ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ КУРСЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

  • И. В. Васильева Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия https://orcid.org/0000-0003-0740-7260 smelisheva@ya.ru
  • М. В. Чумаков Курганский государственный университет, Курган, Россия; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-0599-8629 mihailchv@mail.ru
Ключевые слова: представления, спортивная культура личности, студенты, физическая культура, учебный курс

Аннотация

Цель: исследование представлений студентов о физической культуре как учебной дисциплине. Материалы и методы. Метод сбора данных – метод свободных ассоциаций, по три слова в формате глагола, прилагательного, существительного. Обработка данных проводилась частотным анализом. Результаты. Содержательно занятия физической культурой у студентов ассоциируются с такими видами активности, как бег, игры (с мячом) и прыжки. Происходит «склеивание» представлений о занятиях спортом и занятиях физической культурой. Студенты выраженно связывают занятия физической культурой с состоянием усталости. Заключение. Выявлены характерные особенности представлений студентов университетов о занятиях физической культурой. Нуждается в коррекции восприятие физкультурно-спортивных ценностей и технологий как компонент спортивной культуры личности.

Информация об авторах

И. В. Васильева , Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия.

М. В. Чумаков , Курганский государственный университет, Курган, Россия; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, Курганский государственный университет, Курган, Россия; профессор кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.

Литература

1. Абдуллаева, М.М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональной активности современных специалистов / М.М. Абдуллаева // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. – 2021. – № 2. – С.100–122.
2. Богданов, И.В. Влияние эмоционального состояния и свойств личности на физическую подготовку молодежи / И.В. Богданов, Н.А. Рычкова // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 80–85. DOI: 10.14529/hsm190111
3. Болдов, А.С. Система физического воспитания в вузах и пути выхода из кризиса / А.С. Болдов, А.В. Гусев // Материалы международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании и спорте», 24–26 дек. 2009 г. – Смоленск, 2009. – С. 237–241.
4. Ениченко, И.В. Сравнительный анализ уровня физической активности в Европе и Российской Федерации / И.В. Ениченко, Н.М. Егорова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 103–110. DOI: 10.14529/hsm200412
5. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А.С. Болдов, А.В. Гусев, К.Б. Илькевич, В.И. Шарагин // Ученые записки ун-та Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 275–281.
6. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков, Д.В. Мельникова, Н.В. Лаврешкин // Соц. психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 8–25. DOI: 10.17759/sps.2022130302
7. Лубышева, Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7–16.
8. Проблема физического утомления в спорте / В.В. Корнякова, В.А. Бадтиева, М.Ю. Баландин, И.В. Ашвиц // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 4. – С. 142–149. DOI: 10.14529/hsm190417
9. Спорт и физическая культура как фетиш современной молодежи / С.А. Баркалов, В.В. Анисимова, Л.В. Коваль и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 144–151. DOI: 10.14529/hsm220317
10. Физическая активность, здоровье и экологичная среда в системе приоритетов устойчивого развития регионов / И.П. Савельева, И.В. Данилова, А.В. Карпушкина, И.П. Килина // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № S1. – С. 141–152. DOI: 10.14529/hsm21s122
11. Abiss, C. R. Is part of the mystery surrounding fatigue complicated by context? / C.R. Abiss, P.B. Laursen // Journal of Science and Medicine in Sport. – 2007. – No. 10. – Р. 277–279.
12. Active for Life after Cancer: Association of Physical Activity with Cancer Patients’ Interpersonal Competence, Quality of Life, and Survival Beliefs/ Y. Liu, L. Jing, Y. Liu et al. // Behavioral Science. – 2023. – № 13. – P. 449. DOI: 10.3390/bs13060449
13. Baena-Morales, S. What about physical education and Sustainable Development Goals? / S. Baena-Morales, A. Ferriz-Valero // A scoping review, Physical Education and Sport Pedagogy. – 2023. – Published online: 24 May 2023. DOI: 10.1080/17408989.2023.2214572
14. Chumakov, M. Parents’ Personality, Marriage Satisfaction, Stress, and Punishment of Children in the Family / M. Chumakov, D. Chumakova // Behavioral Science. – 2019. – No. 9. – P. 153. DOI: 10.3390/bs9120153
15. Corbally, L. Related to Performance in Long-Distance Running: A Systematic Review / L. Corbally, M. Wilkinson, M.A. Fothergill // Journal of Clinical Sport Psychology. – 2020. – Vol. 14, Iss. 4. – P. 376–398. DOI: 10.1123/jcsp.2019-0034
16. Lambert, K. The association between physical education and academic achievement in other curriculum learning areas: A review of literature / K. Lambert, A. Ford, R. Jeanes // Physical Education and Sport Pedagogyю. – 2022. – Published online 05 Mar 2022. DOI: 10.1080/17408989.2022.2029385
17. O’Connor, J. Rethinking the classification of games and sports in physical education: a response to changes in sport and participation / J. O’Connor, L. Alfrey, D. Penney // Physical Education and Sport Pedagogy. 2022. – Published online 13 Apr 2022. DOI: 10.1080/17408989.2022.2061938
18. Physical Activity and Sedentary Behavior in Adults from Penafiel, Portugal: A Cross-Sectional Study / A. Batista, P. Forte, J. Ribeiro et al. // Behavioral Science. – 2023. – Vol. 13., Iss. 6. – Р. 443. DOI: 10.3390/bs13060443
19. Physical Exercise and Mental Health: The Routes of a Reciprocal Relation / C. Fossati, G. Torre, S. Vasta et al. // Journal of Environmental Research and Public Health. – 2021. – No. 18. – P. 12364.
20. Scoping Review of the Relationship between Running and Mental Health / F. Oswald, J. Campbell, C. Williamson et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – No. 17. – P. 8059. DOI: 10.3390/ijerph17218059

