МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАБОТЕ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ИНФОРМАЦИИ В ЛИМИТЕ ВРЕМЕНИ
Аннотация
Цель: обоснование методики совершенствования навыка баскетболистов работать с разными формами информации, специфической для деятельности в игровых командных видах спорта, с использованием цифровых инструментов обучения. Методы исследования. В исследовании принимали участие студенты-баскетболисты Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) – 22 баскетболиста. Эксперимент длился 12 недель и состоял из четырех этапов. Для выявления достоверности результатов эксперимента применялась методика определения достоверности различий между среднегрупповыми значениями (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, стандартные ошибки среднего арифметического значения) с использованием параметрического критерия t-Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости (р < 0,05). Результаты. Разработанная методика для совершенствования навыка баскетболистов воспринимать и перерабатывать информацию в лимите времени приблизила быстроту восприятия и переработку разных форм информации к эталонной единице времени (60 с) – времени минутного перерыва в баскетболе в условиях матча. Прирост показателя среднего времени трансформации информации из аудиального формата (озвучивание тактического взаимодействия) в форму схемы в конце эксперимента достоверно улучшился на 35,3 % (р < 0,05); прирост показателя среднего времени трансформации текстовой информации в схему тактического взаимодействия достоверно улучшился на 17,3 % (р < 0,05); прирост показателя среднего времени трансформации схемы тактического взаимодействия в текстовый формат достоверно улучшился на 27,7 % (р < 0,05); прирост показателя среднего времени работы со смешанной информацией достоверно улучшился на 12,24 % (р < 0,05). Заключение. Результаты исследования доказывают эффективность разработанной методики, что позволяет игрокам и команде быстро и правильно усваивать новые тактические взаимодействия, воспринять установки тренера в лимите времени минутного перерыва и вносить коррективы в деятельность на площадке в ходе матча, тренеру – эффективно обучать команду в тренировочном процессе и управлять в условиях соревнований.
Литература
2. Алюшин, А.Л. Скорость восприятия / А.Л. Алюшин, E.H. Князева // Вопросы философии. – 2004. – № 9. – С. 135–149.
3. Андросенко, В. В. Влияние физической активности на когнитивные функции мозга / В.В. Андросенко, Е.С. Солодилова // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 270–271. – https://moluch.ru/archive/297/67293/ (дата обращения: 12.11.2021).
4. Бабушкин, Г.Д. Когнитивно-психологический ресурс и его влияние на состояние и деятельность спортсмена / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин: материалы Междунар. науч. конф. психол. спорта «Рудиковские чтения». – М.: РГУФК, 2009. – С. 15–19.
5. Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика состояния психической готовности спортсмена к соревнованию / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева // Научные труды Сиб-ГУФК. – Омск: СибГУФК, 2006. – С. 45– 48.
6. Беданокова, Л.Ш. Особенности развития когнитивных функций у студентов в условиях различных двигательных режимов / A.B. Шаханова, Л.Ш. Беданокова // Тез. докл. XXII съезда физиол. о-ва им. И.П. Павлова, 16–20 сент., г. Волгоград. – 2013. – С. 591.
7. Бершадский, М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика примене-ния. – М.: Сентябрь, 2011. – 256 с.
8. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности / П.Н. Чайников, Н.В. Соломатина, В.Г. Черкасова, А.М. Кулеш // Таврич. журнал психиатрии. – 2015. – Т.19. – № 1(70). – С. 55–60.
9. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства в спортивной деятельности / Ю.В. Корягина. – М.: Науч.-издат. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 224 с.
10. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения / Н.Н. Манько // Образование и наука. – 2009. – № 8 (65). – С. 10–30.
11. Новикова, С.И. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы / С.И. Новикова // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4. № 1. – С. 91–108.
12. Стрелков, Ю.К. Временная связность образа мира / Ю.К. Стрелков // Ученые зап. каф. психологии Север. междунар. ун-та. – Вып. 1. – Магадан, 2001. – С. 127–157.
13. Титова, С.С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия / С.С. Титова. // Пед. мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (Москва, нояб. 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 50–53. – https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11227/ (дата обращения: 07.11.2021).
14. Цуканов, Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности / Б.И. Цуканов // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 149–154.
References
1. Avanesov V.S. [Application of Tasks in Test form and Quantized Educational Texts in New Educational Technologies]. Pedagogicheskiye izmereniya [Pedagogical Measurements], 2012, no. 2, pp. 75–91. (in Russ.)2. Alyushin A.L., Knyazeva E.H. [Speed of Perception]. Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2004, no. 9, pp. 1351–1349. (in Russ.)
3. Androsenko V.V. [The Influence of Physical Activity on the Cognitive Functions of the Brain]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2020, no. 7 (297), pp. 270–271. (in Russ.)
4. Babushkin G.D. [Cognitive-psychological Resource and its Influence on the State and Activity of an Athlete]. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii psikhologiya sporta “Rudikovskiye chteniya” [Proceedings of the International Scientific Conference on Sports Psychology Rudikov Readings], 2009, pp. 15–19. (in Russ.)
5. Babushkin G.D. [Operative Diagnostics of the State of Mental Readiness of an Athlete for Competition]. Nauchnyye trudy Sib-GUFK [Scientific Works of Sib-GUFK], 2006, pp. 45–48. (in Russ.)
6. Bershadsky M.E. Kognitivnaya tekhnologiya obucheniya: teoriya i praktika primeneniya [Cognitive Learning Technology. Theory and Practice of Application]. Moscow, September Publ., 2011. 256 p.
7. Bedanokova L.Sh. [Features of the Development of Cognitive Functions in Students in Conditions of Various Motor Modes]. Tezisy dokladov XXII s”yezda fiziologicheskogo obshchestva imeni I.P. Pavlova [Abstracts of the XXII Congress of the Physiological Society I.P. Pavlova], 2013, p. 591. (in Russ.)
8. Koryagina Yu.V. Vospriyatie vremeni i prostranstva v sportivnoy deyatel'nosti [Perception of Time and Space in Sports Activities]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture and Sports Publ., 2006. 224 p.
9. Chainikov P.N., Solomatina N.V., Cherkasova V.G., Kulesh A.M. [PN Dummies Cognitive Functions and Mental Performance in Conditions of Sports Activity]. Tavricheskiy zhurnal psikhiatrii [Tavrichesky Journal of Psychiatry], 2015, vol. 19, no. 1 (70), pp. 55–60. (in Russ.)
10. Manko N.N. [Cognitive Visualization of Pedagogical Objects in Modern Learning Technologies]. Obrazovaniye i nauka [Education and Science], 2009, no. 8 (65), pp. 10–30. (in Russ.)
11. Novikova S.I. [EEG Rhythms and Cognitive Processes]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern Foreign Psychology], 2015, vol. 4, no. 1, pp. 91–108. (in Russ.)
12. Strelkov Yu.K. [Temporal Connection of the Image of the World]. Uchenyye zapiski kafedry psikhologii Severnogo mezhdunarodnogo universiteta [Scientific Journal Department Psychology of Northern International University], 2001, iss. 1, рр. 127–157. (in Russ.)
13. Titova S.S. [To the Review of Diagnostic Techniques for Determining the Modalities of Perception]. Pedagogicheskoye masterstvo: materialy IX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Pedagogical Skills. Materials of the IX International Scientific Conference], 2016, рр. 50–53. (in Russ.)
14. Tsukanov B.I. [Analysis of Duration Perception Error]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1985, no. 3, рр. 149–154. (in Russ.)
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.