ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

  • А. С. Белякова Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1073-4692 alexa.belyakova@mail.ru
  • И. Ю. Горская Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия; Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3335-4529 mbofkis@mail.ru
  • Т. А. Кравчук Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8811-9134 torismomsk@mail.ru
  • А. И. Кравчук Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2795-3843 torismomsk@mail.ru
Ключевые слова: легкая атлетика, начинающие легкоатлеты, высококвалифицированные легкоатлеты, психомоторные способности

Аннотация

Цель: определить величину изменений разных видов психомоторных способностей по результатам сравнительного анализа показателей начинающих и высококвалифицированных легкоатлетов. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие начинающие легкоатлеты 9–10 лет (n = 65 девочек, 60 мальчиков), спортсмены высокой квалификации (n = 59 женщин, 57 мужчин). Было проведено тестирование психомоторных способностей. Результаты. Как показали полученные результаты исследования, с возрастом и ростом уровня квалификации происходит улучшение психомоторных способностей, неодинаковое по величине прироста разных показателей (что отражается в разной величине процента прироста). Диапазон различий между показателями психомоторных способностей начинающих и высококвалифицированных легкоатлетов неоднозначный, величина прироста варьирует от 7 до 86 %. Заключение. Проведенное исследование позволило получить количественные значения психомоторного статуса начинающих и высококвалифицированных легкоатлетов с учетом пола, что может использоваться для оптимизации педагогического контроля в качестве критериев уровня развития показателей разных психомоторных способностей на этапе отбора, последующих этапах многолетней спортивной подготовки в легкой атлетике.

Информация об авторах

А. С. Белякова , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики циклических видов спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия.

И. Ю. Горская , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия; Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия; профессор кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия.

Т. А. Кравчук , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики туризма и рекреации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия.

А. И. Кравчук , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и рекреации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия.

Литература

1. Антоненко, М.Н. Легкая атлетика как часть здорового образа жизни / М.Н. Антоненко, В.В. Зотин, Н.И. Мансурова // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 4 (20). – С. 401–404.
2. Бакин, А.В. Разработка методики совершенствования специальных психомоторных способностей у легкоатлетов-спринтеров / А.В. Бакин, Д.В. Ворончихин, В.А. Филлипович // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5, № 1(14). – С. 16.
3. Белякова, А.С. Психомоторные способности как фактор будущей успешности в легкой атлетике / А.С. Белякова, И.Ю. Горская // Человек. Спорт. Медицина. – Челябинск. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 102–107.
4. Боткина А.А., Легкая атлетика Омской области: к истории развития / А.А. Боткина, Г.П. Волхонская // Проблемы совершенствования физ. культуры и спорта. – 2019. – № 1. – С. 358–366.
5. Горская, И.Ю. Модельные характеристики морфотипологического и психомоторного статуса легкоатлетов-мужчин высокой квалификации / И.Ю. Горская, А.С. Белякова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 5. – С. 16.
6. Корягина, Ю.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). – 2004. – № 2. – С. 51.
7. Марков, К.К. Совершенствование психомоторных качеств спортсменов-прыгунов в высоту / К.К. Марков, О.О. Николаева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 71–74.
8. Психодиагностика в системе психологического обеспечения подготовки спортсменов / Г.Д. Бабушкин, А.В. Бобровский, В.А. Бобровский, С.Е. Харахордин // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – С. 405–408.
9. Ржанов, А.А. Методика спортивного отбора подростков с учетом их способности к решению двигательных задач / А.А. Ржанов // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. – 2021. – № 1 (55). – С. 133–143.
10. Biomechanical performance factors in the track and field sprint start: a systematic review / M.J. Valamatos et al. // International journal of environmental research and public health. – 2022. – No. 19 (7). – P. 4074. https://doi.org/10.3390/ijerph19074074
11. Deepti, J. Analysis of psychomotor abilities as predictive factor for female long jumpers / J. Deepti // International Journal of Physical Education, Sports and Health. – 2016. – Vol. 3, No. 3. – P. 479–481.
12. Minu, T. A comparative study of psychomotor abilities subjunior, junior and senior levels of women boxers / T. Minu, Dr. S. Biswas // International Journal of Physical Education, Sports and Health. – 2016. – Vol. 3, No. 5. – P. 400–402.
13. Supinski, J. Usefulness of the psychomotor tests for distinguishing the skill levels among older and younger judo athletes / J. Supinski, Z. Obminski, R. Kubacki et al. // Arch Budo. – 2014. – Vol. 10. – P. 315–322.

