ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Ключевые слова: студенты, оздоровительная аэробика, физическое состояние, физическая подготовка, программа занятий

Аннотация

Цель: обосновать и разработать программу физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой для студенток с различным уровнем физического состояния. Материалы и методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 64 студентки в возрасте от 19 до 21 года, 2-го и
3-го курса обучения, основной медицинской группы здоровья. В учебный процесс экспериментальной группы был включен практический модуль «Оздоровительная аэробика». В процессе разработки и проведения практического модуля использовались следующие методы исследования: анализ литературы, педагогическое тестирование, антропометрия, расчет индексов и функциональных проб, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В процессе педагогического эксперимента были разработаны две программы занятий оздоровительной аэробики в зависимости от уровня физического состояния и двигательных способностей студенток. Программы были рассчитаны на 9 месяцев занятий с двумя занятиями в неделю по 90 минут. Особенностью методики проведения занятий было объединение двух программ по линейному типу в единый учебный модуль «Оздоровительная аэробика». Занятия по методике первой программы способствовали улучшению морфологических показателей студенток: снижение обхватных размеров тела (талии – на 8,2 %, плеча – на 9,2 %, бедра – на 6,3 %, ягодиц – на 5,3 %). После первого семестра занятий 34,5 % студенток повысили свой уровень физического состояния и перешли в новый функциональный класс, смогли перейти во вторую группу занимающихся и заниматься с повышенными аэробными нагрузками. Заключение. Анализируя результаты проведенных исследований, выявили, что проведенный педагогический эксперимент с разработкой комплексной двухуровневой системы занятий аэробикой для студенток свидетельствует об общей положительной динамике развития различных морфофункциональных показателей. Установлено достоверное повышение уровня гибкости на 82 %, скоростно-силовых качеств – на 28 %, динамической силы – на 22 %. Предложенная методика занятий аэробикой позволила объединить в группы занимающихся студенток с различными уровнями физического состояния, дифференцировать физические нагрузки, индивидуализировать подход к каждому занимающемуся и таким образом доказала свою эффективность.

Информация об авторах

Э. В. Макарова , Московский политехнический университет, Москва, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, Москва, Россия.

М. В. Железнякова , Московский политехнический университет, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, Москва, Россия.

Е. В. Черкасова , Московский политехнический университет, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, Москва, Россия.

Е. Е. Щербакова , Московский политехнический университет, Москва, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Московский политехнический университет, Москва, Россия.

Литература

1. Борисова, А.Ф. Влияние аэробики на физическую подготовленность студенток непрофильного вуза / А.Ф. Борисова, Н.Ю. Федосеева, А.Ю. Глинчикова // Обзор пед. исследований. – 2021. – Т. 3, № 8. – С. 134–137.
2. Голякова, Н.Н. Современные направления оздоровительной аэробики / Н.Н. Голякова, А.Н. Мазуленко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 4. – С. 20–22.
3. Изменения силовых показателей у студенток 18–19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика) / Т.Е. Сиверкина, И.А. Кабанова, Т.А. Ведищева, Т.А. Качалова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 407–410. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3
4. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 24–26.
5. Калинина, И.Ф. Комплексная методика проведения занятий по оздоровительной аэробике со студентками технического вуза / И.Ф. Калинина // Вестник спортив. науки. – 2007. – № 2. – С. 50–54.
6. Кряклина, А.А. Применение средств оздоровительной аэробики на занятиях физической культурой у студентов высших учебных заведений / А.А. Кряклина, Н.Ю. Харитонова, Л В. Мальцева // Физ. культура и спорт в образоват. пространстве: инновации и перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2021. – С. 119–124.
7. Лисицкая, Т.С. Основные векторы развития современного фитнеса / Т.С. Лисицкая, С.А. Кувшинникова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2021. – № 1. – С. 8.
8. Оценка эффективности аэробики на занятиях по физической культуре у студенток специальной медицинской группы / Т.А. Максимова, Р.В. Кучин, Н.Д. Нененко [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № S. – С. 147–153. DOI:10.14529/hsm18s21
9. Петрова, К.Т. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на функциональное со-стояние и физическое развитие студентов педагогических колледжей / К.Т. Петрова, П.В. Родичкин, С.В. Алексеева // Теория и практика физ. культуры. – 2022. – № 9. – С. 81–83.
10. Технология занятий по физической культуре элективной направленности со студентками разного уровня здоровья / Э.В. Макарова, В.И. Дубатовкин, Е.Н. Олейник, Н.А. Федяев // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 276–283. DOI:10.34835/issn.2308-1961.2021.4
11. Хвостенко, С.Ю. Значение оздоровительной аэробики для студентов / С.Ю. Хвостенко, Н.А. Мусихина // Вестник Воронеж. ин-та высоких технологий. – 2021. – № 1 (36). – С. 150–153.
12. Хуббиев, Ш.З. Аэробика как средство физической культуры в структуре здорового образа жизни студенток классического университета / Ш.З. Хуббиев, С.М. Лукина // Актуальные проблемы физ. и спец. подготовки силовых структур. – 2021. – № 1. – С. 246–250.
13. Шавырина, С.В. Развитие координационных способностей у студентов вуза на занятиях по физической культуре путем внедрения в учебный процесс элементов фитнес-аэробики / С.В. Шавырина, И.В. Тюрина, С.А. Ильина // Автономия личности. – 2020. – № 1 (21). – С. 31–36.
14. Chao Lan. Effects of different exercise programs on cardiorespiratory fitness and body composition in college students / Chao Lan, Yujie Liu, Yan Wang // Journal of Exercise Science & Fitness. – 2021. – Vol. 20 (1). – P. 62–69. - DOI: 10.1016/j.jesf.2021.12.004
15. Richard M. Buscombe. Affective change as a function of exercise intensity in a group aerobics class / Richard M. Buscombe, Helen Inskip // Journal of Exercise Science & Fitness. – 2013. – Vol. 11 (1). – P. 42–49. DOI: 10.1016/j.jesf.2013.04.001

