ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ
Аннотация
Цель исследования – выявить онтогенетические особенности развития двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с депривацией зрения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 130 детей, имеющих инвалидность по зрению. Это были учащиеся 1–4-х классов адаптивной школы в возрасте от 7 до 10 лет. В качестве тестовых заданий, дающих оценку развития двигательных навыков, использовались адаптированные нами для детей с депривацией зрения тестовые задания А.И. Кравчука (1998). Для анализа результатов применялся возрастной показатель развития основных движений (ВПРОД). Результаты. При анализе показателей развития двигательных навыков у детей с депривацией зрения в период с 7 до 10 лет выявлено, что наибольшую трудность у школьников вызывают такие двигательные умения, как метание, лазание, бег и сохранение устойчивого положения тела (равновесие). Начало формирования двигательного навыка метания происходит только в возрасте 10 лет. Бег, лазание и сохранение равновесия начинают формироваться в возрасте 9 лет. На стадии становления двигательного навыка у детей с депривацией зрения в возрасте 9 лет находятся координированные движения руками, ходьба с преодолением препятствий. Заключение. Двигательные навыки у детей с депривацией зрения во время обучения в начальной школе развиваются неравномерно во время изучения учебного материала по дисциплине «Физическая культура». В связи с этим можно говорить о необходимости направленного развития у детей младшего школьного возраста с депривацией зрения таких двигательных навыков, как метание, движения ногами, лазание, сохранение равновесия, бег по скамейке, прыжки. Таким образом, существует необходимость в разработке программы по адаптивному физическому воспитанию, направленной на целенаправленное обучение наиболее отстающим двигательным навыкам детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ).
Литература
2. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания): моногр. Ч. 1 / А.И. Кравчук. – Новосибирск: [б. и.], 1998. – 102 с.
3. Макина, Л.Р. Развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14–15 лет / Л.Р. Макина // Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования». – Горно-Алтайск, 2018. – С. 117–118.
4. Министерство здравоохранения Хабаровского края. – http://zdrav.medkhv.ru/node/859 (дата об-ращения: 10.08.2019).
5. Михайлова, М.В. Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / М.В. Михайлова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 6. – С. 88–91.
6. Мухина, М.П. Особенности развития основных движений и физических качеств детей старшего дошкольного возраста, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях / М.П. Мухина, Ю.А. Мельникова // Физ. воспитание детей и учащейся молодежи. – 2014. – № 2. – С. 34–37.
7. Попова, О.С. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в образовательных организациях / О.С. Попова, Т.В. Понамарева, А.А. Горелов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 142–147.
8. Попова, О.С. Реализация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения в условиях коррекционной школы / О.С. Попова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4. – С. 346–352.
9. Пружинина, М.В. Дифференциация адаптивного образовательного процесса слепых и слабовидящих обучающихся / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, М.В. Бутузова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 8. – С. 98–100.
10.Уримагова, А.А. Методический подход к занятиям по адаптивной физической культуре со слабовидящими и незрячими детьми / А.А. Уримагова // VII Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». – Ставрополь, 2018. – С. 171–176.
11. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/03_ФГОС_СЛЕПЫЕ_27.09.2014.pdf (дата обращения: 13.05.2017).
12. Ardito, M.M. Physical Activities for Visually Impaired Youth / М.М. Ardito // Visual Impairment Knowledge Centre. – Denmark, 2007. – 40 p.
13. Farrell, M. Special educational needs: a resource for practitioners / М. Farrell. – London: Sage Publications Ltd, 2004. – 176 p.
14. Houwen, S. Gross motor skills and sports participation of children with visual impairments / S. Houwen // Res Q Exercise Sport, USA. – 2007. – P. 78.
15. Samuel, R.H. Essentials of Teaching Adapted Physical Education: Diversity, Culture, and Inclusion / R.H. Samuel // Adapted Physical Activity Quarterly. – IL. – 2012. – No. 29. – P. 366–367.
