НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ЮНОШЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

  • Ю. П. Игнатова Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия https://orcid.org/0000-0001-8052-2164 physiologtgma@mail.ru
  • И. И. Макарова Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия https://orcid.org/0000-0002-0297-3389 physiologtgma@mail.ru
  • А. В. Аксёнова Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия https://orcid.org/0000-0003-1858-6356 physiologtgma@mail.ru
Ключевые слова: экстра-, интро-, амбиверсия, психофизиология, вариабельность сердечного ритма

Аннотация

Цель: исследовать некоторые психофизиологические показатели и ВСР юношей в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Материалы и методы. В обследовании приняли участие 50 студентов второго курса Тверского ГМУ. Анкетирование респондентов по опроснику Айзенка, Спилбергера – Ханина, методике самочувствие – активность – настроение проводили с помощью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-психотест». Обследование простой и сложной зрительно-моторных реакций (ПЗМР, СЗМР) было выполнено с помощью портативного устройства УПФТ-1/30 – «Психофизиолог». Регистрацию кардиоинтервалографии осуществляли с помощью программного комплекса «КАД-03». Для статистического анализа использовали программу Statistica 6.1. Результаты. Среди юношей выявлен средний уровень нейротизма, ситуативной и личностной тревожности, величина последних у интровертов значимо выше, чем у экстравертов. Уровень самочувствия, активности и настроения обследуемых разных групп находился в диапазоне средних и высоких значений. У юношей всех групп отмечался нормотонический тип регуляции сердечного ритма. У интровертов при выполнении теста СЗМР наблюдалась тенденция смещения вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела. Заключение. В нашем исследовании уровень личностной и ситуативной тревожности значимо выше у интровертов. По ряду других психофизиологических показателей, изученных с помощью таких методик, как САН, зрительно-моторные реакции значимых различий между экстра-, амби- и интровертами не выявлено. У всех обследуемых благоприятное текущее состояние, что позволяет студентам продуктивно работать, одинаковые быстрота реакции и уровень их операторской работоспособности. Проведение теста СЗРМ влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы обследуемых, что находит отражение в межгрупповых изменениях ряда показателей кардиоинтервалограммы.

Информация об авторах

Ю. П. Игнатова , Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры физиологии с курсом теории и практики сестринского дела, Тверской государственный медицинский университет. Россия, 170100, Тверь, ул. Советская, д. 4.

И. И. Макарова , Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии с курсом теории и практики сестринского дела, Тверской государственный медицинский университет. Россия, 170100, Тверь, ул. Советская, д. 4.

А. В. Аксёнова , Тверской государственный медицинский университет, Тверь, Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры физиологии с курсом теории и практики сестринского дела, Тверской государственный медицинский университет. Россия, 170100, Тверь, ул. Советская, д. 4.

