ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ
Аннотация
Цель: изучение эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Положенные в основу эмпирической части исследования материалы методик В.А. Доскиной, А.И. Захарова Т.В. Архиреевой, О.А. Ореховой, модифицированные с учетом условий эксперимента и специфики дефекта, позволяют впоследствии дать комплексную оценку основных показателей эмоционального здоровья: эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности. Результаты. В ходе исследования были выделены две группы детей с тяжелыми нарушениями речи со следующими уровнями эмоционального здоровья: «средний» – у 50 % и «низкий» – у 50 % респондентов. С целью укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с ТНР были реализованы мероприятия по следующим направлениям деятельности: подготовка педагогов к использованию оптимально подобранных средств физической культуры; проведение физкультурно-оздоровительной работы по развитию эмоционального благополучия у дошкольников с ТНР; реализация совместной деятельности педагогов с родителями по развитию и укреплению эмоциональной сферы детей с ТНР. Контрольный эксперимент выявил позитивную динамику в укреплении эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста с ТНР (высокий уровень – 10 %, средний уровень – 55 %, низкий уровень – 35 %). Заключение. Проведенное контрольное исследование подтвердило успешность реализации мероприятий и обнаружило позитивные сдвиги в отношении эмоционального здоровья у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Большинство детей стали более уравновешенными, инициативными, бодрыми, появился оптимизм, исчезла зажатость, появилась раскрепощенность в действиях, что в целом повышает фон настроения и укрепляет эмоциональное здоровье.
Литература
2. Емельянова, И.Д. Развитие эмоциональной устойчивости детей 7-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи в физкультурно-оздоровительной работе дошкольной образовательной организации / И.Д. Емельянова, О.А. Подольская // Теория и практика физ. культуры. – 2023. – № 3. – С. 76–77.
3. Казакова, Е.В. Сравнительный анализ эмоционального здоровья первоклассников / Е.В. Казакова, Л.В. Соколова // Рос. психол. журнал. – 2021. – Т. 18, № 4. – С. 18–29. DOI: 10.21702/ rpj.2021.4.2
4. Кокаева, И.Ю. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков / И.Ю. Кокаева, Ю.В. Саханский // Известия Рос. академии образования. – 2014. – № 1. – С. 120–126.
5. Кузнецова, В.А. Успешность спортивной деятельности и проблемы саморегуляции психоэмоциональных состояний спортсменов / В.А. Кузнецова, И.М. Слободчиков // Актуальные проблемы психол. знания. – 2022. – № 1 (58). – С. 78–84.
6. Саморегуляция двигательной активности на занятиях оздоровительной ходьбой / Л.Н. Волошина, С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев, С.П. Гуляев // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 3. – С. 84–90. DOI: 10.14529/hsm230311
7. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования / Л.В. Тарабакина // Теория и практика обществ. развития. – 2015. – № 8. – С. 250–252.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – http://zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html.
9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028. – https://edu-magadan.ucoz.ru/IMO/ fop_do.pdf.
10. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». – http://bda-expert.com/2014/01/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/.
11. Щедрина, А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода / А.Г. Щедрина // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – № 5. – С. 8.
12. Fedorenko, E.Ju. Classroom space and child’s health / E. Ju. Fedorenko // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2014. – Т. 7, № 12. – С. 2173–2180.
13. The role of psychological sense of school membership and postcode as predictors of profiles of socio-emotional health in primary schoolchildren in England / S. Castro-kemp, O. Palikara, C. Gaona et al. // School Mental Health. – 2020. – Т. 12. – С. 284–295. DOI: 10.1007/s12310-019-09349-7
References
1. Buslovskaya L.V., Voloshina L.N., Panasenko K.E. [Dynamics of Psychophysiological Indicators of Children with Severe Speech Impairments in the Implementation of Game Programs for Physical Education]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], 2022, no. 5 (59), pp. 360–376. (in Russ.) DOI: 10.32744/pse.2022.5.212. Emelyanova I.D., Podolskaya O.A. [Development of Emotional Stability of Children of the 7th Year of Life with Severe Speech Impairments in Physical Education and Health Activities of a Preschool Educational Organization]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul′tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2023, no. 3, pp. 76–77. (in Russ.)
3. Kazakova E.V., Sokolova L.V. [Comparative Analysis of the Emotional Health of First-graders]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 2021, vol. 18, no. 4, pp. 18–29. (in Russ.) DOI: 10.21702/rpj.2021.4.2
4. Kokaeva I.Yu., Sakhansky Yu.V. [Current Problems of Forming a Safety Culture in Children and Adolescents]. Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya [News of the Russian Academy of Education], 2014, no. 1, pp. 120–126. (in Russ.)
5. Kuznetsova V.A., Slobodchikov I.M. [Success of Sports Activities and Problems of Self-regulation of Psycho-emotional States of Athletes]. Aktual'nyye problemy psikhologicheskogo znaniya [Current Problems of Psychological Knowledge], 2022, no. 1 (58), pp. 78–84. (in Russ.) DOI: 10.51944/ 20738544_2022_1_78
6. Voloshina L.N., Gulyaeva S.S., Gulyaev P.D., Gulyaev S.P. Self-regulation of Motor Activity During Recreational Walking Classes. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 84–90. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm230311
7. Tarabakina L.V. [Emotional Health as a Subject of Socio-psychological Research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2015, no. 8, pp. 250–252. (in Russ.)
8. Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December [Electronic resource] 29.12.2012 No 273-FZ. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/79.html
9. Federal Educational Program of Preschool Education, Approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November [Electronic resource] 25.11.2022 No 1028. Available at: https://edumagadan.ucoz.ru/IMO/fop_do.pdf
10. Federal State Standard of Preschool Education [Electronic resource]. Available at: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyjgosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/.
11. Shchedrina A.G. [Concept and Structure of Individual Human Health. Methodology of a Systematic Approach]. Meditsina i obrazovaniye v Sibiri [Medicine and Education in Siberia], 2009, no. 5, p. 8. (in Russ.)
12. Fedorenko E.Ju. Classroom Space and Child’s Health. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2014, vol. 7, no. 12, pp. 2173–2180. DOI: 10.17516/1997-1370-2014-7-12-2173-2180
13. Castro-kemp S., Palikara O., Gaona C. et al. The Role of Psychological Sense of School Membership and Postcode as Predictors of Profiles of Socio-emotional Health in Primary School-children in England. School Mental Health, 2020, vol. 12, pp. 284–295. DOI: 10.1007/s12310-019-09349-7
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.