ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЛАБИЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КИБЕРСПОРСТМЕНОВ

  • Е. Ф. Сурина-Марышева Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-7770-4338 surina-marysheva2015@yandex.ru
  • А. С. Беленков Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; Дирекция спортивно-массовых мероприятий и Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в Челябинской области, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6595-4735 belenkovas@susu.ru
  • В. В. Эрлих Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-4416-1925 erlih-vadim@mail.ru
  • И. В. Черепова Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7427-558X cherepova.i.v@mail.ru
  • Я. В. Бурнашов Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8978-5526 yaroslav.burnashov1337@mail.ru
Ключевые слова: киберспортсмены, игровые виды спорта, студенческая лига, помехоустойчивость, лабильность нервной системы, сила нервной системы

Аннотация

Аннотация. Цель исследования – сравнительная оценка психофизиологических характеристик киберспортсменов и хоккеистов 19–24 лет. Материал и методы. В работе участвовали киберспортсмены (n = 9) и хоккеисты (n = 12) в возрасте 19–24 года, которые являются участниками студенческих спортивных лиг по виду спорта. В работе использовали психофизиологические и физиологические методики. Методом хронорефлексометрии в пробах с простой и сложными зрительно-моторными реакциями регистрировали параметры: время реакции (мс) и точность (по коэффициенту Уиппла). С помощью теппинг-теста оценивали лабильность и силу нервной системы. Исследовали функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) в пробах: «Простая зрительно-моторная реакция» и «Помехоустойчивость». Определяли психическое состояние по цветовому тесту Люшера; оценивали уровень динамического внимания. Результаты. Функциональное состояние ЦНС спортсменов, независимо от вида игровой деятельности было на среднем уровне. Параметры психического состояния были в пределах нормы. Динамическое внимание не отличалось в зависимости от вида спорта. Киберспортсмены относительно хоккеистов имели: большее время реакции в условиях помех, меньшую точность в условиях как помех, так и выбора (p < 0,05), высокую лабильность нервных центров (мышцы кисти) и силу нервных процессов. Заключение. В киберспорте одним из факторов отбора является лабильность и сила нервной системы, определяющие скорость локомоций кисти. Специфика игрового виртуального пространства, а также стаж спортивной деятельности влияют на уровень помехоустойчивости, а также точности в реакциях выбора.

Информация об авторах

Е. Ф. Сурина-Марышева , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

А. С. Беленков , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; Дирекция спортивно-массовых мероприятий и Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в Челябинской области, Челябинск, Россия

Доцент кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76; директор дирекции спортивно-массовых мероприятий и Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в Челябинской области. Россия, Челябинск, ул. Сони Кривой, д. 75а.

В. В. Эрлих , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

И. В. Черепова , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, Челябинск, проспект Ленина, д. 76.

Я. В. Бурнашов , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Студент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет. Россия, 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 76.

Литература

1. Мантрова, И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологи-ческой диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
2. Морозова, О.А. Развитие когнитивных функций как инструмент повышения соревновательной эффективности профессиональных игроков компьютерного спорта / О.А. Мо-розова // Национальные программы формирования здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конгресса: в 4 т. / науч. ком.: С.Д. Неверкович [и др.]; «РГУФКС-МиТ (ГЦОЛИФК)». – М., 2014. – Т. 1 – 638 с.
3. Нейробиологические маркеры нарушения когнитивного контроля у больных с ультравысоким риском развития шизофрении / М.В. Славуцкая, И.С. Лебедева, С.А. Карелин, М.А. Омельченко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 3 (62). – http://mprj.ru (дата обращения: 05.10.2021).
4. Павлова, Н.В. Отбор и ориентация юных хоккеистов в системе многолетней спортивной подготовки: метод. рек. / Н.В. Павлова, О.С. Антипова. – Омск: СибГУФК, 2016. – 52 с.
5. Пат. 2682486 Российская Федерация. Способ комплексной оценки функционального состояния и уровня функциональной подготовленности хоккеистов / Е.Ф. Сурина-Марышева, В.В. Эрлих, Ю.Б. Кораблева; № 201807495; заявл. 28.02.2018; опубл. 19.03.2019, Бюл. 8. – 24 c.
6. Славуцкая, М.В. Влияние процессов внимания на программирование саккадических движений глаз у человека / М.В. Славуцкая, В.В. Моисеева, В.В. Шульговский // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8, № 1. – С. 78–88.
7. Стрельникова, Г.В. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах / Г.В. Стрельникова, И.В. Стрельникова, Е.Л. Янкин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 65–69.
8. Koppelaar, H. Reaction Time Improvements by Neural Bistability / H. Koppelaar, P. K. Moghadam, K. Khan // Applied Sciences-Basel academic journal metrics. – 2019. – Vol. 9, № 3. – P. 28–35. DOI: 10.3390/bs9030028
9. Acute and long-lasting cortical thickness changes following intensive first-person action videogame practice / D. Momi, C. Smeralda, G. Sprugnili et al. // Behav Brain Res. – 2018. – Vol. 353. – P. 62–73.
10. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic eview / M. Palaus, E.M. Marron, R. Viejo-Sobera, D. Regolar-Ripoll //Front Human Neurisci. – 2017. – Vol.11. – Art.248.
11. Playing Super Mario induces structural brain plasticity: Gray matter changes resulting from training with a commercial video game / S. Kuhn, T. Gleich, R.C. Lorenz et al. // Molecular Psychiatry. – 2014. – Vol. 19, no. 2. – P. 265–271.
12. Thalamic morphometric changes induced by first-person action videogame training / D. Momi, C. Smeralda, G. Sprugnili et al. // European Journal of Neuroscience. – 2019. – Vol. 49, no. 9. – P. 1180–1195.
13. Trick, L.M. Multiple-object tracking in children: The “Catch the Spies” task / L.M. Trick, F. Jasper-Fayer, N. Sethi // Cognitive Development. 2005. – Vol. 20, no. 3. – Р. 373–387.

References

1. Mantrova I.N. Metodicheskoye rukovodstvo po psikhofiziologicheskoy i psikhologicheskoy diagnostike [Methodological Guide to Psychophysiological and Psychological Diagnostics]. Ivanovo, Neurosoft LLC Publ., 2007. 216 p.
2. Morozova O.A. [Development of Cognitive Functions as a Tool for Improving the Competitive Efficiency of Professional Computer Sports Players]. Natsional’nyye programmy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni: materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kongressa [National Programs for the Formation of a Healthy Lifestyle. Materials of the International Scientific and Practical Congress], 2014, vol. 1, 638 p. (in Russ.)
3. Slavutskaya M.V., Lebedeva I.S., Karelin S.A., Omel’chenko M.A. [Neurobiological Markers of Impaired Cognitive Control in Patients with Ultra-High Risk of Developing Schizo-phrenia]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Medical Psychology in Russia. Electronic Scientific Journal], 2020, vol. 12, no. 3 (62). (in Russ.) Available at: http://mprj.ru (accessed 05.10.2021).
4. Pavlova N.V., Antipova O.S. Otbor i oriyentatsiya yunykh khokkeistov v sisteme mnogoletney sportivnoy podgotovki: metodicheskiye rekomendatsii [Selection and Orientation of Young Hockey Players in the System of Long-Term Sports Training]. Omsk, 2016. 52 p.
5. Surina-Marysheva E.F., Erlikh V.V., Korableva Yu.B. Sposob kompleksnoy otsenki funktsional’nogo sostoyaniya i urovnya funktsional’noy podgotovlennosti khokkeistov [A Method for a Comprehensive Assessment of the Functional State and the Level of Functional Readiness of Hockey Players]. Patent RF, no. 2682486, 2019.
6. Slavutskaya M.V., Moiseyeva V.V., Shul’govskiy V.V. [Influence of Attention Processes on the Programming of Saccadic eye Movements in Humans]. Psikhologiya. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2011, vol. 8, no. 1, pp. 78–88. (in Russ.)
7. Strel’nikova G.V., Strel’nikova I.V., Yankin E.L. [Features of the Sensorimotor and Cognitive Spheres of Cybersportsmen Performing in Different Disciplines]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Current Trends], 2016, vol. 12, no. 3, pp. 65–69. (in Russ.)
8. Koppelaar H., Moghadam P.K., Khan K. Reaction Time Improvements by Neural Bistability. Applied Sciences-Basel Academic Journal Metrics, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 28–35. DOI: 10.3390/bs9030028
9. Momi D., Smeralda C., Sprugnili G. et al. Acute and Long-Lasting Cortical Thickness Changes Following Intensive First-Person Action Videogame Practice. Behav Brain Res., 2018, vol. 353, pp. 62–73. DOI: 10.1016/j.bbr.2018.06.013
10. Palaus M., Marron E.M., Viejo-Sobera R., Regolar-Ripoll D. Neural Basis of Video Gaming: A Systematic Review. Front Human Neurisci., 2017, vol. 11, art. 248. DOI: 10.3389/fnhum.2017.00248
11. Kuhn S., Gleich T., Lorenz R.C. et al. Playing Super Mario Induces Structural Brain Plasticity: Gray Matter Changes Resulting from Training with a Commercial Video Game. Molecular Psychiatry, 2014, vol. 19, no. 2, pp. 265–271. DOI: 10.1038/mp.2013.120
12. Momi D., Smeralda C., Sprugnili G. et al. Thalamic Morphometric Changes Induced by First-Person Action Videogame Training. European Journal of Neuroscience, 2019, vol. 49, no. 9, pp. 1180–1195. DOI: 10.1111/ejn.14272
13. Trick L.M., Jasper-Fayer F., Sethi N. Multiple-Object Tracking in Children: The “Catch the Spies” Task. Cognitive Development, 2005, vol. 20, no. 3, pp. 373–387. DOI: 10.1016/j.cogdev.2005.05.009
Опубликован
2022-04-12
Как цитировать
Сурина-Марышева, Е., Беленков, А., Эрлих, В., Черепова, И., & Бурнашов, Я. (2022). ОСОБЕННОСТИ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЛАБИЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КИБЕРСПОРСТМЕНОВ. Человек. Спорт. Медицина, 22(1), 63-69. https://doi.org/10.14529/hsm220109
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>