АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

  • А. Ф. Хаерварина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия https://orcid.org/0000-0002-8052-7376 fanilevnaalbina@mail.ru
  • Л. М. Матвеева Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия https://orcid.org/0000-0003-1523-2827 matveeval57@mail.ru
  • Р. М. Муфтахина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия https://orcid.org/0000-0003-1928-7104 rmuftakhina@mail.ru
  • Э. Ш. Шаяхметова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия; Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-5924-7460 shaga.elv@yandex.ru
  • Д. Г. Огуречников Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия https://orcid.org/0000-0001-8519-1720 georgich1979@mail.ru
Ключевые слова: аудиовизуальная стимуляция, ситуативная тревожность, самочувствие, активность, настроение

Аннотация

Цель – психофизиологическое обоснование и выявление эффективности применения сеансов аудиовизуальной стимуляции для коррекции психоэмоционального состояния юных боксеров. Организация и методы. Исследование проводилось на базе спортивного комплекса Башкирского государственного университета в специально-подготовительный период. В условиях учебно-тренировочного процесса были обследованы 72 спортсмена в возрасте 1314 лет. Диагностика психодинамических характеристик спортсменов проводилась каждые два дня с помощью устройства психофизиологического тестирования «Психофизиолог». Использовались шкалы тревоги и тревожности (Ч. Д. Спилбергер), самочувствие, активность и настроение (В.А. Доскин). Результаты. После введения сеансов аудиовизуальной стимуляции в экспериментальной группе наблюдались достоверно значимые улучшения показателей ситуативной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Заключение. Курсовое применение аудиовизуальной стимуляции повышает психофизиологическую устойчивость к физическим нагрузкам, снимает чрезмерную психическую напряженность, преждевременное психическое утомление, способствует повышению работоспособности, приводит к улучшению настроения. Анализ психодинамических характеристик боксеров с различными типами нервной системы позволил установить, что для спортсменов со слабой нервной системой необходимо 6–8 сеансов аудиовизуальной стимуляции, для атлетов с сильной нервной системой – 10 сеансов.

Информация об авторах

А. Ф. Хаерварина , Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Аспирант кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа

Л. М. Матвеева , Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Кандидат социологических наук, профессор, заведующая кафедрой спортивных дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа

Р. М. Муфтахина , Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа

Э. Ш. Шаяхметова , Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия; Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа; научный сотрудник центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Д. Г. Огуречников , Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия

Доцент кафедры физического воспитания Башкирского государственного университета. 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа

Литература

1. Айзман, Р.И. Эффективность влияния однократной и продолжительной аудиовизуальной стимуляции на вариабельность сердечного ритма и механизмы вегетативной регуляции у спортсменов цикликов / Р.И. Айзман, М.С. Головин // Бюл. сибир. медицины. – 2014. – Т. 13. – № 6. – С. 113.
2. Головин, М.С. Интеграция функцио-нальных, психофизиологических и биохимических процессов в организме спортсменов после аудиовизуальной стимуляции / М.С. Головин, Н.В. Балиоз, С.Г. Кривощеков, Р.И. Айзман // Физиология человека. – 2018. – Т. 44. – № 1. – С. 64–71.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта: моногр. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 351 с.
4. Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. ст. / сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 288 с.
5. Шаяхметова, Э.Ш. Психофизиологические закономерности адаптации боксеров высокой квалификации к физическим нагрузкам: моногр. / Э.Ш. Шаяхметова, Э.Р. Румянцева, Р.М. Муфтахина, А.Л. Линтварев. – СПб.: НПЦ ПСИ, 2014. – 176 c.
6. Bradley, R.T. Emotion self-regulation, psychophysiological coherence, and test anxiety: results from an experiment using electrophysiological measures / R.T. Bradley, R. McCraty, M. Atkinson // Appl Psychophysiol Biofeedback. – 2010. – № 35. – Р. 261–283.

References

1. Ayzman R.I., Golovin M.S. [The Effectiveness of the Influence of Single and Prolonged Audio-visual Stimulation on Heart Rate Variability and the Mechanisms of Vegetative Regulation in Cyclical Athletes]. Byulleten’ sibirskoy meditsiny [Bulletin of Siberian Medicine], 2014, vol. 13, no. 6, 113 p. (in Russ.)
2. Golovin M.S., Balioz N.V., Krivoshhekov S.G., Ayzman R.I. [Integration of Functional, Psycho-Physiological and Biochemical Processes in the Body of Athletes after Audiovisual Stimulation]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2018, vol. 44, no. 1, pp. 64–71. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119718010073
3. Il'in E.P. Psikhologiya sporta: monografiya [Sports Psychology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2016. 351 p.
4. Khanin Yu.L. Stress i trevoga v sporte [Stress and Anxiety in Sports]. Mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh statey [International Collection of Scientific Articles]. Moscow, Physical Culture and Sports, 1983. 288 p.
5. Shayakhmetova E.Sh., Rumyantseva E.R., Muftakhina R.M., Lintvarev A.L. Psikhofiziologicheskiye zakonomernosti adaptatsii bokserov vysokoy kvalifikatsii k fizicheskim nagruzkam [Psychophysiological Patterns of Adaptation of Highly Qualified Boxers to Physical Exertion]. St. Petersburg, 2014. 176 p.
6. Bradley R.T., McCraty R., Atkinson M. Emotion Self-Regulation, Psychophysiological Coherence, and Test Anxiety: Results From an Experiment Using Electrophysiological Measures. Appl Psychophysiol Biofeedback, 2010, no. 35, pp. 261–283. DOI: 10.1007/s10484-010-9134-x
Опубликован
2019-08-16
Как цитировать
Хаерварина, А., Матвеева, Л., Муфтахина, Р., Шаяхметова, Э., & Огуречников, Д. (2019). АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОКСЕРОВ. Человек. Спорт. Медицина, 19(S1), 36-42. https://doi.org/10.14529/hsm19s105
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)