medica Argentina. – 2019. – Vol. 105, No. 2. – P. 1000340.
10. Integration of motor and cognitive activities of children at preschool age / M. Pravdov, D. Pravdov, E. Shmeleva et al. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Conference proceedings. – 2018. – Vol. XLIII. – С. 374–378.

References

1. Voloshina L.N., Galimskaya O.G. Dvigatel’naya deyatel’nost’ kak istochnik sotsial’nogo opyta doshkol’nika: monografiya [Motor Activity as a Source of Social Experience of a Preschooler]. Belgorod, OOO GIK Publ., 2017. 180 p.
2. Gurfinkel’ V.S., Levik Yu.S. [The Concept of the Body Scheme and Motor Control]. Integral’nyye protsessy i ikh modelirovaniye. Organizatsiya dvizheniya [Integral Processes and Their Modeling. Organization of Movement], 1991, pp. 24–53. (in Russ.)
3. Komarova E.I., Balandin V.A. [Integration of Mental and Motor Development of Children 6–7 Years Old in the Process of Physical Education in Preschool Educational Institutions]. Aktual’nyye voprosy fizicheskoy kul’tury i sporta [Actual Problems of Physical Culture and Sport], 2011, vol. 13, pp. 70–75. (in Russ.)
4. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. Substantiation of the Effectiveness of Designing the Health-Forming Educational Space of the School on the Basis of Sportization of Physical Education. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 52–61. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160205
5. Pravdov M.A., Pravdov D.M. [Integration of the Content of Educational Areas of the Preschool Education Program as a Condition for the Motor-Cognitive Development of Children]. Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial’nogo universiteta [Scientific Notes of the Russian State Social University], 2017, vol. 16, no. 6 (145), pp. 161–169. (in Russ.) DOI: 10.17922/2071-5323-2017-16-6-161-169
6. Tikhonova O.A. [Integration of Motor and Cognitive Activity of Preschoolers by Means of Enhanced Motor Activity During a Walk in a Preschool Educational Institution]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2014, no. 1 (49), pp. 262–268. (in Russ.)
7. Shchepelev A.A., Pravdov M.A., Pravdov D.M. [Analysis of the Participation of Preschool Children in Athletics Competitions]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 5 (183), pp. 483–487. (in Russ.)
8. Cherepov E.A., Kalugina G.K., Khafizova A.S. Psychological and Educatory Service to Facilitate Sporting Agenda Formation in Adolescents in Sport Training Process. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 1, 31 p.
9. Pravdov M.A., Kornev A.V., Alifirov A.I. et al. Efficiency of a Variant of Physical Rehabilitation with Fitness Elements for Diabetes Mellitus Type i and Abdominal Obesity. Prensa Medica Argentina, 2019, vol. 105, no. 2, 1000340 p. DOI: 10.47275/0032-745X-118
10. Pravdov M., Pravdov D., Shmeleva E. et al. Integration of Motor and Cognitive Activities of Children at Preschool Age. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). Conference proceedings, 2018, vol. XLIII, pp. 374–378.
Опубликован
2021-03-25
Как цитировать
Правдов, Д., Правдов, М., Жалилов, А., & Щепелев, А. (2021). ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ 5–7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 84-89. https://doi.org/10.14529/hsm20s214
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании