ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

  • В. В. Гриднева Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0002-1475-8408 vitalina-85@mail.ru
  • А. Н. Налобина Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6574-1609 a.nalobina@mail.ru
Ключевые слова: депривация зрения, младший школьный возраст, двигательные навыки, основные движения

Аннотация

Цель исследования – выявить онтогенетические особенности развития двигательных навыков у детей младшего школьного возраста с депривацией зрения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 130 детей, имеющих инвалидность по зрению. Это были учащиеся 1–4-х классов адаптивной школы в возрасте от 7 до 10 лет. В качестве тестовых заданий, дающих оценку развития двигательных навыков, использовались адаптированные нами для детей с депривацией зрения тестовые задания А.И. Кравчука (1998). Для анализа результатов применялся возрастной показатель развития основных движений (ВПРОД). Результаты. При анализе показателей развития двигательных навыков у детей с депривацией зрения в период с 7 до 10 лет выявлено, что наибольшую трудность у школьников вызывают такие двигательные умения, как метание, лазание, бег и сохранение устойчивого положения тела (равновесие). Начало формирования двигательного навыка метания происходит только в возрасте 10 лет. Бег, лазание и сохранение равновесия начинают формироваться в возрасте 9 лет. На стадии становления двигательного навыка у детей с депривацией зрения в возрасте 9 лет находятся координированные движения руками, ходьба с преодолением препятствий. Заключение. Двигательные навыки у детей с депривацией зрения во время обучения в начальной школе развиваются неравномерно во время изучения учебного материала по дисциплине «Физическая культура». В связи с этим можно говорить о необходимости направленного развития у детей младшего школьного возраста с депривацией зрения таких двигательных навыков, как метание, движения ногами, лазание, сохранение равновесия, бег по скамейке, прыжки. Таким образом, существует необходимость в разработке программы по адаптивному физическому воспитанию, направленной на целенаправленное обучение наиболее отстающим двигательным навыкам детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ).

Информация об авторах

В. В. Гриднева , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Россия

Cтарший преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. 644009, г. Омск

А. Н. Налобина , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры адаптологии и спортивной подготовки, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

Литература

1. Герасимов, Н.П. Влияние двигательной активности на состояние зрительного анализатора у детей / Н.П. Герасимов // Материалы III международной научно-практической конференции «Спорт и физическая культура: теоретические и прикладные аспекты научных знаний». – Курган, 2016. – С. 132–133.
2. Кравчук, А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (Научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания): моногр. Ч. 1 / А.И. Кравчук. – Новосибирск: [б. и.], 1998. – 102 с.
3. Макина, Л.Р. Развитие координационных способностей у слабовидящих школьников 14–15 лет / Л.Р. Макина // Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования». – Горно-Алтайск, 2018. – С. 117–118.
4. Министерство здравоохранения Хабаровского края. – http://zdrav.medkhv.ru/node/859 (дата об-ращения: 10.08.2019).
5. Михайлова, М.В. Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / М.В. Михайлова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 6. – С. 88–91.
6. Мухина, М.П. Особенности развития основных движений и физических качеств детей старшего дошкольного возраста, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях / М.П. Мухина, Ю.А. Мельникова // Физ. воспитание детей и учащейся молодежи. – 2014. – № 2. – С. 34–37.
7. Попова, О.С. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения в образовательных организациях / О.С. Попова, Т.В. Понамарева, А.А. Горелов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 142–147.
8. Попова, О.С. Реализация процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения в условиях коррекционной школы / О.С. Попова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4. – С. 346–352.
9. Пружинина, М.В. Дифференциация адаптивного образовательного процесса слепых и слабовидящих обучающихся / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, М.В. Бутузова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 8. – С. 98–100.
10.Уримагова, А.А. Методический подход к занятиям по адаптивной физической культуре со слабовидящими и незрячими детьми / А.А. Уримагова // VII Региональная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». – Ставрополь, 2018. – С. 171–176.
11. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/03_ФГОС_СЛЕПЫЕ_27.09.2014.pdf (дата обращения: 13.05.2017).
12. Ardito, M.M. Physical Activities for Visually Impaired Youth / М.М. Ardito // Visual Impairment Knowledge Centre. – Denmark, 2007. – 40 p.
13. Farrell, M. Special educational needs: a resource for practitioners / М. Farrell. – London: Sage Publications Ltd, 2004. – 176 p.
14. Houwen, S. Gross motor skills and sports participation of children with visual impairments / S. Houwen // Res Q Exercise Sport, USA. – 2007. – P. 78.
15. Samuel, R.H. Essentials of Teaching Adapted Physical Education: Diversity, Culture, and Inclusion / R.H. Samuel // Adapted Physical Activity Quarterly. – IL. – 2012. – No. 29. – P. 366–367.
16. Winnick, J. Adapted Physical Education and Sport / J. Winnick. – 5th Edition. – Human Kinetics, N.Y., 2010. – 569 p.

References

1. Gerasimov N.P. [Influence of Motor Activity on the State of the Visual Analyzer in Children]. Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Sport i fizicheskaya kul’tura: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty nauchnykh znaniy” [Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference Sport and Physical Culture. Theoretical and Applied Aspects of Scientific Knowledge], 2016, pp. 132–133. (in Russ.)
2. Kravchuk A.I. Fizicheskoye vospitaniye detey rannego i doshkol’nogo vozrasta (Nauchno-metodicheskiye i organizatsionnyye osnovy garmonichnogo doshkol’nogo kompleksnogo fizicheskogo vospitaniya) [Physical Education of Children of Early and Preschool Age. Scientific, Methodological and Organizational Foundations of Harmonious Preschool Complex Physical Education]. Novosibirsk, 1998. 102 p.
3. Makina L.R. [The Development of Coordination Abilities in Visually Impaired Schoolchildren 14–15 Years Old]. Redaktsiya mezhdunarodnogo nauchnogo zhurnala “Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya” [Editorial Office of the International Scientific Journal World of Science, Culture, Education], 2018, pp. 117–118. (in Russ.)
4. Ministry of Health of the Khabarovsk Territory. Available at: http://zdrav.medkhv.ru/node/859 (accessed 08.10.2019).
5. Mikhaylova M.V. [Organization of Adaptive Physical Education in Special (Correctional) Educational Institutions]. Kul’tura fizicheskaya i zdorov’ye [Physical Culture and Health], 2012, no. 6, pp. 88–91. (in Russ.)
6. Mukhina M.P., Mel’nikova Yu.A. [Features of the Development of the Basic Movements and Physical Qualities of Older Preschool Children, Engaged and Not Involved in Sports Sections]. Fizicheskoye vospitaniye detey i uchashcheysya molodezhi [Physical Education of Children and Students], 2014, no. 2, pp. 34–37. (in Russ.)
7. Popova O.S., Ponamareva T.V., Gorelov A.A. [Features of Physical Education of Children of Primary School Age with Visual Impairment in Educational Organizations]. Fizicheskaya kul’tura, sport – nauka i praktika [Physical Culture, Sport – Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 142–147. (in Russ.)
8. Popova O.S. [Realization of the Process of Physical Education of Children of Primary School Age with Vision Deprivation in the Conditions of a Correctional School]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 4, pp. 346–352. (in Russ.)
9. Pruzhinina M.V., Pruzhinin K.N., Butuzova M.V. [Differentiation of the Adaptive Educational Process of the Blind and Visually Impaired Students]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2017, no. 8, pp. 98–100. (in Russ.)
10. Urimagova A.A. [Methodical Approach to Lessons in Adaptive Physical Culture with Visually Impaired and Blind Children]. VII Regional’naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya studentov i molodykh uchenykh “Aktual’nyye problemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, ozdorovitel’noy i adaptivnoy fizicheskoy kul’tury” [VII Regional Scientific-Practical Conference of Students and Young Scientists Actual Problems of Physical Education, Sports Training, Health-Improving and Adaptive Physical Culture], 2018, pp. 171–176. (in Russ.)
11. FSES of Students with Disabilities. Available at: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/ 2014/04/03_FGOS_BLIND_27.09.2014.pdf (accessed 05.13.2017).
12. Ardito M.M. Physical Activities for Visually Impaired Youth. Visual Impairment Knowledge Centre. Denmark, 2007. 40 p.
13. Farrell M. Special Educational Needs: a Resource for Practitioners. London: Sage Publications Ltd, 2004. 176 p.
14. Houwen S. Gross Motor Skills and Sports Participation of Children with Visual Impairments. Res Q Exercise Sport, USA, 2007. 78 p. DOI: 10.5641/193250307X13082490460229
15. Samuel R.H. Essentials of Teaching Adapted Physical Education: Diversity, Culture, and Inclusion. Adapted Physical Activity Quarterly, IL, 2012, no. 29, pp. 366–367. DOI: 10.1123/apaq.29.4.366
16. Winnick J. Adapted Physical Education and Sport. 5th Edition. Human Kinetics, N.Y., 2010. 569 p.
Опубликован
2021-07-07
Как цитировать
Гриднева, В., & Налобина, А. (2021). ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 21(2), 93-99. https://doi.org/10.14529/hsm210211
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)