ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5–6 ЛЕТ

  • И. В. Изаровская Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8290-5334 izarovskaiaiv@susu.ru
  • Е. Б. Перельман Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-4114-4428 perelmaneb@susu.ru
  • Е. В. Ященко Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2240-0673 mirgorodskaiaev@susu.ru
  • Е. В. Косцова Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия https://orcid.org/0000-0002-9447-4500 agurova67@gmail.com
Ключевые слова: методика, танцевально-хореографические упражнения, физическое развитие, физическая подготовленность, дошкольники

Аннотация

Цель: апробировать разработанную методику по применению танцевально-хореогра­фических упражнений для формирования физического развития и физической подготовленности дошкольников 5–6 лет. Материалы и методы исследования. Апробация методики осуществлена в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 31 и 353 г. Челябинска. Было отобрано 33 воспитанника ДОУ 5–6-летнего возраста: 16 человек в группу исследования и 17 в контрольную. В исследовании применялись следующие методы: антропометрические измерения и расчеты (масса, длина тела, ОКГ, индекс Эрисмана, весоростовой индекс). Для изучения стопы использовался плантографический метод В.А. Штритера, осанки – метод Г.Н. Сердюковской. Определение уровня физической подготовленности проводилось по методике Н.А. Ноткиной. Темпы прироста показателей физических качеств оценивался по В.И. Усакову. Результаты исследования обрабатывались методами биометрии. Результаты. Дана характеристика и раскрыто содержание методики применения упражнений хореографии и танца, направленных на развитие физических качеств и повышение интереса детей дошкольного возраста к занятиям по физическому воспитанию. Установлено, что более высокие значения нами были получены у детей группы исследования по показателям массы, длины тела, весоростового индекса, окружности грудной клетки, в то время как в контрольной группе отмечено незначительное замедление физического развития. Произошел положительный сдвиг у дошкольников группы исследования в улучшении осанки и свода стопы. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что занятия хореографией и танцами улучшили показатели физического развития и физической подготовленности детей, а также эффективности учебно-воспитательного процесса. Особенно эффективными танцы и хореография являются для развития выносливости, скоростных, силовых качеств, координационных способностей и гибкости детей.

Информация об авторах

И. В. Изаровская , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. Б. Перельман , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. В. Ященко , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. В. Косцова , Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 600000, г. Владимир

Литература

1. Автандилов, Г.Г. Медицинская морфометрия / Г.Г. Автандилова. – М.: Медицина, 1990. – 379 с.
2. Бурмистров, Д.А. Методика устранения нарушений осанки и улучшения пропорций телосложения / Д.А. Бурмистров // IV Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье»: материалы конгр., 23–25 апр. 2009 г., Санкт-Петербург / под ред. В.А. Таймазова. – СПб., 2009. – С. 124–125.
3. Остапчук, О.Н. Комплексная коррекция плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста / О.Н. Остапчук, А.И. Солдатенкова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: Лечебная и адаптивная физическая культура сегодня – от восстановления функций к здоровому образу жизни: материалы 11-й Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2009 г., Минск, 15–16 апр. 2010 г. / редкол.: М.Е. Кобринский. – Минск, 2010. – С. 127–130.
4. Development of coordination abilities in cheerleaders at the stage of initial preparation / E. Cherepov, G. Kalugina, D. Sevostianov, L. Smirnova // Journal of Physical Education and Sport. – 2020. – Vol. 20 (2). – P. 666–671. DOI: 10.7752/jpes.2020.02097
5. Kozlov, Yu.V. Determinants of nonfixed locomotors system violations in preschool children / Yu.V. Kozlov, E.B. Lazareva // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2011. – Vol. 7. – Р. 34–37.
6. Pomazan, A.A. The motor characteristics of boys 4–6 years old to determine the prospects for gymnastics / A.A. Pomazan // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2011. – Vol. 10. – Р. 57–60.

References

1. Avtandilov G.G. Meditsinskaya morfometriya [Medical Morphometry]. Moscow, Medicine Publ., 1990. 379 p.
2. Burmistrov D.A. [Methods for Eliminating Postural Disorders and Improving Body Proportions]. IV Mezhdunarodnyy kongress “Chelovek, sport, zdorov’ye”: materialy kongressa [IV International Congress Man, Sport, Health. Materials of the Congress], 2009, pp. 124–125. (in Russ.)
3. Ostapchuk O.N., Soldatenkova A.I. [Complex Correction of Flat Feet and Posture Disorders in Preschool Children]. Materialy 11-y Mezhdunarodnoy nauchnoy sessii po itogam NIR za 2009 g [Materials of the 11th International Scientific Session on the Results of Research Work for 2009], 2010, pp. 127–130. (in Russ.)
4. Cherepov E., Kalugina G., Sevostianov D., Smirnova L. Development of Coordination Abilities in Cheerleaders at the Stage of Initial Preparation. Journal of Physical Education and Sport, 2020, vol. 20 (2), pр. 666–671. DOI: 10.7752/jpes.2020.02097
5. Kozlov Yu.V., Lazareva E.B. Determinants of Nonfixed Locomotors System Violations in Preschool Children. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2011, vol. 7, pp. 34–37.
6. Pomazan A.A. The Motor Characteristics of Boys 4–6 Years Old to Determine the Prospects for Gymnastics. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2011, vol. 10, pp. 57–60.
Опубликован
2021-03-25
Как цитировать
Изаровская, И., Перельман, Е., Ященко, Е., & Косцова, Е. (2021). ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5–6 ЛЕТ. Человек. Спорт. Медицина, 20(S2), 90-97. https://doi.org/10.14529/hsm20s215
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)