ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7–8 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  • В. Н. Сабанина Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск, Россия sabanina_alm@list.ru
  • Н. В. Булдакова Вятский государственный университет, г. Киров, Россия http://orcid.org/0000-0003-1069-9137 kaf_pedagogics@vyatsu.ru
  • О. В. Анфилатова Вятский государственный университет, г. Киров, Россия usr11509@vyatsu.ru
  • М. Г. Микрюкова Вятский государственный университет, г. Киров, Россия usr11377@vyatsu.ru
  • Т. Л. Караваева Вятский государственный университет, г. Киров, Россия usr11706@vyatsu.ru
  • А. Л. Вавилов Вятский государственный университет, г. Киров, Россия usr11406@vyatsu.ru
Ключевые слова: Дети с расстройством аутистического спектра, координационные способности, элементы гимнастики, физическое воспитание

Аннотация

Цель. Повышение уровня развития координационных способностей детей 7–8 лет с расстройством аутистического спектра. Материал и методы. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 г. по апрель 2018 г. на базе МБУ СШОР № 1 г. Кирова. Всего в исследованиях приняло участие 3 ребенка 7–8 лет с расстройством аутистического спектра, обучающиеся в 1 классе в КОГОБУ ШОВЗ № 13 г. Кирова. Все дети имели разные группы аутизма, один ребенок не говорящий. Методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; метод педагогического тестирования; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. В тесте «Аист» среднее значение повысилось на 3 балла, что составляет прирост показателей на 30 %. Среднее значение в тестах «Прыжок», «Фонарики» и «Двигательная память» повысилось на 4,33 балла, что составило прирост показателей на 43,3 %. Результаты по всем четырем тестам на конец эксперимента достоверны (Р < 0,05). Заключение. Полученные результаты позволяют предположить, что использование элементов гимнастики позволит наиболее эффективно оказывать воздействие на уровень развития координационных способностей детей 7–8 лет с расстройством аутистического спектра, что будет способствовать увеличению двигательного опыта детей.

Литература

1. Алмазова, С.Л. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культуры и спортом / С.Л. Алмазова, И.Н. Пушкарева // Пед. образовании в России. – 2015. – № 8. – С. 52–57.
2. Бабин, А.А. Проблемы социализации и медикаментозной поддержки обучающихся-аутистов / А.А. Бабин, Е.В. Суворова, А.Н. Янко // Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челяб. обл. – 2016. – Т. 3. – № 2 (13). – С. 18–21.
3. Барташевич, Ю.В. Методика обучения акробатическим упражнениям школьной программы: метод. рек. для студентов дневной формы получения образования / Ю.В. Барташевич. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 29 с.
4. Бетельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я: пер. с англ. / Б. Бетельхейм. – М.: Академ. проект: Традиция, 2004. – 784 с.
5. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104 с.
6. Горюнова, А.В. Шизотипический диатез или нервно-психическая дезинтеграция / А.В. Горюнова, Г.В. Козловская // Первая Международная межрегиональная конференция «Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка». – 1995. – Т. 1. – С. 10–11.
7. Гришина, Ф.У. Методика развития координационных способностей у детей, занимающихся акробатикой в группах начальной подготовки / Ф.У. Гришина // Всерос. фестиваль пед. творчества. – Пермь, 2016. – 43 с.
8. Евлампиева, Г.А. Теоретические и коррекционные подходы к процессу социализации аутичных детей дошкольного возраста, принятые в отечественной специальной психологии / Г.А. Евлампиева // Психология и образование. – 2017. – № 2 (32).
9. Евсеев, С.П. Технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре: учеб. пособие / С.П. Евсеев, М.В. Томилова, О.Э. Евсеева. – М.: Совет. спорт, 2013. – 96 с.
10. Заваденко, Н.Н. Неврологические нарушения у детей с аутизмом / Н.Н. Заваденко, Н.Л. Печатникова, Н.В. Симашкова и др. // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – № 2. – С. 14–21.
11. Зобова, Л.Г. Развитие познавательной активности у детей с расстройствами аутистического спектра / Л.Г. Зобова. – Нижневартовск, 2013. – С. 2–3.
12. Козлова, К.М. Особенности организации обучения альтернативной коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития / К.М. Козлова // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 4. – С. 107–117.
13. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н.Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
14. Новоселова, О.Г. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей / О.Г. Новоселова, Г.А. Каркашадзе, Н.В. Журкова, О.И. Маслова // Вопросы современ. педиатрии. – 2014. – № 13 (3). – С. 61–68.
15. Ньокиктьен, Ч. Детская поведенческая неврология / Ч. Ньокиктьен. – М.: Теревинф, 2010. – Т. 2. – 336 с.
16. Петров, П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб. пособие / П.К. Петров. – Ижевск: Удмуртский ун-т, 2013. – 179 с.
17. Плаксунова, Э.В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Обучение и воспитание. – 2011. – № 3. – С. 27–32.
18. Плаксунова, Э.В. Развитие произвольной организации движений детей с аутизмом посредством круговой тренировки / Э.В. Плаксунова // Современные аспекты адаптивной физической культуры: материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 26–27 окт. 2007 г. – Томск, 2007. – С. 166–168.
19. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Совет. спорт, 2009. – 224 с.
20. Симашкова, Н.В. Расстройства аутистического спектра: науч.-практ. рук. / Н.В. Симашкова. – М.: Авторская Академия, 2013. – 264 с.
21. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
22. Тираспольская, В.А. Комплексный подход к развитию координационных способностей учащихся коррекционной школы VIII вида / В.А. Тираспольская, Е.Ю. Нарышкина // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 148–151.
23. Феррари, П. Детский аутизм / П. Феррари. – М., 2006. – 128 с.
24. Хаустов, А.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра / А.В. Хаустов, Е.В. Руднева // Психол. наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 3. – С. 16–24.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 480 с.
26. Шаповалова, С. Н. Особенности занятий физкультурой с детьми с ОВЗ в детском саду / С.Н. Шаповалова. – Калач, 2015. – С. 1–2.
27. Meyer-Lindenberg, A. Autismus spektrumstorungen / A. Meyer-Lindenberg // Der Nervenarzt. – 2011. – Vol. 82, no. 5. – Р. 551–552.
28. Ming, X. Prevalence of motor impairment in autism spectrum disorders / X. Ming, M. Brimacombe, G.C. Wagner // Brain Dev. – 2007. – Vol. 29, no. 9. – Р. 565–570.
29. Tuchman, R.F. Autism: a neurological disorder of early brain development / R.F. Tuchman, I. Rapin. – London: Mac Keith Press, 2006. – 354 р.
30. Tuchman, R.F. Regression in pervasive developmental disorders: seizures and epileptiform electroencephalogram correlates / R.F. Tuchman, I. Rapin // Pediatrics. – 1997. – Vol. 99. – Р. 560–566.

