ФИТНЕС-ДАНС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЛУЧШЕНИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

  • И. В. Изаровская Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-8290-5334 izarovskaiaiv@susu.ru
  • Л. В. Смирнова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6446-9164 smirnovalv@susu.ru
  • Е. Н. Сумак Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-5257-774X elena_sumak@mail.ru
  • О. Б. Изаровская Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6667-170X izarovskaia@gmail.com
Ключевые слова: фитнес-данс, дошкольники, морфологические, психометрические показатели, физическое развитие, весоростовой индекс, личностно-индивидуальная сфера, физическая подготовленность

Аннотация

Цель. Разработать комплекс упражнений фитнес-данс для развития базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния. Организация и методы. Исследованы две равные группы практически здоровых испытуемых 5–6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и дополнительно два раза в неделю Центр дополнительного образования «БЭБИ-КЛУБ» (по 20 человек). Были проанализированы морфологические, психофизиологические характеристики дошкольников в ходе учебно-воспитательного процесса. Результаты. В настоящей работе приведены данные о результатах коррекции индивидуально-личностных особенностей психики, межличностных взаимоотношений дошкольников, совершенствования координационных способностей, развития выносливости и скоростно-силовых качеств средствами фитнес-данс. Дополнительные занятия привели к значительному росту показателей физической подготовленности детей основной группы. Выявлено значительное опережение детей основной группы по сравнению с контрольной при выполнении таких упражнений, как метание мяча, челночный бег 3×10 м, динамометрия кисти, бег на 500 м и бег на 30 м. Установлено, что использование комплекса фитнес-данс привело к статистически значимому улучшению исследуемых показателей детей основной группы: массы и длины тела, весоростового индекса; психометрических показателей-отклонений в личностно-индивидуальной сфере, росте самооценки, уменьшению индекса тревожности; повышению уровня физической подготовленности. Заключение. В работе представлены убедительные доказательства различных исследователей о том, что негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения имеют динамику к увеличению, особенно в дошкольном возрасте. Существующие в настоящее время программы и методики, имеющие своей целью укрепление здоровья детей в детских образовательных учреждениях, как правило, страдают отсутствием комплексности в подходах разрешения проблемы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Педагогическая диагностика уровня развития двигательных умений и навыков показала, что дети не в полной мере владеют произвольностью движений, имеют мышечные зажимы, им не хватает эмоциональной раскрепощенности, ощущения внутренней свободы. Все это снижает оздоровительный эффект занятий и препятствует улучшению психофизического здоровья.

Информация об авторах

И. В. Изаровская , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Л. В. Смирнова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. Н. Сумак , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

О. Б. Изаровская , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Студент магистратуры кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Ноткина, Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб., 1998. – 57 с.
2. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования / Е.Г. Сарайкина // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. – № 9. – С. 49–50.
3. Сайкина, Е.Г. Фитнес в физкультур-ном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: моногр. / Е.Г. Сарайкина. – СПб.: 2008. – 128 с.
4. Физическое развитие детей Кировской области / Л.П. Абросимова, Е.В. Кабирова, Т.А. Симакова и др. // Гигиена и санитария. – 2016. – № 2. – С. 30–32.
5. Шихи, К.К. Фитнесс-терапия / К.К. Шихи. – М.: Тера-спорт, 2001. – 324 с.
6. De Vasconcellos Corrêa Dos Anjos, I. The influence of educational dance on the motor development of children / De I. Vasconcellos Corrêa Dos Anjos, A.A. Ferraro // Revista Paulista De Pediatria. – 2018. – Vol. 36(3). – P. 337–344. DOI: 10.1590/1984.0462/;2018;36;3;00004
7. Health-related physical fitness and physical activity in elementary school students / W. Chen, A. Hammond-Bennett, A. Hypnar, S. Mason // BMC Public Health. – 2018. – Vol. 18(1). DOI: 10.1186/s12889-018-5107-4
8. Starchenko, A.U. Dynamics of values in physical training scholarship of senior pre-schoolers under the influence of set of activities connected with physical scholarship optimization / A.U. Starchenko // Pedagogics, psychology, medicalbiological problems of physical training and sports. – 2014. – Vol. 1. – P. 64–68. DOI: 10.6084/m9.figshare.894393

References

1. Notkina N.A., Kaz’mina L.I., Boynovich N.N. Otsenka fizicheskogo i nervno-psikhicheskogo razvitiya detey rannego i doshkol’nogo vozrasta [Evaluation of the Physical and Neuropsychic Development of Children of Early and Pre-School Age]. St. Petersburg, 1998. 57 p.
2. Saykina E.G. [Fitness in the System of Preschool and School Physical Education Education]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Basic Research], 2012, no. 9, pp. 49–50. (in Russ.)
3. Saykina E.G. Fitnes v fizkul’turnom obrazovanii detey doshkol’nogo i shkol’nogo vozrasta v sovremennykh sotsiokul’turnykh usloviyakh: monografiya [Fitness in Physical Education of Children of Preschool and School Age in Modern Socio-Cultural Conditions. Monograph]. St. Petersburg, 2008. 128 p.
4. Abrosimova L.P., Kabirova E.V., Simakova T.A. et al. [Physical Development of Children of the Kirov Region]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2016, no. 2, pp. 30–32. (in Russ.)
5. Shikhi K.K. Fitness terapiya [Fitness Therapy]. Moscow, Tera – Sport Publ., 2001. 324 p.
6. De Vasconcellos Corrêa Dos Anjos I., Ferraro A.A. The Influence of Educational Dance on the Motor Development of Children. RevistaPaulista De Pediatria, 2018, vol. 36 (3), pp. 337–344. DOI: 10.1590/1984.0462/;2018;36;3;00004
7. Chen W., Hammond-Bennett A., Hypnar A., Mason S. Health-Related Physical Fitness and Physical Activity in Elementary School Students. BMC Public Health, 2018, vol. 18 (1). DOI: 10.1186/s12889-018-5107-4
8. Starchenko A.U. Dynamics of Values in Physical Training Scholarship of Senior Preschoolers under the Influence of Set of Activities Connected with Physical Scholarship Optimization. Pedagogics, Psychology, Medicalbiological Problems of Physical Training and Sports, 2014, vol. 1, pp. 64–68. DOI: 10.6084/m9.figshare.894393
Опубликован
2019-05-24
Как цитировать
Изаровская, И., Смирнова, Л., Сумак, Е., & Изаровская, О. (2019). ФИТНЕС-ДАНС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЛУЧШЕНИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 19(1), 86-92. https://doi.org/10.14529/hsm190112
Раздел
Спортивная тренировка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)