АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Аннотация
Цель – психофизиологическое обоснование и выявление эффективности применения сеансов аудиовизуальной стимуляции для коррекции психоэмоционального состояния юных боксеров. Организация и методы. Исследование проводилось на базе спортивного комплекса Башкирского государственного университета в специально-подготовительный период. В условиях учебно-тренировочного процесса были обследованы 72 спортсмена в возрасте 13–14 лет. Диагностика психодинамических характеристик спортсменов проводилась каждые два дня с помощью устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог». Использовались шкалы тревоги и тревожности (Ч. Д. Спилбергер), самочувствие, активность и настроение (В.А. Доскин). Результаты. После введения сеансов аудиовизуальной стимуляции в экспериментальной группе наблюдались достоверно значимые улучшения показателей ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Заключение. Курсовое применение аудиовизуальной стимуляции повышает психофизиологическую устойчивость к физическим нагрузкам, снимает чрезмерную психическую напряженность, преждевременное психическое утомление, способствует повышению работоспособности, приводит к улучшению настроения. Анализ психодинамических характеристик боксеров с различными типами нервной системы позволил установить, что для спортсменов со слабой нервной системой необходимо 6–8 сеансов аудиовизуальной стимуляции, для атлетов с сильной нервной системой – 10 сеансов.
Литература
2. Головин, М.С. Интеграция функцио-нальных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощеков, Р.И. Айзман // Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – № 1. – С. 64–71.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта: моногр. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
4. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. / сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
5. Шаяхметова, Э.Ш. Психофизиологические закономерности адаптации боксеров высокой квалификации к физическим нагрузкам: моногр. / Э.Ш. Шаяхметова, Э.Р. Румянцева, Р.М. Муфтахина, А.Л. Линтварев. – СПб.: НПЦ ПСИ, 2014. – 176 c.
6. Bradley, R.T. Emotion self-regulation, psychophysiological coherence, and test anxiety: results from an experiment using electrophysiological measures / R.T. Bradley, R. McCraty, M. Atkinson // Appl Psychophysiol Biofeedback. – 2010. – № 35. – Р. 261–283.
References
1. Ayzman R.I., Golovin M.S. [The Effectiveness of the Influence of Single and Prolonged Audio-visual Stimulation on Heart Rate Variability and the Mechanisms of Vegetative Regulation in Cyclical Athletes]. Byulleten’ sibirskoy meditsiny [Bulletin of Siberian Medicine], 2014, vol. 13, no. 6, 113 p. (in Russ.)2. Golovin M.S., Balioz N.V., Krivoshhekov S.G., Ayzman R.I. [Integration of Functional, Psycho-Physiological and Biochemical Processes in the Body of Athletes after Audiovisual Stimulation]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2018, vol. 44, no. 1, pp. 64–71. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119718010073
3. Il'in E.P. Psikhologiya sporta: monografiya [Sports Psychology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2016. 351 p.
4. Khanin Yu.L. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh statey [International Collection of Scientific Articles]. Moscow, Physical Culture and Sports, 1983. 288 p.
5. Shayakhmetova E.Sh., Rumyantseva E.R., Muftakhina R.M., Lintvarev A.L. Psikhofiziologicheskiye zakonomernosti adaptatsii bokserov vysokoy kvalifikatsii k fizicheskim nagruzkam [Psychophysiological Patterns of Adaptation of Highly Qualified Boxers to Physical Exertion]. St. Petersburg, 2014. 176 p.
6. Bradley R.T., McCraty R., Atkinson M. Emotion Self-Regulation, Psychophysiological Coherence, and Test Anxiety: Results From an Experiment Using Electrophysiological Measures. Appl Psychophysiol Biofeedback, 2010, no. 35, pp. 261–283. DOI: 10.1007/s10484-010-9134-x
Copyright (c) 2019 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.