Литература

1. Бактыбаева, М.Б. Особенности психофизиологического статуса преподавателей высшего учебного заведения / М.Б. Бактыбаева, Р.К. Татаева, Г.Н. Шайзадина // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2013. – № 20. – С. 98–102.
2. Бочева, Н.А. Ситуативная тревожность как один из факторов адаптации первоклассников к школе / Н.А. Бочева // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. «Психологические науки». – 2011. – № 3. – С. 87–90.
3. Дзанкисов, Р.А. Влияние степени экстраверсии на динамику физиологических, психофизиологических показателей и физической работоспособности человека в условиях гипобарической гипоксии / Р.А. Дзанкисов // Журнал мед.-биол. исследований. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 49–55.
4. Доборович, А.В. Особенности тревожности у экстравертов и интровертов / А.В. Доборович // Форум молодых ученых. – 2017. – № 2 (6). – С. 59–62.
5. Забегалина, С.В. Прогнозирование адаптации студентов вузов с учетом их психологических характеристик / С.В. Забегалина // Изв. Балтийской гос. академии рыбопромыслового флота: психол.-пед. науки. – 2012. – № 2 (20). – С. 28–40.
6. Кашина, Ю.В. Интегративная оценка адаптации студентов к учебному процессу / Ю.В. Кашина // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. – 2015. – Т. 2, № 2. – С. 87–93.
7. Кормилицына, Н.К. Показатели вариабельности сердечного ритма и психофизиологические особенности студентов / НК. Кормилицына // Вестник Иванов. гос. ун-та. Сер. «Естественные, общественные науки». – 2016. – № 2. – С. 26–31.
8. Лукацкий, М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970440841.html (дата обращения: 4.11.2020).
9. Маслова, Т.М. Соотношение психоэмоционального состояния и уровня стрессо-устойчивости личности / Т.М. Маслова, А.В. Покацкая // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 2 (31). – С. 351–353.
10. Перхурова, В.Д. Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы у студентов с различным уровнем нейротизма при выполнении физической нагрузки / В.Д. Перхурова, Л.Д. Цатурян,, Е.В. Елисеева // Наука. Инновации. Технологии. – 2015. – № 3. – С. 137–144.
11. Прокопенко, Н.А. Влияние индивидуальных особенностей личности на вариабельность ритма сердца у женщин разного возраста при эмоциональном воздействии / Н.А. Прокопенко // Успехи геронтологии. – 2011. – Т. 24, № 3. – С. 498–504.
12. Сиваченко, И.Б. Оценка эмоционального напряжения у мужчин с различным уровнем физической активности в условиях когнитивной нагрузки / И.Б. Сиваченко, Д.С. Медведев, А.Н. Павлова // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 102–111.
13. Туманян, А.А. Особенности сенсомоторного реагирования у испытуемых среднего возраста до и после умственной деятельности с учетом индивидуально-типологических характеристик / А.А. Туманян // Вестник Рос.-Армян. (Славян.) ун-та. Физ.-матем. и естеств. науки. – 2015. – № 1. – С. 91–101.
14. Худик, В.А. Субъективное оценивание интро- и экстраверсии, нейротизма на различных этапах жизненного пути / В.А. Худик // Коррекц.-пед. образование. – 2016. – № 1 (5). – С. 29–37.
15. Шукуров, Ф.А. Интегральные показатели вариативности сердечного ритма в оценке адаптации человека к высокогорью / Ф.А. Шукуров, З.У. Арабова // Вестник Акаде-мии мед. наук Таджикистана. – 2019. – Т. 9, № 1 (29). – С. 89–95.
16. Assessment of personality type and medical specialty choice among medical students from Karachi; using Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) tool / S. Jafrani, N. Zehra, М. Zehra et аl. // J. Pak. Med. Assoc. – 2017. – vol. 67 (4). – Р. 520–526.
17. Heart Rate and Heart Rate Variability Correlate with Clinical Reasoning Performance and Self-Reported Measures of Cognitive Load / S. Solhjoo, M.C. Haigney, E. McBee et аl. // Sci. Rep. – 2019. – Vol. 9, no. 1. – Р. 14668.
18. Heart rate variability: are you using it properly? Standardisation checklist of procedures / A.M. Catai, C.M. Pastre, M.F. Godoy et аl. // Braz. J. Phys. Ther. – 2020. – Vol. 24, no. 2. – Р. 91–102.
19. Individual differences in adaptation of cardiovascular responses to stress / B.M. Hughes, S. Howard, J.E. James, N.M. Higgins // Biol. Psychol. – 2011. – Vol. 86, no. 2. – Р. 129–136.
20. Neural correlates of heart rate variability during emotion / R. Lane, K. McRae, E. Reiman et аl. // NeuroImage. – 2009. – Vol. 44, no. 1. – P. 213–222.

