АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ

  • М. В. Ефремова Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-6985-2696 emvnki@mail.ru
  • Е. А. Кочкурова Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-6316-1192 elenakochkurova@mail.ru
  • Т. В. Зыкова Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-6952-8546 tanya.5036@mail.ru
  • О. В. Рябова Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0001-9017-0983 olga75-31@mail.ru
Ключевые слова: развитие внутреннего туризма, диверсификация туристской деятельности, новые атрибуты путешествий, потребительское поведение

Аннотация

Цель исследования: установить факт необходимости диверсификации внутреннего туризма, определить основные векторы развития и оценить индикаторы достижения поставленных отраслевых целей. Материалы и методы. На основе комплексного применения контент-анализа, аналитического и социологических методов, статистических данных проведен анализ туристской активности, оценка спроса на услуги в сфере внутреннего туризма, а также мониторинг новых видов, атрибутов и технологий туризма. Результаты. Выявлено, что от комбинации таких знаковых факторов, как «скорость восстановления экономики» и «фундаментальные изменения в поведении туристов из-за карантинных ограничений» зависит сценарий выхода из критического положения. Однако независимо от того, по какому сценарию будет развиваться туристская отрасль, системные сдвиги, предопределяющие необходимость диверсификации внутреннего туризма, будут связаны с новыми видами, форматами туризма, изменением качества и атрибутов путешествий. Заключение. Показано, что диверсификация внутреннего туризма будет способствовать дальнейшему зонированию туристских территорий, появлению новых видов, форматов и атрибутов туризма, повышению доступности поездок по всей территории России, совершенствованию управления в сфере туризма, цифровизации отрасли и др. Однако необходима дальнейшая синхронизация усилий с национальными проектами и государственными программами.

Информация об авторах

М. В. Ефремова , Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 603950, г. Нижний Новгород

Е. А. Кочкурова , Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 603950, г. Нижний Новгород

Т. В. Зыкова , Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 603950, г. Нижний Новгород

О. В. Рябова , Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. 603950, г. Нижний Новгород

Литература

1. Зыкова, Т.В. Перспективы развития туристской индустрии и ее влияние на экономику региона (на примере Нижегородской области) / Т.В. Зыкова, Е.А. Кочкурова, Э.Г. Алиев // Вестник Нац. академии туризма. – 2017. – № 4 (44). – С. 61–65.
2. Королев, Н.В. Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Рос-сии / Н.В. Королев // Вестник ун-та. – 2018. – № 9. – С. 39–73. DOI:10.26424/1816-4277-2018-9-69-74
3. Кружалин, В.И. Современные проблемы и тенденции в российском туризме / В.И. Кружалин, Е.Г. Киякбаева // Географ. вестник – Geographical bulletin. – 2017. – № 4 (43). – С. 146–153. DOI: 10.17072/2079-78772017-4-146-153
4. Кузнецова, Н.Ф. Современная инфраструктура как одно из важнейших условий для развития туризма / Н.Ф. Кузнецова // Азимут науч. исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5, № 3 (16), – С. 134–138.
5. Леонидова, Е.Г. Развитие внутреннего туризма в регионе / Е.Г. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10, № 2. – С. 271–283. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.15
6. Оценка спроса на услуги в сфере внутреннего туризма // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 21.09.2020).
7. Прогнозы путешествий 2020. Быстрый переход к долгосрочным путешествиям. – https://travelpredictions2020.com/#12 (дата обращения: 10.09.2020).
8. Россияне хотят сделать свои регионы привлекательнее для иностранных туристов // Официальный сайт аналитического агентства НАФИ. – https://nafi.ru/analytics/rossiyane-khotyat-sdelat-svoi-regiony-privlekatelnee-dlya-inostrannykh-turistov-/ (дата обращения: 22.09.2020).
9. Ростуризм оценил потери турбизнеса в 1,5 трлн руб. за полгода. Официальный сайт «РосБизнесКонсалтинг». – https://www.rbc.ru/business/15/04/2020/5e9720309a794760755b8e8e (дата обращения: 20.09.2020).
10. Семенова, Е.В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторые пути их решения / Е.В. Семенова, Н.В. Маслова // Вестник Нац. академии туризма. – 2016. – № 3. – С. 34–36.
11. Сладких, Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России / Л.С. Сладких // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 4 (68). – С. 368–371.
12. Черникова, Л.И. К вопросу переориентации на внутренний туризм / Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2016. – С. 52–60.
13. Число международных туристов может упасть на 60–80 % в 2020 году // Официальный сайт Всемирной туристической организации. – https://www.unwto.org/news/covid-19-international-tourist-numbers-could-fall-60-80-in-2020 (дата обращения: 05.09.2020).
14. Шимин, Н.А. Маркетинг туристских территорий: цели, направления, инструментарий (на примере Нижегородской области) / Н.А. Шимин, Т.В. Зыкова, Е.А. Кочкурова // Экономика: теория и практика. – 2020. – Т. 58, № 2. – С. 123–133.
15. How COVID-19 Impacts the Travel Demand in 2020. – https://luggagehero.com/blog/covid-19-impacts-travel-demand/ (дата обращения: 07.09.2020).
16. Survey: future travelers willing to accept inconveniences for safety. // ASIAN HOSPI-TALITY is a b2b news magazine and website that covers the U.S. hotel industry. – https://www.asianhospitality.com/survey-future-travelers-willing-to-accept-inconveniences-for-safety/.