References

1. Antonenko M.N., Zotin V.V., Mansurova N.I. [Athletics as Part of a Healthy Lifestyle]. Alleya nauki [Alley of Science], 2018, vol. 2, no. 4 (20), pp. 401–404. (in Russ.)
2. Bakin A.V., Voronchikhin D.V., Fillipovich V.A. [Development of a Methodology for Improving Special Psychomotor Abilities in Track and Field Sprinters]. Sovremennyye voprosy biomeditsiny [Modern Issues of Biomedicine], 2021, vol. 5, no. 1(14), 16 p. (in Russ.) DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_16
3. Belyakova A.S., Gorskaya I.Yu. Psychomotor Abilities as a Factor of Future Success in Athletics. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. 1, pp. 102–107. (in Russ.)
4. Botkina A.A., Volkhonskaya G.P. [Athletics of the Omsk Region. On the History of Development]. Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoy kul’tury i sporta [Problems of Improving Physical Culture and Sports], 2019, no. 1, pp. 358–366. (in Russ.)
5. Gorskaya I.Yu., Belyakova A.S. [Model Characteristics of the Morphotypological and Psychomotor Status of Highly Qualified Male Track and Field Athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 5, 16 p. (in Russ.)
6. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. [Researcher of Temporal and Spatial Properties of a Person no. 2004610221]. Programmy dlya EVM… (ofitsial’nyy byulleten’) [Computer Programs... (Official Bulletin)], 2004, no. 2, p. 51. (in Russ.)
7. Markov K.K., Nikolayeva O.O. [Improving the Psychomotor Qualities of High Jumpers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 4, pp. 71–74. (in Russ.)
8. Babushkin G.D., Bobrovskiy A.V., Bobrovskiy V.A., Kharakhordin S.E. [Psychodiagnostics in the System of Psychological Support for Training Athletes]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo [Business. Education. Right], 2021, pp. 405–408. (in Russ.)
9. Rzhanov A.A. [Methodology for Sports Selection of Adolescents Taking into Account their Ability to Solve Motor Problems]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P Astaf’yeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafiev], 2021, no. 1 (55), pp. 133–143. (in Russ.) DOI: 10.25146/1995-0861-2021-55-1-265
10. Valamatos M.J. et al. Biomechanical Performance Factors in the Track and Field Sprint Start: a Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, no. 19 (7), p. 4074. DOI: 10.3390/ijerph19074074
11. Deepti J. Analysis of Psychomotor Abilities as Predictive Factor for Female Long Jumpers. International Journal of Physical Education, Sports and Health, 2016, vol. 3, no. 3, pp. 479–481.
12. Minu T., Biswas Dr.S. A Comparative Study of Psychomotor Abilities Subjunior, Junior and Senior Levels of Women Boxers. International Journal of Physical Education, Sports and Health, 2016, vol. 3, no. 5, pp. 400–402. DOI: 10.21013/jems.v5.n3.p1
13. Supinski J., Obminski Z., Kubacki R. et al. Usefulness of the Psychomotor Tests for Distinguishing the Skill Levels Among Older and Younger Judo Athletes. Arch Budo, 2014, vol. 10, pp. 315–322.
Опубликован
2024-01-21
Как цитировать
Белякова, А., Горская, И., Кравчук, Т., & Кравчук, А. (2024). ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ. Человек. Спорт. Медицина, 23(4), 109-116. https://doi.org/10.14529/hsm230414
Раздел
Спортивная тренировка