ВЗАИМОСВЯЗЬ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ С МЯЧОМ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК

  • Т. И. Мясникова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-0894-1337 tmyas@yandex.ru
  • А. И. Швирид Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия; Спортивный клуб художественной и эстетической гимнастики «Феникс», г. Ижевск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2313-8948 annashvirid@gmail.com
Ключевые слова: художественная гимнастика, упражнения с мячом, двигательная мануальная асимметрия, латеральные мануальные предпочтения, техническая асимметрия

Аннотация

Цель исследования – выявить взаимосвязи латеральных мануальных предпочтений и степени мануальной технической асимметрии с результатами выполнения композиций у гимнасток на этапе начальной подготовки. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 20 гимнасток 7–8 лет. Для оценки степени асимметрии использовались тесты для определения латеральных мануальных предпочтений гимнасток и тесты для оценки выполнения технических элементов с мячом. Для обработки данных использовались непараметрические критерии и корреляционный анализ. Результаты. Средний уровень владения предметом в подгруппах гимнасток с разными латеральными мануальными предпочтениями на начальном этапе освоения и на этапе совершенствования техники имеет статистически значимые отличия как при выполнении технических элементов с мячом доминирующей рукой, так и недоминирующей рукой (р ≤ 0,05). Корреляция между коэффициентом латеральных мануальных предпочтений и показателями выполнения гимнастками композиций с мячом на начальном этапе обучения не выявлена (ρ = –0,03), а на этапе совершенствования техники – не значима (ρ = 0,30). Коэффициент мануальной технической асимметрии имеет значимую корреляцию с общей суммой сбавок за технику выполнения композиции с мячом на начальном этапе освоения технических элементов (p < 0,05) и высоко значимую корреляцию на этапе совершенствования техники выполнения элементов (p < 0,01). Заключение. Тенденции значений показателя корреляции между результатами выполнения гимнастками технических элементов с мячом доминирующей и недоминирующей рукой на разных этапах освоения технических элементов указывают на значимую роль межгрупповых и индивидуальных различий гимнасток по показателям симметрия – асимметрия и необходимость их учета при планировании обучения.

Информация об авторах

Т. И. Мясникова , Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия

Кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, 620002, г. Екатеринбург

А. И. Швирид , Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия; Спортивный клуб художественной и эстетической гимнастики «Феникс», г. Ижевск, Россия

Магистрант кафедры физической культуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620002, г. Екатеринбург; тренер, спортивный клуб художественной и эстетической гимнастики «Феникс», 426063, Ижевск

Литература

1. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
2. Винер, И.А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И.А. Винер // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3 (85). – С. 49–53.
3. Горячева, Н.Л. Влияние функциональной асимметрии на техническую подготовленность в парно-групповой акробатике / Н.Л. Горячева, В.В. Анцыперов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 2 (72). – С. 65–68.
4. Гучетль, А.А. Индивидуальный профиль асимметрии детей старшего дошкольного возраста / А.А. Гучетль // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 4: Естествен.-математ. и техн. науки. – 2012. – № 3 (106). – С. 107–114.
5. Макарова, М.В. Коррекция двигательной асимметрии в технической подготовке с предметами в художественной гимнастике / М.В. Макарова // II Европейские игры – 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов, 2019. – Ч. 1. – С. 214–217.
6. Медведева, Е.Н. Особенности активации мышц при выполнении перебросок предметов из различных исходных положений в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Т.Ю. Давыдова, Т.И. Колесникова // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 8. – С. 90–92.
7. Николаева, Е.И. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у школьников / Е.И. Николаева, Е.Ю. Борисенкова // Асимметрия. – Т. 2. – № 1. – 2008. – С. 32–39.
8. Фомина, Е.В. Влияние спортивной нагрузки на функциональные асимметрии мозга / Е.В. Фомина, В.В. Шпаков // Рос. физиол. журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90. – № 8. – С. 254–255.
9. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопутствующий спортивному результату / C.С. Худик, А.И. Чикуров, А.Л. Войнич, С.В. Радаева // Вестник Томского гос. ун-та. – 2017. – № 421. – С. 193–202.
10. Чивиль, А.А. Эффективность применения средств и приемов коррекции двигательной асимметрии на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике / А.А. Чивиль, И.А. Степанова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3 (109). – С. 191–194.
11. Flexibility in Rhythmic Gymnastics: Functional Asymmetry in Portuguese Junior Gymnasts / A.B. Santos, M.B. Arce, E. Lebre, L. Avila-Carvalho // Apunts educacion fisica y deportes. – 2015. – Vol. 120. – P. 19–26. DOI: 10.5672/apunts.2014-0983.es.(2015/2).120.03
12. Kezic, A. Motor learning in rhythmic gymnastics: influence of fundamental movement skills / A. Kezic, D. Miletic, I.K. Lujan // Acta kinesiologica. – 2018. – Vol. 12, no. 2. – P. 20–27.
13. Lower limb asymmetries in rhythmic gymnastics athletes / A.S. Frutuoso, F. Diefenthaeler, M.A. Vaz, C.D. Freitas // International journal of sports physical therapy. – 2016. – Vol. 11, no. 1. – P. 34–43.
14. Manual asymmetry in a complex coincidence-anticipation task: Handedness and gender effects / P.C. Rodrigues, O. Vasconcelos, J. Barreiros, R. Barbosa // Laterality. – 2009. – Vol. 14, no. 4. – P. 395–412. DOI: 10.1080/13576500802469607
15. McGrath, R.L. Reduced asymmetry in motor skill learning in left-handed compared to right-handed individuals / R.L. McGrath, S.S. Kantak // Human Movement Science. – 2016. – Vol. 45. – P. 130–141.