References

1. Zykova T.V., Kochkurova E.A., Aliyev E.G. [Prospects for the Development of the Tourism Industry and Its Impact on the Economy of the Region (on the Example of the Nizhny Novgorod Region)]. Vestnik Natsional’noy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tour-ism], 2017, no. 4 (44), pp. 61–65. (in Russ.)
2. Korolev N.V. [Development Strategies for the Tourist and Recreational Complex of Russia]. Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2018, no. 9, pp. 39–73. (in Russ.) DOI: 10.26424/1816-4277-2018-9-69-74
3. Kruzhalin V.I., Kiyakbayeva E.G. [Modern Problems and Trends in Russian Tourism]. Geograficheskiy vestnik [Geographical Bulletin], 2017, no. 4 (43), pp. 146–153. (in Russ.) DOI: 10.17072/2079-78772017-4-146-153
4. Kuznetsova N.F. [Modern Infrastructure as one of the Most Important Conditions for the Development of Tourism]. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye [Azimuth of Scientific Research. Economics and Management], 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 134–138. (in Russ.)
5. Leonidova E.G. [Development of Domestic Tourism in the Region]. Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes. Facts, Trends, Forecast], 2017, vol. 10, no. 2, pp. 271–283. (in Russ.) DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.15
6. Assessment of Demand for Services in the Field of Domestic Tourism. Official Website of the Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (accessed 09.21.2020).
7. Travel Forecasts 2020. Fast Transition to Long-Term Travel. Available at: https://travelpredictions2020.com/#12 (accessed 09.10.2020).
8. Russians Want to Make their Regions More Attractive for Foreign Tourists. Official Site of the Analytical Agency NAFI. Available at: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-khotyat-sdelat-svoi-regiony-privlekatelnee-dlya-inostrannykh-turistov-/ (accessed 09.22.2020).
9. Rosturizm Estimated the Losses of the Tourist Business at RUB 1.5 Trillion. For Half a Year. Official Site of RosBusinessConsulting. Available at: https://www.rbc.ru/business/15/04/2020/5e9720309a794760755b8e8e (accessed 09.20.2020).
10. Semenova E.V., Maslova N.V. [Problems of Development of Domestic Tourism and Some ways to Solve Them]. Vestnik Natsional’noy akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 2016, no. 3, pp. 34–36. (in Russ.)
11. Sladkikh L.S. [The Main Problems of the Development of Domestic Tourism in Russia]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2012, no. 4 (68), pp. 368–371. (in Russ.)
12. Chernikova L.I., Faizova G.R. [On the Issue of Reorientation to Domestic Tourism]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya [Financial Analytics. Problems and Solutions], 2016, pp. 52–60. (in Russ.)
13. The Number of International Tourists May Fall by 60–80% in 2020. Official Website of the World Tourism Organization. Available at: https://www.unwto.org/news/covid-19-international-tourist-numbers-could-fall-60-80-in-2020 (accessed 09.05.2020).
14. Shimin N.A., Zykova T.V., Kochkurova E.A. [Marketing of Tourist Territories. Goals, Directions, Tools (on the Example of the Nizhny Novgorod Region)]. Ekonomika: teoriya i praktika [Economics. Theory and Practice], 2020, vol. 58, no. 2, pp. 123–133. (in Russ.)
15. How COVID-19 Impacts the Travel Demand in 2020. Available at: https://luggagehero.com/blog/covid-19-impacts-travel-demand/ (accessed 07.09.2020).
16. Survey: Future Travelers Willing to Accept Inconveniences for Safety. ASIAN HOSPITALITY is a b2b News Magazine and Website that Covers the U.S. Hotel Industry. Available at: https://www. asianhospitality.com/survey-future-travelers-willing-to-accept-inconveniences-for-safety/.
Опубликован
2021-06-24
Как цитировать
Ефремова, М., Кочкурова, Е., Зыкова, Т., & Рябова, О. (2021). АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 159-165. https://doi.org/10.14529/hsm21s124
Раздел
Оздоровительный, рекреационный и спортивный туризм