ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ЮНИОРСКОГО ВОЗРАСТА

  • Н. В. Столярова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1990-2357 stoliarovanv@susu.ru
  • И. Р. Стовба Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6923-5081 stovbair@susu.ru
  • Е. Ю. Савиных Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-5171-4861 savinykhei@susu.ru
  • О. Л. Петрожак Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3972-4869 petrozhakol@susu.ru
  • В. Г. Гуляев Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6001-4218 vgg1998@yandex.ru
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, ориентировщики-лыжники, юниорский возраст

Аннотация

Цель работы: определение эффективности развития скоростно-силовых способностей у спортсменов-ориентировщиков юниорского возраста. Материалы и методы. В исследовании участвовало две группы спортсменов-ориентировщиков по 10 человек, занимающихся зимним ориентированием и имеющих разряд не ниже КМС. Была разработана методика, комплексно направленная на динамику развития скоростно-силовых качеств. Испытуемым было предложено выполнить тест на ручном тренажере SkiErg (Concept 2), тест Wingate. Для достижения поставленной цели в работе использовались инструментальные методы и методы математической статистики. Результаты. При внесении корректив в учебно-тренировочную программу в повторном тестировании прирост данных показателей в контрольной группе (КГ) был ниже, чем в экспериментальной группе (ЭГ), что подтверждается неоднотипной реакцией в тестах-нормативах. Показатель норматива прыжка в длину с места в среднем незначительно изменился (в экспериментальной группе в прыжках вырос на 8,9 см, а контрольной уменьшился на 1,1 см). В метании средние показатели экспериментальной выросли на 6,5 см, а в контрольной – на 2,1 см. Результаты теста максимальной алактатной мощности (МАМ) на ручном эргометре в экспериментальной в среднем увеличились на 19,4 Вт, что в три раза больше, чем изменения в контрольной. Средние показатели мощности ног в экспериментальной группе увеличились на 34,2 Вт, а в контрольной уменьшились на 5,1 Вт. Заключение. Разработанная методика оказала положительное влияние на уровень развития скоростно-силовых качеств ориентировщиков-лыжников юниорского возраста и привела к улучшению показателей, которые влияют на результат в лыжном ориентировании.

Информация об авторах

Н. В. Столярова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

И. Р. Стовба , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. Ю. Савиных , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

О. Л. Петрожак , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

В. Г. Гуляев , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Магистрант кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Близневская, В.С. Тактика работы с картой на дистанциях лыжного ориентирования / В.С. Близневская, А.Ю. Близневский // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 7. – С. 73–76.
2. Бурцев, В.П. Теоретические и практические пути решения некоторых задач спортивного ориентирования / В.П. Бурцев. – М.: Академпринт, 2012. – 172 с.
3. Быков, Е.В. Вариабельность сердечного ритма и направленность физических нагрузок / Е.В. Быков, Н.Г. Зинурова, А.В. Чипышев // Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов: материалы VI Всерос. симп. / отв. ред. Н.И. Шлык, Р.М. Баевский. – Ижевск: Из-дат. центр «Удмуртский университет», 2016. – С. 92–96.
4. Васильева, З.В. Экспериментальное планирование учебно-тренировочных занятий квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в годичном цикле подготовки / З.В. Васильева // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. – Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – Вып. 2. – С. 148–154.
5. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учета возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3 (85). – С. 53–58.
6. Гаврилов, А.П. Планирование учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков / А.П. Гаврилов. – Омск: Изд-во ОМГУ, 2005. – 32 с.
7. Домбровский, Я.А. Методика дозирования физической нагрузки для спортсменов-ориентировщиков с учетом особенностей метаболического обеспечения их мышечной деятельности / Я.А. Домбровский // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 6. – С. 37–41.
8. Кубеев, А.В. Применение мобильных технологий в сборной команде России по лыжным гонкам / А.В. Кубеев // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 10 – С. 28–32.
9. Чешихина, В.В. Управление тренировочным процессом и контроль подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков / В.В. Чешихина, В.Л. Елизаров // Азимут. – 2010. – № 1. – 36 с.
10. Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании / В.В. Чешихина. – М.: Совет. спорт, 2013. – 232 с.
11. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. – М.: Совет. спорт, 2010. – 112 с.
12. Comparative analysis of new sport types – potential candidates for inclusion in the winter Olympic games / V. Bliznevskaya, B. Porteous, H. Kvale et al. // Journal of Physical Education and Sport (JPES). – 2016. – No. 4. – P. 1334–1339.
13. Comparison of Physiological and Perceptual Responses to Upper-, Lower-, and Whole-Body Exercise in Elite Cross-Country Skiers / V. Undebakke, J. Berg, A.E. Tjønna, Ø. Sand-bakk // J Strength Cond Res. – 2019. – No. 33 (4). – Р. 1086–1094. DOI: 10.1519/JSC. 0000000000003078
14. Dintiman, G. Sports Speed / G. Dintiman, B. Ward // Third Edition Human Kinetics, 2003. – 272 p.
15. Mann Steven Differential Effects of Aerobic Exercise, Resistance Training and Combined Exercise Modalities on Cholesterol and the Lipid Profile: Review, Synthesis and Recommendations / Mann Steven, Beedie Christopher, Jimenez Alfonso // Sports Medicine. – 2014. – Vol. 44. – Р. 211–221. DOI: 10.1007/s40279-013-0110-5
16. March, L. Krotee. Management of Physical Education and Sport / March L. Krotee, Charles A. Bucher. – McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages. – 2006. – 624 p.
17. Significance of biochemical and hema-tological indicators of racing skiers during adaptation to training loads / A.S. Bakhareva, V. Zalyapin, E. Kharitonova, G. Budanov // Human. Sport. Medicine. – 2018. – Vol. 18, no. 3. – P. 30–36.