References

1. Borisova A.F., Fedoseeva N.Y., Glinchikova A.Y. [The Impact of Aerobics on the Physical Fitness of Non-core University Students]. Obzor pedagogicheskih issledovaniy [Overview of Pedagogical Research], 2021, vol. 3, no. 8, pp. 134–137. (in Russ.)
2. Golyakova N.N., Mazurenko A.N. [Modern Directions of Wellness Aerobics]. Aktual'nye problemy ekonomiki, sociologii i prava [Actual Problems of Economics, Sociology and Law], 2019, no. 4, pp. 20–22. (in Russ.)
3. Siverkina T.E., Kabanova I.A., Vedishheva T.A., Kachalova T.A. [Changes in Strength Indicators in Female Students Aged 18–19 who are Engaged in the Main Department with a Sports Orientation (Aerobics)]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2020, no. 3 (181), pp. 407–410. (in Russ.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3
4. Dementiev K.N., Zuikova E.G., Bushma T.V. et al. [Using the Technology of Concentrated Training in Aerobics Classes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 2, pp. 24–26. (in Russ.)
5. Kalinina I.F. [Complex Methodology of Conducting Classes in Recreational Aerobics with Students of a Technical University]. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of Sports Science], 2007, no. 2, pp. 50–54. (in Russ.)
6. Kryaklina A.A., Kharitonova N.Y., Maltseva L.V. [The Use of Recreational Aerobics in Physical Education Classes for Students of Higher Educational Institutions]. Fizicheskaya kul'tura i sport v obrazovatel'nom prostranstve: innovacii i perspektivy razvitiya: materialov Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. [Physical Culture and Sport in the Educational Space. Innovations and Development Prospects. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2021, pp. 119–124. (in Russ.)
7. Lisitskaya T.S., Kuvshinnikova S.A. [The Main Vectors of the Development of Modern Fitness]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Сulture. Upbringing, Education, Training], 2021, no. 1, p. 8. (in Russ.)
8. Maksimova T.A., Kuchin R.V., Nenenko N.D. et al. Evaluation of the Effectiveness of Aerobics in Physical Education Classes for Female Students of a Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. S, pp. 147–153. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm18s21
9. Petrova K.T, Rodichkin P.V., Alekseeva S.V. [The Influence of Recreational Aerobics Classes on the Functional State and Physical Development of Students of Pedagogical Colleges]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2022, no. 9, pp. 81–83. (in Russ.)
10. Makarova E.V., Dubatovkin V.I., Oleinik E.N., Fedyaev N.A. [Technology of Elective Physical Culture Classes with Students of Different Health Levels]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2021, no. 4 (194), pp. 276–283. (in Russ.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4
11. Hvostenko S.Yu., Musihina N.A. [The Importance of Recreational Aerobics for Students]. Vestnik Voronezhskogo instituta vysokih tehnologiy [Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies], 2021, no. 1(36), pp. 150–153. (in Russ.)
12. Hubbiev S.Z., Lukina S.M. [Aerobics as a Means of Physical Culture in the Structure of a Healthy Lifestyle of Classical University Students]. Aktual'nye problemy fizicheskoy i special'noy podgotovki silovyh struktur [Actual Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies], 2021, no. 1, pp. 246–250. (in Russ.)
13. Shavyrina S.V., Tyurina I.V., Ilyina S.A. [Development of Coordination Abilities Among University Students in Physical Culture Classes by Introducing Elements of Fitness Aerobics into the Educational Process]. Avtonomiya lichnosti [Personal Autonomy], 2020, no. 1(21), pp. 31–36. (in Russ.)
14. Chao Lan, Yujie Liu, Yan Wang. Effects of Different Exercise Programs on Cardiorespiratory Fitness and Body Composition in College Students. Journal of Exercise Science & Fitness, 2021, vol. 20 (1), pp. 62–69. DOI: 10.1016/j.jesf.2021.12.004
15. Buscombe R.M., Inskip H. Affective Change as a Function of Exercise Intensity in a Group Aerobics Class. Journal of Exercise Science & Fitness, 2013, vol. 11 (1), pp. 42–49. DOI: 10.1016/ j.jesf.2013.04.001
Опубликован
2024-01-21
Как цитировать
Макарова, Э., Железнякова, М., Черкасова, Е., & Щербакова, Е. (2024). ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ СО СТУДЕНТКАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 23(4), 102-108. https://doi.org/10.14529/hsm230413
Раздел
Спортивная тренировка