References

1. Almazova S.L., Pushkareva I.N. [Psychological Support of Children with Disabilities in the Process of Adaptive Physical Training and Sports]. Pedagogicheskoye obrazovanii v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2015, no. 8, pp. 52–57. (in Russ.)
2. Babin A.A., Suvorova E.V., Yanko A.N. [The Problems of Socialization and Drug Support for Autistic Students]. Vestnik soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti [Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region], 2016, vol. 3, no. 2 (13), pp. 18–21. (in Russ.)
3. Bartashevich Yu.V. Metodika obucheniya akrobaticheskim uprazhneniyam shkol’noy programmy: Metodicheskiye rekomendatsii dlya studentov dnevnoy formy polucheniya obrazovaniya [Methods of Teaching Acrobatic Exercises of the School Curriculum. Methodological Recommendations for Students of the Day-Time Form of Education]. Bartashevich, RIO BarGU Publ., 2011. 29 p.
4. Betel’kheym B. Pustaya krepost’. Detskiy autizm i rozhdeniye ya [The Empty Fortress. Children's Autism and Birth I]. Transl. from Engl. Moscow, Academic Project Tradition Publ., 2004. 784 p.
5. Vaizman N.P. Psikhomotorika detei-oligofrenov [Psychomotorics of Oligophrenic Children]. Moscow, Pedagogika Publ., 1976. 104 p.
6. Goryunova A.V., Kozlovskaya G.V. [Schizotypical Diathesis or Neuropsychic Disintegration]. Pervaya Mezhdunarodnaya mezhregional’naya konferentsiya «Sluzhby psikhicheskogo zdorov’ya v rannem razvitii rebenka» [First International Interregional Conference Mental Health Services in Early Childhood Development], 1995, vol. 1, pp. 10–11. (in Russ.)
7. Grishina F.U. Metodika razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u detey, zanimayushchikhsya akrobatikoy v gruppakh nachal’noy podgotovki. Vserossiyskiy festival’ pedagogicheskogo tvorchestva [Method of Development of Coordination Abilities in Children Engaged in Acrobatics in Initial Training Groups. All-Russian Festival of Pedagogical Creativity]. Perm’, 2016. 43 p.
8. Evlampiyeva G.A. [Theoretical and Corrective Approaches to the Process of Socialization of Autistic Children of Preschool Age, Adopted in the Russian Special Psychology]. Psikhologiya i obrazovaniye [Psychology and Education], 2017, no. 2 (32).
9. Evseyev S.P., Tomilova M.V., Evseyeva O.E. Tekhnologii dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya po adaptivnoy fizicheskoy kul’ture: uchebnoye posobiye [Technologies of Additional Professional Education in Adaptive Physical Culture]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2013. 96 p.
10. Zavadenko N.N., Pechatnikova N.L., Simashkova N.V., Zavadenko A.N., Orlova K.A. [Neurological Disorders in Children with Autism]. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii [The Russian Herald of Perinatology and Pediatrics], 2015, no. 2, pp. 14–21. (in Russ.)
11. Zobova L.G. [Development of Cognitive Activity in Children with Autism Spectrum Disorders]. Nizhnevartovsk [Nizhnevartovsk], 2013, pp. 2–3. (in Russ.)
12. Kozlova K.M. [Features of the Organization of Teaching Alternative Communication of Junior Schoolchildren with Combined Developmental Disabilities]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and Psychology of Education], 2017, no. 4, pp. 107–117. (in Russ.)
13. Litosh N.L. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniyami v razvitii: uchebnoye Posobiye [Adaptive Physical Culture. Psychological and Pedagogical Characteristics of Children with Disabilities in Development]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2002. 140 p.
14. Novoselova O.G., Karkashadze G.A., Zhurkova N.V., Maslova O.I. [Prospects for Diagnosing Autism Spectrum Disorders in Children]. Voprosy sovremennoy pediatrii [Issues of Modern Pediatrics], 2014, no. 13 (3), pp. 61–68. (in Russ.)
15. N’okikt’yen Ch. Detskaya povedencheskaya nevrologiya [Child Behavioral Neurology]. Moscow, Terevinf Publ., 2010. Vol. 2. 336 p.
16. Petrov P.K. Matematiko-statisticheskaya obrabotka i graficheskoye predstavleniye rezul’tatov pedagogicheskikh issledovaniy s ispol’zovaniyem informatsionnykh tekhnologiy: ucheb. posobiye [Mathematico-Statistical Processing and Graphic Representation of the Results of Pedagogical Research Using Information Technology]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2013. 179 p.
17. Plaksunova E.V. [Adaptive Physical Education of Children with Autism]. Obucheniye i vospitaniye [Education and Upbringing], 2011, no. 3, pp. 27-32. (in Russ.)
18. Plaksunova E.V. [The Development of Voluntary Organization of Movements of Children with Autism Through Circular Training]. Sovremennyye aspekty adaptivnoy fizicheskoy kul’tury: materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern Aspects of Adaptive Physical Culture. Materials of the 1st All-Russian Scientific and Practical Conference], 2007, pp. 166–168. (in Russ.)
19. Rostomashvili L.N. Adaptivnoye fizicheskoye vospitaniye detey so slozhnymi narusheniyami razvitiya [Adaptive Physical Education of Children with Complex Developmental Disorders]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2009. 224 p.
20. Simashkova N.V. Rasstroystva autisticheskogo spektra. Nauchno-prakticheskoye rukovodstvo [Autism Spectrum Disorders. Scientific and Practical Guidance]. Moscow, Author's Academy Publ., 2013. 264 p.
21. Solodyankina O.V. Vospitaniye rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v sem’ye [Raising a Child with Disabilities in the Family]. Moscow, ARCTI Publ., 2007. 80 p.
22. Tiraspol’skaya V.A., Naryshkina E.Yu. [Complex Approach to the Development of the Coordination Abilities of Students of the Correctional School of the VIII Type]. Aktual’nyye zadachi pedagogiki: materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Actual Problems of Pedagogy. Materials of the III International Scientific Conference], 2013, pp. 148–151. (in Russ.)
23. Ferrari P. Detskiy autism [Children's Autism]. Moscow, 2006. 128 p.
24. Khaustov A.V., Rudneva E.V. [Identification of the Level of Socialization in Children with Autism Spectrum Disorders]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 2016, vol. 21, no. 3, pp. 16–24. (in Russ.)
25. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Theory and Methods of Physical Education and Sports]. Moscow, Academy Publ., 2003. 480 p.
26. Shapovalova S.N. Osobennosti zanyatiy fizkul’turoy s det’mi s OVZ v detskom sadu [Features of Physical Education with Children with HIA in Kindergarten]. Kalach [Kalach], 2015, pp. 1–2.
27. Meyer-Lindenberg A. Autismus Spektrumstorungen. Der Nervenarzt, 2011, vol. 82, no. 5, pp. 551–552. DOI: 10.1007/s00115-010-3236-9
28. Ming X., Brimacombe M., Wagner G.C. Prevalence of Motor Impairment in Autism Spectrum Disorders. Brain Dev, 2007, vol. 29, no. 9, pp. 565–570. DOI: 10.1016/j.braindev.2007.03.002
29. Tuchman R.F., Rapin I. Autism: a Neurological Disorder of Early Brain Development. London: Mac Keith Press, 2006. 354 p.
30. Tuchman R.F., Rapin I. Regression in Pervasive Developmental Disorders: Seizures and Epileptiform Electroencephalogram Correlates. Pediatrics, 1997, vol. 99, pp. 560–566. DOI: 10.1542/peds.99.4.560
Опубликован
2018-09-01
Как цитировать
Сабанина, В., Булдакова, Н., Анфилатова, О., Микрюкова, М., Караваева, Т., & Вавилов, А. (2018). ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7–8 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. Человек. Спорт. Медицина, 18(3), 144-154. https://doi.org/10.14529/hsm180314
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)