References

1. Bragina N.N., Dobrokhotova T. A. Funktsional’nyye asimmetrii cheloveka [Functional Asymmetry of the Person]. 2nd ed. Moscow, Medicine Publ., 1988. 240 p.
2. Viner I.A. [The Level of Artistry of Gymnasts at the Stage of Primary and Specialized Training]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2012, vol. 85, no. 3, pp. 49–53. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p49-53
3. Goryacheva N.L., Antsiperov V.V. [Influence of the Functional Asymmetry on the Technical Readiness in Pair-Group Acrobatics]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2011, vol. 72, no. 2, pp. 65–68. (in Russ.)
4. Guchetl A.A. [The Individual Profile of the Asymmetry of Elder Preschool Aged Children]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4: Estestvenno-matematicheskie i tehnicheskie nauki [Bulletin of Adyghe State University, Series 4. Natural-Mathematical and Technical Sciences], 2012, vol. 106, no. 3, pp. 107–114. (in Russ.)
5. Makarova M.V. [Motor Asymmetry Correction in Technical Training with Apparatus in Rhythmic Gymnastics]. II Evropejskie igry – 2019: psihologo-pedagogicheskie i mediko-biologicheskie aspekty podgotovki sportsmenov [II European Games – 2019. Psychological-Pedagogical and Medico-Biological Aspects of Training Athletes], 2019, part 1, pp. 214–217. (in Russ.)
6. Medvedeva E.N., Davydova T.Yu., Kolesnikova T.I. [Throw Elements in Rhythmic Gymnastics. Muscle Activation Profiling Tests]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 8, pp. 90–92. (in Russ.)
7. Nikolaeva E.I., Borisenkova E.Yu. [The Comparison of Different Methods of Functional Sensori-Motor Asymmetry Profile Appritiation for Preschool Children]. Asimmetrija [Journal of Asymmetry], 2008, vol. 2, no. 1, pp. 32–39. (in Russ.)
8. Fomina E.V., Shpakov V.V. [Influence of Sports Load on Functional Asymmetries of the Brain]. Rossijskij fiziologicheskij zhurnal im. I.M. Sechenova [Russian Journal of Physiology Named after I.M. Sechenov], 2004, vol. 90, no. 8, pp. 254–255. (in Russ.)
9. Khudik S.S., Chikurov A.I., Voynich A.L., Radaeva S.V. [Functional Asymmetry as a Biological Phenomenon Associated with Athletic Performance]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal [Bulletin of Tomsk State University], 2017, vol. 421, pp. 193–202. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/421/29
10. Chivil A.A., Stepanova I.A. [Efficiency of Application of Means and Methods for the Correction of Motor Asymmetry at the Stage of Profound Preparation in the Rhythmic Gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2014, vol. 109, no. 3, pp. 191–194. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p191-194
11. Santos A.B., Arce M.B., Lebre E., Avila-Carvalho L. Flexibility in Rhythmic Gymnastics: Functional Asymmetry in Portuguese Junior Gymnasts. Apunts educacion fisica y deportes, 2015, vol. 120, pp. 19–26. DOI: 10.5672/apunts.2014-0983.es.(2015/2).120.03
12. Kezic A., Miletic D., Lujan I.K. Motor Learning in Rhythmic Gymnastics: Influence of Fundamental Movement Skills. Acta Kinesiologica, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 20–27.
13. Frutuoso A.S., Diefenthaeler F., Vaz M.A., Freitas C.D. Lower Limb Asymmetries in Rhythmic Gymnastics Athletes. International Journal of Sports Physical Therapy, 2016, vol. 11, no. 1, pp. 34–43.
14. Rodrigues P.C., Vasconcelos O., Barreiros J., Barbosa R. Manual Asymmetry in a Complex Coincidence-Anticipation Task: Handedness and Gender Effects. Laterality, 2009, vol. 14, no. 4, pp. 395–412. DOI: 10.1080/13576500802469607
15. McGrath R.L., Kantak S.S. Reduced Asymmetry in Motor Skill Learning in Left-Handed Compared to Right-Handed Individuals. Human Movement Science, 2016, vol. 45, pp. 130–141.
Опубликован
2020-06-02
Как цитировать
Мясникова, Т., & Швирид, А. (2020). ВЗАИМОСВЯЗЬ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ И КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ С МЯЧОМ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК. Человек. Спорт. Медицина, 20(1), 67-73. https://doi.org/10.14529/hsm200108
Раздел
Спортивная тренировка