References

1. Abdullaeva M.M. [Possibilities of the Psychosemantic Approach for the Analysis of the Professional Activity of Modern Specialists]. Vestnik MGU. Ser. 14: Psikhologiya [The Moscow University Herald. Ser. 14. Psychology], 2021, no. 2, pp. 100–122. (in Russ.)
2. Bogdanov I.V., Rychkova N.A. The Influence of the Emotional State and Personality Traits on the Physical Training of Young People. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 1, pp. 80–85. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190111
3. Boldov A.S., Gusev A.V. [The System of Physical Education in Universities and Ways Out of the Crisis]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii i sporte” [Materials of the International Scientific-practical Conference Sports Games in Physical Education and Sports], 2009, pp. 237–241. (in Russ.)
4. Enichenko I.V., Egorova N.M. Comparative Analysis of the Level of Physical Activity in Europe and the Russian Federation. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 4, pp. 103–110. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200412
5. Boldov A.S., Gusev A.V., Il'kevich K.B., Sharagin V.I. [The Study of External and Internal Psychological Reasons for the Lack of Motivation of Students for Physical Education Classes at the University]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2017, no. 4 (146), pp. 275–281. (in Russ.)
6. Bovina I.B., Dvoryanchikov N.V., Mel'nikova D.V., Lavreshkin N.V. [On the Question of the Study of Social Representations. A View From the Outside]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2022, vol. 13, no. 3, pp. 8–25. DOI: 10.17759/sps.2022130302
7. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. [The Structure and Content of the Sports Culture of the Individual]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2013, no. 3, pp. 7–16. (in Russ.)
8. Kornyakova V.V., Badtieva V.A., Balandin M.Yu., Ashvits I.V. The Problem of Physical Fatigue in Sports. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 142–149. DOI: 10.14529/hsm190417
9. Barkalov S.A., Anisimova V.V., Koval' L.V. et al. Sport and Physical Culture as a Fetish of Modern Youth. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. 3, pp. 144–151. (in Russ.) DOI: 10.14529/ hsm220317
10. Savel'eva I.P., Danilova I.V., Karpushkina A.V., Kilina I.P. Physical Activity, Health and Ecological Environment in the System of Priorities for Sustainable Development of Regions. Human. Sport. Medicine, 2021, vol. 21, no. S1, pp. 141–152. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm21s122
11. Abiss C.R., Laursen P.B. Is Part of the Mystery Surrounding Fatigue Complicated by Context? Journal of Science and Medicine in Sport, 2007, no. 10, pp. 277–279. DOI: 10.1016/j.jsams.2006.07.015
12. Liu Y., Jing L., Liu Y. et al. Active for Life after Cancer: Association of Physical Activity with Cancer Patients’ Interpersonal Competence, Quality of Life, and Survival Beliefs. Behavioral Science, 2023, no. 13, p. 449. DOI: 10.3390/bs13060449
13. Baena-Morales S., Ferriz-Valero A. What About Physical Education and Sustainable Development Goals? A Scoping Review, Physical Education and Sport Pedagogy, 2023. Published online: 24 May 2023. DOI: 10.1080/17408989.2023.2214572
14. Chumakov M., Chumakova D. Parents’ Personality, Marriage Satisfaction, Stress, and Punishment of Children in the Family. Behavioral Science, 2019, no. 9, p. 153. DOI: 10.3390/bs9120153
15. Corbally L.M., Wilkinson M., Fothergill A. Related to Performance in Long-Distance Running: A Systematic Review. Journal of Clinical Sport Psychology, 2020, vol. 14, iss. 4, pp. 376–398. DOI: 10.1123/jcsp.2019-0034
16. Lambert K., Ford A., Jeanes R. The Association between Physical Education and Academic Achievement in Other Curriculum Learning Areas: A Review of Literature. Physical Education and Sport Pedagogy, 2022. Published online 05 Mar 2022. DOI: 10.1080/17408989.2022.2029385
17. O’Connor J., Alfrey L., Penney D. Rethinking the Classification of Games and Sports in Physical Education: a Response to Changes in Sport and Participation. Physical Education and Sport Pedagogy, 2022. Published online 13 Apr 2022. DOI: 10.1080/17408989.2022.2061938
18. Batista A., Forte P., Ribeiro J. et al. Physical Activity and Sedentary Behavior in Adults from Penafiel, Portugal: A Cross-Sectional Study. Behavioral Science, 2023, vol. 13, iss. 6, p. 443. DOI: 10.3390/bs13060443
19. Fossati C., Torre G., Vasta S. et al. Physical Exercise and Mental Health: The Routes of a Reciprocal Relation. Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, no. 18, p. 12364. DOI: 10.3390/ijerph182312364
20. Oswald F., Campbell J., Williamson C. et al. Scoping Review of the Relationship between Running and Mental Health. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17, p. 8059. DOI: 10.3390/ijerph17218059
Опубликован
2024-07-25
Как цитировать
Васильева, И., & Чумаков, М. (2024). ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ КУРСЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА. Человек. Спорт. Медицина, 24(2), 118-124. https://doi.org/10.14529/hsm240215
Раздел
Спортивная тренировка