СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК В ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Аннотация
Цель: исследовать уровень физической подготовленности, проанализировать данные эксперимента для грамотного построения учебного процесса по предмету «Физическая культура» среди студенток не физкультурного профиля вузов Северного Кавказа. Материалы и методы. К исследованию были привлечены студентки не физкультурного профиля обучения вузов: Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный, Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Северо-Кавказского горно-металлургического института, г. Владикавказ, с первого по третий курс (163 чел.) в течение учебного года. Для проверки уровня физической подготовленности ориентировались на комплекс «Готов к труду и обороне» (нормативы): наклон вперед (см), прыжок в длину (см), сгибание и разгибание туловища из положения лежа (количество раз за 1 мин), бег 100 м (с). Результаты. После выявления уровня физической подготовленности был проведен анализ, показавший, что у первокурсниц Адыгейского государственного университета высокий уровень по всем четырем нормативам, взятым за основу среди трех вузов. Анализируя среднее значение итогов мониторинга четырех нормативов, установили, что у студенток Чеченского государственного педагогического университета в нормативе наклон вперед лучший результат, по нормативу прыжок в длину лидером оказался Адыгейский государственный университет, в нормативе сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) – Северо-Кавказский горно-металлургический институт, при беге на 100 м лучший результат у представителей Адыгейского государственного университета. Заключение. Выявлено, что среднестатистические значения по нормативам ГТО среди вузов Северного Кавказа у студентов третьего курса не имеют большого разброса данных по уровню физической подготовленности, что говорит о правильно выстроенной траектории учебно-тренировочных (академических) занятий.
Литература
2. Бабичева, И.В. Исследование объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток / И.В. Бабичева // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С. 1021–1024. –https://moluch.ru/archive/107/24484/.
3. Галеев, А.Р. Эмоциональное реагирование и мотивация студентов вузов к выполнению норм ГТО / А.Р. Галеев, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 12. – С. 38–40. – https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-reagirovanie-i-motivatsiya-studentov-vuza-k-vypolneniyu-norm-gto.
4. Горбань, И.Г. Развитие и тестирование двигательных способностей студентов / И.Г. Горбань, В.А. Гребенникова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. – 37 с.
5. Гурьев, С.В. Диагностика физической подготовки студентов как средство планирования учебного процесса / С.В. Гурьев // NovaInfo. – 2019. – № 103 – С. 63–66. – https://novainfo.ru/article/16606.
6. Двигательная активность в зависимости от уровня физической активности / Р. Подставски, П. Журек, К. Кларк и др. // Южноафрикан. журнал исследований в области спорта, физ. воспитания и отдыха. – 2019. – № 41 (1). – 103–119.
7. Колокольцев, М. Морфофункциональные и двигательные особенности студентов Байкальского региона (Россия) с избыточной массой тела / М. Колокольцев, С. Ермаков // Педагогика, психология, мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2019. – № 23 (1). – С. 4–13. – DOI: 10.15561/18189172.2019.0101
8. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса / Р.И. Айзман, А.В. Лебедев, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович. – М.: Юрайт, 2024. – 207 с.
9. Кудлачек, М. Связь между предпочтением подростков к занятиям фитнесом и достижением рекомендуемого еженедельного уровня физической активности / М. Кудлачек, К. Фромель, Д. Гроффик // Журнал физ. упражнений и фитнеса. – 2020. – № 18 (1). – С. 31–39. – DOI: 10.1016/j.jesf.2019.10.001
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Спорт, 2021. – 518 с.
11. Особенности преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях Чеченской Республики / С.Б. Элипханов, А.С. Паскаев, Л.Д. Гайсумова и др. // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184). – С. 424–428.
12. Повышение уровня кардиореспираторной и силовой выносливости студенток средствами смешанной тренировки (фитнес и силовые тренировки «Кангу-джампс») / А. Осипов, Т. Ратманская, Р. Наговицын и др. // Обзор физ. активности. – 2020. – № 8 (2). – С. 38–47. DOI: 10.16926/par.2020.08.19
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации. – 2020. – № 3081-р.
14. Родичкин, П.В. Применение методики соревновательной игровой направленности на занятиях по физической культуре у студентов вузов / П.В. Родичкин, О.П. Степченкова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 62–64.
15. Сафронов, А.А. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5–6-х классов / А.А. Сафронов, И.Т. Арисланов // Молодой ученый. – 2013. – № 7 (54). – С. 455–458. – https://moluch.ru/archive/54/7425/.
16. Физическая активность и эмоциональный интеллект студентов бакалавриата: корреляционное исследование / Х. Асебес-Санчес, И. Диес-Вега, С. Эстебан-Гонсало, Г. Родригес-Ромо // Обществ. здравоохранение BMC. – 2019. – № 19 (1). – 1241 с. – DOI: 10.1186/s12889-019-7576-5
17. Шилько, В. Г. Динамика физической подготовленности и состояния здоровья студентов разных направлений обучения / В.Г. Шилько, А.Б. Шарафеева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 10. – С. 64–66.
