ВЛИЯНИЕ АЭРОБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ТОНУС НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ

  • В. И. Сиваков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6986-8460 vismaster62@mail.ru
  • В. И. Павлова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1347-3408 pavlovavi@cspu.ru
  • Ю. Г. Камскова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1816-900X kamskovaug@cspu.ru
  • Д. А. Сарайкин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0298-6507 saraykind@cspu.ru
  • Е. Л. Бачериков Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск Россия https://orcid.org/0000-0003-0544-5765 bacherikov208@yandex.ru
Ключевые слова: деторождение, травматизм, позвоночный канал, оздоровительный процесс, студент, физическая нагрузка, физическое упражнение, нервно-мышечная и функциональная система, физическое воспитание

Аннотация

Цель: изучение аэробной физической нагрузки, физических упражнений, влияющих на оздоровительный процесс студентов. Организация и методы. В исследовании приняли участие 15 студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Методы исследования: анкетирование, анализ медицинских карт, УЗИ, пальпация грудных позвонков, анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестовые упражнения физической подготовленности, метод математической статистики. Результаты исследования. Проводимое исследование у студентов очного отделения не выявило здоровых, а некоторые имеют несколько заболеваний. У студентов заболевания связаны с родовым, бытовым, транспортным смещением (шейных, грудных, и поясничных позвонков) позвоночного канала, что приводит к ограничению двигательной активности и снижению тонуса нервно-мышечной системы и оздоровительного процесса студентов. Заключение. Установили, что студенты, перенесшие родовые травмы, показывают низкий результат двигательной активности, высокий результат заболеваемости. Коррекция смещенных позвонков позвоночного канала эффективно выполняется через двигательную активность с использованием аэробной физической нагрузки, физических упражнений, повышающих тонус функциональной и нервно-мышечной системы студентов.

Информация об авторах

В. И. Сиваков , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

В. И. Павлова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник управления научных исследований, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Ю. Г. Камскова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Д. А. Сарайкин , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Е. Л. Бачериков , Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории физической культуры и биомеханики, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия.

Литература

1. Воронков, А.В. Оценка физической подготовленности студентов вузов на основе нормативов комплекса ГТО / А.В. Воронков, И.Н. Никулин // Теория и практика физ. куль-туры. – 2019. – № 5. – С. 45–47.
2. Климов, В.М. Влияние разных видов физкультурно-спортивных специализаций на психофизиологический статус студенток / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12. – № 4. – С. 83–92.
3. Князев, С.А. Применение здоровьесохраняющих технологий в образовательном процессе / С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, О.В. Баянкин // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 90–92.
4. Коданева, Л.Н. Роль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 125–131.
5. Кузьмина, О.И. Мониторинг как инструмент контроля и основа проектирования образовательной среды (физическая культура) студенток / О.И. Кузьмина, В.Ю. Лебединский, М.Д. Кудрявцев // Европейские труды социальных и поведенческих наук. – 2018. – С. 683–687.
6. Лейфа, А.В. Физическая активность и качество жизни субъектов образовательного процесса в вузе: структурные компоненты и их оценка / А.В. Лейфа // Вестник Томского гос. ун-та. – 2018. – № 429. – С. 196–202.
7. Наталевич, Л.Ф. Физическая подготовленность студенток третьей функциональной группы разных профилей профессионального обучения / Л.Ф. Наталевич, М.М. Колокольцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 47.
8. Отношение студентов и студенток к занятиям по физической культуре / О.Б. Немцев, А.Б. Бгуашев, Р.А. Ахтаов, С.С. Грунина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 518–524.
9. Повзун, В.Д. Сезонные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студенток с различным уровнем физической активности / В.Д. Повзун, А.А. Повзун // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 11. – 53–55.
10. Романова, Ю.Н. Влияние уровня физической подготовленности студенток на систему терморегуляции при охлаждении / Ю.Н. Романова, А.А. Плетнев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – 35–36.
11. Сазонов, И.Ю. Формирование познавательного интереса у студентов вузов физической культуры / И.Ю. Сазонов, И.В. Тарасевич, И.В. Брызгалов // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 11. – 27–29.
12. Функциональные возможности организма студентов в связи с занятиями физическими нагрузками, направленными на развитие выносливости / Н.В. Святова, А.Ю. Урбанов, С.Ф. Мифтахов, И.Ф. Абдулин // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 26.
13. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования / Н.В. Чекалева // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. – 2017. – № 3 (16). – С. 175–178.
14. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in condi-tions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medical biological problems of physical training and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172.2016.0101
15. Effects of short- and long-term adaptation to the middle-altitude hypoxia on the condition of athletes practicing cyclic and acyclic sports / A.P. Isaev, V.V. Erlikh, A.S. Bakhareva & et al. // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – V. 69. – Suppl. 1. – No. 3. – Р. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03873-0 EID: 2-s2.0-85061581748
16. Kostyuchenko, V.F. The individual differentiated training design of health-promoting shaping with mature age women / V.F. Kostyuchenko, A.А. Skidan, E.Р. Vrublevskiy // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2018. – Vol. 22 (6). – Р. 295–300.
17. Popel, S.L. Functional systems of students’ organism depending on physical fitness to physical load / S.L. Popel, G.A. Pyatnychuk, D.V. Pyatnichuk et al. // Physicаl Еducаtion of Studеnts. – 2017. – Vol. 21, no. 6. – Р. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
18. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level / O.A. Shokhan, R. Mohd, R. Abdul et al. // American Journal of Engineering Research (AJER). – 2018. – Vol. 8. – Р. 29–35.