References

1. Bliznevskaya V.S., Bliznevskiy A.Yu. [Tactics of Working with a Map at Ski Orienteering Distances]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no. 7, pp. 73–76. (in Russ.)
2. Burtsev V.P. Teoreticheskiye i prakticheskiye puti resheniya nekotorykh zadach sportivnogo oriyentirovaniya [Theoretical and Practical ways of Solving Some Problems of Sports Orienteering]. Moscow, Akademprint Publ., 2012. 172 p.
3. Bykov E.V., Zinurova N.G., Chipyshev A.V. [Heart Rate Variability and Focus of Physical Loads]. Ritm serdtsa i tip vegetativnoy regulyatsii v otsenke urovnya zdorov’ya naseleniya i funktsional’noy podgotovlennosti sportsmenov: materialy 6-y vserossiyskogo simpoziuma [Heart Rate and Type of Vegetative Regulation in Assessing the Level of Health of the Population and Functional Fitness of Athletes. Materials of the 6th All-Russian Symposium], 2016, pp. 92–96. (in Russ.)
4. Vasil’yeva Z.V. [Experimental Planning of Educational and Training Sessions of Qualified Orienteering Athletes in the Annual Training Cycle]. Problemy fizicheskoy kul’tury i sporta v sovremennykh usloviyakh: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Problems of Physical Culture and Sports in Modern Conditions. Interuniversity Collection of Scientific Papers], 2010, iss. 2, pp. 148–154. (in Russ.)
5. Voronov Yu.S. [Improving the Effectiveness of Teaching Technical and Tactical Actions and Skills to Young Orienteering Athletes Based on the Age Structure of Competitive Activity]. Uchënyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft], 2012, no. 3 (85), pp. 53–58. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p53-58
6. Gavrilov A.P. Planirovaniye uchebno-trenirovochnogo protsessa lyzhnikov-gonshchikov [Planning of the Educational and Training Process of Skiers-Racers]. Omsk, OMGU Publ., 2005. 32 p.
7. Dombrovskiy Ya.A. [Physical Load Dosing Method for Orienteering Athletes Taking Into Account the Peculiarities of Metabolic Support of Their Muscular Activity]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2008, no. 6, pp. 37–41. (in Russ.)
8. Kubeyev A.V. [Application of Mobile Technologies in the Russian National Skiing Team]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2001, no. 10, pp. 28–32. (in Russ.)
9. Cheshikhina V.V., Elizarov V.L. [Management of the Training Process and Control of Training of Qualified Orienteering Athletes]. Azimut [Azimuth], 2010, no. 1, 36 p.
10. Cheshikhina V.V. Sovremennaya sistema podgotovki v sportivnom oriyentirovanii [Modern Training System in Orienteering]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2013. 232 p.
11. Shirinyan A.A., Ivanov A.V. Sovremennaya podgotovka sportsmena-oriyentirovshchika [Modern Training of an Orienteer]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2010. 112 p.
12. Bliznevskaya V., Porteous B., Kvale H. et al. Comparative Analysis of New Sport Types – Potential Candidates for Inclusion in the Winter Olympic Games. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2016, no. 4, pp. 1334–1339.
13. Undebakke V., Berg J., Tjønna A.E., Sandbakk Ø. Comparison of Physiological and Perceptual Responses to Upper-, Lower-, and Whole-Body Exercise in Elite Cross-Country Skiers. J Strength Cond Res, 2019, no. 33(4), pp. 1086–1094. DOI: 10.1519/JSC.0000000000003078
14. Dintiman G., Ward B. Sports Speed. Third Edition Human Kinetics, 2003. 272 p.
15. Mann S., Beedie C., Jimenez A. Mann Steven Differential Effects of Aerobic Exercise, Resistance Training and Combined Exercise Modalities on Cholesterol and the Lipid Profile: Review, Synthesis and Recommendations. Sports Medicine, 2014, vol. 44, pp. 211–221. DOI: 10.1007/s40279-013-0110-5
16. Krotee M.L., Bucher C.A. Management of Physical Education and Sport. McGraw-Hill Humanities. Social Sciences. Languages, 2006. 624 p.
17. Bakhareva A.S., Zalyapin V., Kharitonova E., Budanov G. Significance of Biochemical and Hematological Indicators of Racing Skiers During Adaptation to Training Loads. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 3, pp. 30–36. DOI: 10.14529/hsm180303
Опубликован
2021-06-24
Как цитировать
Столярова, Н., Стовба, И., Савиных, Е., Петрожак, О., & Гуляев, В. (2021). ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ ЮНИОРСКОГО ВОЗРАСТА. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 93-99. https://doi.org/10.14529/hsm21s114
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании