МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Е. Г. Салимгареева Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия https://orcid.org/0009-0007-7556-8521 lena477@yandex.ru
  • В. Ю. Лебединский Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5291-8775 lebedinskiy@istu.edu
  • В. П. Чергинец Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия https://orcid.org/0009-0005-8021-9743 basketballigu@yandex.ru
  • Ч. В. Тарыма Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия https://orcid.org/0009-0004-3204-7978 chechena.taryma@mail.ru
  • М. Д. Кудрявцев Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2432-1699 kumid@yandex.ru
Ключевые слова: физическая культура, мотивация, дистанционное обучение, студенты 1–2-х курсов

Аннотация

Цель: изучение влияния дистанционных технологий обучения студентов на изменения их отношения к двигательной активности и оценка эффективности использования организационных форм занятий на кафедре Физкультурного оздоровительного центра Иркутского государственного университета (ФОЦ ИГУ). Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведён педагогический эксперимент в период с марта 2020 года по март 2021 года. Участие в эксперименте принимали 220 студентов 1–2-х курсов ИГУ. Студенты занимались на кафедре ФОЦ ИГУ с использованием выбранных организационных форм занятий при их дистанционном обучении.
Для сравнения взяты 2 группы респондентов: 1-я группа сформирована на основе использования принципа «спортизации» физического воспитания студентов, обучающихся по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (модуль «спортивные бальные танцы»), уже имевших знания и навыки в области физической культуры и спорта. 2-я группа – студенты, обучающиеся по тем же дисциплинам, но занимавшиеся только по традиционной программе общефизической подготовки. Результаты. В ходе выполнения исследования у студентов 1-й и 2-й групп отмечался различный уровень мотивации к двигательной активности как на начало эксперимента, так и при его завершении. При использовании выбранных организационных форм дистанционного обучения большая часть мотиваций в 1-й группе студентов имеет более выраженный прирост, за исключением мотива на развитие двигательных качеств, который, вероятно, во 2-й группе более интенсивно возрастает за счёт возникшей у них необходимости сдачи зачётных тестов по физической подготовленности. Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности временного (частичного) применения дистанционных форм обучения студентов по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в образовательном процессе на кафедре физической культуры вуза. При этом необходимо понимать, что дистанционное обучение по ним более эффективно для студентов, уже имеющих знания и навыки по данному направлению подготовки.

Информация об авторах

Е. Г. Салимгареева , Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия.

В. Ю. Лебединский , Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия.

В. П. Чергинец , Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия.

Ч. В. Тарыма , Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спортивных дисциплин, Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия.

М. Д. Кудрявцев , Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры, профессор базовой кафедры «Высшая школа ресторанного менеджмента», Сибирский федеральный университет, Красноярск; профессор кафедры физической подготовки, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, Красноярск; профессор кафедры физического воспитания, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск, Россия.

Литература

1. Базалий, Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р.В. Базалий // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 3. – С. 1–4. – https://mir-nauki.com/ PDF/03PDMN320.pdf.
2. Баловсяк, Н.В. Компьютер и здоровье / Н.В. Баловсяк. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
3. Гавришова, Е.В. К вопросу об исследовании мотивации студентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, к двигательной активности / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 8 (102.). – С. 49–51.
4. Коршунова, О.С. Эффективность работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта экономического вуза / О.С. Коршунова // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, нояб. 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 152–154.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Салимгареева, Е.Г. Формирование потребности и организация оптимальной двигательной активности студентов средствами спортивных бальных танцев как фактор социальной конкурентоспособности выпускников вуза / Е.Г. Салимгареева // Физическая культура и спорт. Проблемы и пути их решения: материалы Междунар. науч. конф., приуроченной к Междунар. турниру по хоккею с мячом (г. Иркутск, 17.04.2020 г.). – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. – С. 95–100.
7. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: моногр. / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.

References

1. Bazaliy R.V. [Development of Student Motivation in Distance Learning]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2020, no. 3, pp. 1–4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf.
2. Balovsyak N.V. Komp’yuter i zdorov’ye [Computer and Health]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 208 p.
3. Gavrishova E.V., Gorelov A.A. [On the Issue of Studying the Motivation of Students Motivated for Success and Avoiding Failures to Physical Activity]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2013, no. 8 (102), pp. 49–51. (in Russ.)
4. Korshchnova O.S. [Efficiency of Work of Teachers of the Department of Physical Education and Sports of an Economic University]. Aktual’nyye zadachi pedagogiki: materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Current Problems of Pedagogy. Materials of the VIII International Scientific Conference], 2017, pp. 152–154. (in Russ.)
5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 23.08.2017. No. 816. “On Approval of the Procedure for the Use of E-learning and Distance Learning Technologies by Organizations Engaged in Educational Activities in the Implementation of Educational Programs”.
6. Salimgareyeva E.G. [Formation of Needs and Organization of Optimal Motor Activity of Students Through Sports Ballroom Dancing as a Factor in the Social Competitiveness of University Graduates]. Fizicheskaya kul’tura i sport. Problemy i puti ikh resheniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, priurochennoy k Mezhdunarodnomu turniru po khokkeyu s my-achom [Physical Culture and Sport. Problems and Ways to Solve Them. Materials of the International Scientific Conference Dedicated to the International Bandy Tournament], 2020, pp. 95–100. (in Russ.)
7. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredel’skiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike: monografiya [Sportsization in the System of Physical Education. From Scientific Idea to Innovative Practice]. Moscow, Theory and Practice of Phy¬sical Culture and Sports Publ., 2017. 200 p.
Опубликован
2024-05-30
Как цитировать
Салимгареева, Е., Лебединский, В., Чергинец, В., Тарыма, Ч., & Кудрявцев, М. (2024). МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Человек. Спорт. Медицина, 24(1), 150-157. https://doi.org/10.14529/hsm240118
Раздел
Спортивная тренировка