References

1. Voronkov A.V., Nikulin I.N. [Evaluation of Physical Fitness of University Students Based on the Standards of the TRP]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 4, pp. 45–47. (in Russ.)
2. Klimov V.M., Aizman R.I. [The Influence of Different Types of Physical Education and Sports Specializations on the Psychophysiological Status of Female Students]. Psihologiya. Psihofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 4, pp. 83–92. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps190409
3. Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., Bayankin O.V. [Application of Health-Preserving Technologies in the Educational Process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2019, no. 5 (78), pp. 90–92. (in Russ.)
4. Kodaneva L.N., Ketlerova E.S. The Role of Load in the Process of Physical Training with Students of Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 125–131. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200215
5. Kuzmina O.I., Lebedinsky V.Yu., Kudryavtsev M.D. [Monitoring as a Control Tool and the Basis for the Design of the Educational Environment (Physical Education) Female Students]. Evropeyskie trudy social'nyh i povedencheskih nauk [European Proceedings of Social and Behavioral Sciences], 2018, pp. 683–687. (in Russ.)
6. Leifa A.V. [Physical Activity and Quality of Life of the Subjects of the Educational Process in the University. Structural Components and Their Evaluation]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta [Vestnik of Tomsk State University], 2018, no. 429, pp. 196–202. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/429/25
7. Natalevich L.F., Kolokoltsev M.M. [Physical Preparedness of Female Students of the Third Functional Group of Different Profiles of Vocational Training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 1, p. 47. (in Russ.)
8. Nemtsev O.B., Bagashev A.B., Akhtaov R.A., Grunina S.S. [Attitude of Students and Female Students to Physical Training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2019, no. 11 (177), pp. 518–524. (in Russ.)
9. Povzun V.D., Povzun A.A. [Seasonal Changes in the Functional State of the Cardiovascular System in Female Students with Different Levels of Physical Activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 11, pp. 53–55. (in Russ.)
10. Romanova Yu.N., Pletnev A.A. [The Influence of the Level of Physical Fitness of Female Students on the System of Thermoregulation in Cooling]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 35–36. (in Russ.)
11. Sazonov I.Yu., Tarasevich I.V., Bryzgalov I.V. [Formation of Cognitive Interest in Stu-dents of Higher Education Institutions of Physical Culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 11, pp. 27–29. (in Russ.)
12. Svyatova N.V., Urbanov A.Yu., Miftakhov S.F., Abdulin I.F. [Functional Capabilities of the Body of Students in Connection with Physical Activity Aimed at the Development of Endurance]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 1, p. 26. (in Russ.)
13. Chekaleva N.V. [Effects of Modernization of Pedagogical Education]. Vestnik Omskogo gos. ped. un-ta. Gumanitar. issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities Research], 2017, no. 3 (16), pp. 175–178. (in Russ.)
14. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Conditions of Inclusive Education. Pedagogics, Psychology, Medical Biological Problems of Physical Training and Sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/18189172.2016.0101
15. Isaev A.P., Erlikh V.V., Bakhareva A.S. et al. Effects of Short- and Long-Term Adaptation to the Middle-Altitude Hypoxia on the Condition of Athletes Practicing Cyclic and Acyclic Sports. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, suppl. 1, no. 3, pp. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03873-0 EID: 2-s2.0-85061581748
16. Kostyuchenko V.F., Skidan A.A., Vrublevskiy E.P. The Individual Differentiated Training Design of Health-Promoting Shaping with Mature Age Women. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2018, vol. 22 (6), pp. 295–300. DOI: 10.15561/18189172.2018.0603
17. Popel S.L., Pyatnychuk G.A., Pyatnichuk D.V. et al. Functional Systems of Students’ Organism Depending on Physical Fitness to Physical Load. Physicаl Еducаtion of Studеnts, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
18. Shokhan O.A., Mohd R., Abdul R. et al. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level. American Journal of Engineering Research, 2018, vol. 8, pp. 29–35.
Опубликован
2023-06-14
Как цитировать
Сиваков, В., Павлова, В., Камскова, Ю., Сарайкин, Д., & Бачериков, Е. (2023). ВЛИЯНИЕ АЭРОБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ТОНУС НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ. Человек. Спорт. Медицина, 23(1), 44-50. https://doi.org/10.14529/hsm230106
Раздел
Физиология