16. Winnick, J. Adapted Physical Education and Sport / J. Winnick. – 5th Edition. – Human Kinetics, N.Y., 2010. – 569 p.
References
1. Gerasimov N.P. [Influence of Motor Activity on the State of the Visual Analyzer in Children]. Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Sport i fizicheskaya kul’tura: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty nauchnykh znaniy” [Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference Sport and Physical Culture. Theoretical and Applied Aspects of Scientific Knowledge], 2016, pp. 132–133. (in Russ.)2. Kravchuk A.I. Fizicheskoye vospitaniye detey rannego i doshkol’nogo vozrasta (Nauchno-metodicheskiye i organizatsionnyye osnovy garmonichnogo doshkol’nogo kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya) [Physical Education of Children of Early and Preschool Age. Scientific, Methodological and Organizational Foundations of Harmonious Preschool Complex Physical Education]. Novosibirsk, 1998. 102 p.
3. Makina L.R. [The Development of Coordination Abilities in Visually Impaired Schoolchildren 14–15 Years Old]. Redaktsiya mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala “Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya” [Editorial Office of the International Scientific Journal World of Science, Culture, Education], 2018, pp. 117–118. (in Russ.)
4. Ministry of Health of the Khabarovsk Territory. Available at: http://zdrav.medkhv.ru/node/859 (accessed 08.10.2019).
5. Mikhaylova M.V. [Organization of Adaptive Physical Education in Special (Correctional) Educational Institutions]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2012, no. 6, pp. 88–91. (in Russ.)
6. Mukhina M.P., Mel’nikova Yu.A. [Features of the Development of the Basic Movements and Physical Qualities of Older Preschool Children, Engaged and Not Involved in Sports Sections]. Fizicheskoye vospitaniye detey i uchashcheysya molodezhi [Physical Education of Children and Students], 2014, no. 2, pp. 34–37. (in Russ.)
7. Popova O.S., Ponamareva T.V., Gorelov A.A. [Features of Physical Education of Children of Primary School Age with Visual Impairment in Educational Organizations]. Fizicheskaya kul’tura, sport – nauka i praktika [Physical Culture, Sport – Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 142–147. (in Russ.)
8. Popova O.S. [Realization of the Process of Physical Education of Children of Primary School Age with Vision Deprivation in the Conditions of a Correctional School]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 4, pp. 346–352. (in Russ.)
9. Pruzhinina M.V., Pruzhinin K.N., Butuzova M.V. [Differentiation of the Adaptive Educational Process of the Blind and Visually Impaired Students]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2017, no. 8, pp. 98–100. (in Russ.)
10. Urimagova A.A. [Methodical Approach to Lessons in Adaptive Physical Culture with Visually Impaired and Blind Children]. VII Regional’naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studentov i molodykh uchenykh “Aktual’nyye problemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, ozdorovitel’noy i adaptivnoy fizicheskoy kul’tury” [VII Regional Scientific-Practical Conference of Students and Young Scientists Actual Problems of Physical Education, Sports Training, Health-Improving and Adaptive Physical Culture], 2018, pp. 171–176. (in Russ.)
11. FSES of Students with Disabilities. Available at: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/ 2014/04/03_FGOS_BLIND_27.09.2014.pdf (accessed 05.13.2017).
12. Ardito M.M. Physical Activities for Visually Impaired Youth. Visual Impairment Knowledge Centre. Denmark, 2007. 40 p.
13. Farrell M. Special Educational Needs: a Resource for Practitioners. London: Sage Publications Ltd, 2004. 176 p.
14. Houwen S. Gross Motor Skills and Sports Participation of Children with Visual Impairments. Res Q Exercise Sport, USA, 2007. 78 p. DOI: 10.5641/193250307X13082490460229
15. Samuel R.H. Essentials of Teaching Adapted Physical Education: Diversity, Culture, and Inclusion. Adapted Physical Activity Quarterly, IL, 2012, no. 29, pp. 366–367. DOI: 10.1123/apaq.29.4.366
16. Winnick J. Adapted Physical Education and Sport. 5th Edition. Human Kinetics, N.Y., 2010. 569 p.
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.