18. Элипханов, С.Б. Методика выполнения видов испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» для населения / С.Б. Элипханов, У.Б. Ахмадов, М.И.Исаева. – Грозный: ЧГПУ, 2020. – 116 с.
References
1. Osipov A.Y., Nagovitsyn R.S., Vaganova O.I. et al. [Analysis of the Results of Physical Fitness and Physical Activity of Female Students and Graduate Students]. Sport Mont [Sport Mont], 2021, no. 19 (1), pp. 83–87. DOI: 10.26773/smj.2102182. Babicheva I.V. [The Study of Objective Indicators of Physical Health and Physical Fitness of Female Students]. Molodoy uchenyy [A Young Scientist], 2016, no. 3 (1–7), pp. 1021–1024. (in Russ.) Available at: https://moluch.ru/archive/107/24484/.
3. Galeev A.R., Pashchenko L.G. [Emotional Response and Motivation of University Students to Comply with GTO Standards]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Education], 2020, no. 12, pp. 38–40. (in Russ.)
4. Gorban I.G. Razvitie i testirovanie dvigatel'nykh sposobnostey studentov [Development and Testing of Students' Motor Abilities]. Orenburg, GOU OGU Publ., 2006. 37 p.
5. Guryev S.V. Diagnosis of Physical Fitness of Students as a Means of Planning the Educational Process. NovaInfo, 2019, no. 103, pp. 63–66. (in Russ.)
6. Podstawski R., Żurek P., Clark K. et al. [Physical Activity Depending on the Level of Physical Activity]. Yuzhnoafrikanskiy zhurnal issledovaniy v oblasti sporta, fizicheskogo vospitaniya i otdykha [South African Journal for Research in Sport, Physical Education and Recreation], 2019, no. 41 (1), pp. 103–119.
7. Kolokoltsev M., Ermakov S. [Morphofunctional and Motor Characteristics of Overweight Students from the Baikal Region (Russia)]. Pedagogika, psikhologiya, mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology, Medical and Biological Problems of Physical Education and Sports], 2019, no. 23 (1), pp. 4–13. (in Russ.) DOI: 10.15561/18189172.2019.0101
8. Eisman R.I., Lebedev A.V., Eisman N.I., Rubanovic V.B. Kompleksnaya otsenka zdorov'ya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Comprehensive Assessment of the Health of Participants in the Educational Process]. Moscow, Yurayt Publ., 2024. 207 p.
9. Kudlacek M., Fromel K., Groffik D. [Association between Adolescents' Fitness Preferences and Achievement of Recommended Weekly Physical Activity Levels]. Zhurnal fizicheskikh uprazhneniy i fitnesa [Journal of Exercise and Fitness], 2020, no. 18 (1), pp. 31–39. (in Russ.) DOI: 10.1016/j.jesf. 2019.10.001
10. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and Methodology of Physical Culture]. Moscow, Sport Publ., 2021. 518 p.
11. Eliphanov S.B., Paskaev A.S., Gaisumova L.D. et al. [Features of Teaching Physical Education in General Education Organizations of the Chechen Republic]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgafta], 2020, no. 6 (184), pp. 424–428. (in Russ.)
12. Osipov A., Ratmanskaya T., Nagovitsyn R. et al. [Increasing the Level of Cardiorespiratory and Strength Endurance of Female Students Through Mixed Training (Fitness and Strength Training “Kangu-jumps”)]. Obzor fizicheskoy aktivnosti [Physical Activity Review], 2020, no. 8 (2), pp. 38–47. (in Russ.) DOI: 10.16926/par.2020.08.19
13. Order of the Economy of the Russian Federation. Official Gazette, 2020, no. 3081-р.
14. Rodichkin P.V., Stepchenkova O.P. [Application of Competitive Game-oriented Methodology in Physical Education Classes for University Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 11, pp. 62–64. (in Russ.)
15. Safronov A.A., Arislanov I.T. [Dynamics of Physical Development and Physical Fitness of Students in Grades 5–6]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2013, no. 7 (54), pp. 455–458.
16. Acebes-Sánchez J., Diez-Vega I., Esteban-Gonzalo S., Rodríguez-Romo G. [Physical Activity and Emotional Intelligence Among Undergraduate Students: a Correlational Study]. Obshchestvennoye zdravookhraneniye BMC [BMC Public Health], 2019, no. 19, 1241. DOI: 10.1186/s12889-019-7576-5
17. Shilko V.G., Sharafeeva A.B. [Dynamics of Physical Fitness and Health Status of Students in Different Areas of Study]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 10, pp. 64–66. (in Russ.)
18. Eliphanov S.B., Akhmadov U.B., Isaeva M.I. Metodika vypolneniya vidov ispytaniy kompleksa “Gotov k trudu i oborone” dlya naseleniya [Methodology for Performing Types of Tests of the Ready for Labor and Defense Complex for the Population]. Grozny, Chechen State Pedagogical University Publ., 2020. 116 p.
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.