References

1. Baktybaeva M.B., Tataeva R.K., Shayzadina G.N. [Features of the Psychophysiological Status of Teachers of a Higher Educational Institution]. Sovremennaya meditsina: aktual`nye voprosy [Modern Medicine. Topical Issues], 2013, no. 20, pp. 98–102. (in Russ.)
2. Bocheva N.A. [Situational Anxiety as One of the Factors of Adaptation of First Graders to School]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series Psychological Sciences], 2011, no. 3, pp. 87–90. (in Russ.)
3. Dzankisov R.A. [Influence of the Degree of Extraversion on the Dynamics of Physiological, Psychophysiological Indicators and Physical Performance of a Person Under Conditions of Hypobaric Hypoxia]. Zhurnal mediko-biologicheskikh issledovaniy [Journal of Biomedical], 2019, vol. 7, no. 1, pp. 49–55. (in Russ.) DOI: 10.17238/issn2542-1298.2019.7.1.49
4. Doborovich A.V. [Features of Anxiety in Extroverts and Introverts]. Forum molodykh uchenykh [Forum of Young Scientists], 2017, no. 2 (6), pp. 59–62. (in Russ.)
5. Zabegalina S.V. [Predicting Adaptation of University Students Taking Into Account Their Psychological Characteristics]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Bulletin of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet. Psychological and Pedagogical Sciences], 2012, no. 2 (20), pp. 28–40. (in Russ.)
6. Kashina Yu.V. Integrative Assessment of Students' Adaptation to the Educational Process. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 87–93.
7. Kormilitsyna N.K. [Indicators of Heart Rate Variability and Psychophysiological Characteristics of Students]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennyye, obshchestvennyye nauki [Bulletin of the Ivanovo State University. Series Natural, Social Sciences], 2016, no. 2, pp. 26–31. (in Russ.)
8. Lukatskiy M.A., Ostrenkova M.E. Psikhologiya [Psychology]. Available at: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970440841.html (accessed 4.11.2020).
9. Maslova T.M., Pokactskaya A.V. [Correlation of Psychoemotional State and the Level of Personality Stress Resistance]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research. Pedagogy and Psychology], 2020, vol. 9, no. 2 (31), pp. 351–353. (in Russ.) DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0085
10. Perkhurova V.D., Tsaturyan L.D., Eliseeva E.V. [Functional Capabilities of the Cardio-vascular System in Students with Different Levels of Neuroticism During Physical Activity]. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [The Science. Innovation. Technology], 2015, no. 3, pp. 137–144. (in Russ.)
11. Prokopenko N.A. [Influence of Individual Personality Traits on Heart Rate Variability in Women of Different Ages Under Emotional Impact]. Uspekhi gerontologii [Advances in Gerontology], 2011, vol. 24, no. 3, pp. 498–504. (in Russ.)
12. Sivachenko I.B., Medvedev D.S., Pavlova A.N. [Assessment of Emotional Stress in Men with Different Levels of Physical Activity Under Cognitive Load]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2020, vol. 13, no. 1, pp. 102–111. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps200112
13. Tumanyan A.A. [Features of Sensorimotor Response in Middle-Aged Subjects Before and After Mental Activity, Taking into Account Individual-Typological Characteristics]. Vestnik Rossiysko-Armyanskogo (Slavyanskogo) universiteta: fiziko-matematicheskiye i estestvennyye nauki [Bulletin of the Russian-Armenian (Slavonic) University. Physics, Mathematics and Natural Sciences], 2015, no. 1, pp. 91–101. (in Russ.)
14. Khudik V.A. [Subjective Assessment of Intro- and Extraversion, Neuroticism at Various Stages of Life]. Korrektsionno-pedagogicheskoye obrazovaniye [Correctional Pedagogical Education], 2016, no. 1 (5), pp. 29–37. (in Russ.)
15. Shukurov F.A., Arabova Z.U. [Integral Indicators of Heart Rate Variability in Assessing Human Adaptation to High Mountains]. Vestnik Akademii meditsinskikh nauk Tadzhikistana [Bulletin of the Academy of Medical Sciences of Tajikistan], 2019, vol. 9, no. 1 (29), pp. 89–95. DOI: 10.31712/2221-7355-2019-9-1-89-95
16. Jafrani S., Zehra N., Zehra M. et al. Assessment of Personality Type and Medical Specialty Choice Among Medical Students from Karachi; Using Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) tool. Journal of Pakistan Medical Association, 2017, vol. 67 (4), pp. 520–526.
17. Solhjoo S., Haigney M.C., McBee E. et al. Heart Rate and Heart Rate Variability Correlate with Clinical Reasoning Performance and Self-Reported Measures of Cognitive Load. Scientific Reports, 2019, vol. 9 (1), p. 14668. DOI: 10.1038/s41598-019-50280-3
18. Catai A.M., Pastre C.M., Godoy M.F. et al. Heart Rate Variability: are you Using it Properly? Standardisation Checklist of Procedures. Brazilian Journal of Physical Therapy, 2020, vol. 24 (2), pp. 91–102. DOI: 10.1016/j.bjpt.2019.02.006
19. Hughes B.M., Howard S., James J.E., Higgins N.M. Individual Differences in Adaptation of Cardiovascular Responses to Stress. Biological Psychology, 2011, vol. 86 (2), pp. 129–136. DOI: 10.1016/j.biopsycho.2010.03.015
20. Lane R., McRae K., Reiman E. et al. Neural Correlates of Heart Rate Variability During Emotion. NeuroImage, 2009, vol. 44 (1), pp. 213–222. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2008.07.056
Опубликован
2022-08-31
Как цитировать
Игнатова, Ю., Макарова, И., & Аксёнова, А. (2022). НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ЮНОШЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. Человек. Спорт. Медицина, 22(2), 61-68. https://doi.org/10.14529/hsm220207
Раздел
Физиология