КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

  • Ю. В. Кашина Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3997-5601 yulia-kashina@yandex.ru
  • В. М. Покровский Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3971-7848 pokrovskyvm@gmail.com
  • И. Л. Чередник Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-2988-954X ilch2009@rambler.ru
  • А. В. Бурлуцкая Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-9653-6365 alvlad_@mail.ru
Ключевые слова: адаптация студентов, регуляторно-адаптивные возможности, полиморфизм генов, тип личности, тревожность, психическая устойчивость, вариабельность ритма сердца

Аннотация

Цель: оценить адаптационные возможности студентов-медиков в процессе обучения с помощью комплексного анализа физиологических, генетических и психологических проявлений. Материалы и методы. Исследования проводили в начале и конце учебного года. В нем приняли участие студенты-медики второго и пятого курсов (n = 184), не имеющие хронических заболеваний. Для определения регуляторно-адаптивных возможностей у испытуемых использовали методы сердечно-дыхательного синхронизма и вариабельности сердечного ритма. Психологический статус оценивали с помощью тест-опросников для определения типа личности ВНД, уровня тревожности, САН (самочувствие, активность, настроение), психической устойчивости. Проводили генно-молекулярный анализ для определения полиморфизма генов серотонинергической нейромедиаторной системы. Для статистической обработки результатов использовалась программа Statistika 10. Результаты. За эталон адаптации студентов к учебному процессу был принят годовой рейтинг успеваемости. За 100 % адаптируемых к учебе студентов приняли обучающихся, имеющих рейтинг успеваемости не ниже 4 баллов. Таких студентов было 64 человека из 184. Информативность методики оценки адаптации студентов к учебному процессу в конце года по регуляторно-адаптивным возможностям составила 71,8 %, по уровню тревожности – 31,2 %, по самочувствию, активности, настроению – 42,2 %, по психической устойчивости – 31,3 %, по вариабельности ритма сердца – 29,6 %. Заключение. Выраженность регуляторно-адаптивных возможностей человека (адаптации) имеет генетически обусловленный механизм, определяющийся в том числе активностью серотонинергической нейромедиаторной системы. Комплексный подход, базирующийся на данных физиологических, молекулярно-генетических и психологических методах исследования, позволил провести разностороннюю оценку адаптации.

Информация об авторах

Ю. В. Кашина , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Доцент кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

В. М. Покровский , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

И. Л. Чередник , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Профессор кафедры нормальной физиологии, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

А. В. Бурлуцкая , Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия

Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой педиатрии № 2, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар, Россия.

Литература

1. Ассоциация регуляторно-адаптивного статуса человека с полиморфизмом генов серотонинергической медиаторной системы / В.М. Покровский, Ю.В. Кашина, О.В. Киёк и др. // Бюл. эксперимент. биологии и медицины. – 2018. – Т. 166, № 10. – С. 482–484.
2. Каскаева, Д.С. Анализ заболеваемости студентов 5 курса в ходе углубленного медицинского осмотра 2014 года в Красноярском государственном медицинском университете / Д.С. Каскаева, О.В. Тутынина, Т.Г. Захарова // Урал. мед. журнал. – 2019. – № 1 (169). – С. 106–110.
3. Кашина, Ю.В. Регуляторно-адаптивные возможности студентов: моногр. / Ю.В. Кашина, В.М. Покровский // ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России. – Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2022. – 110 с.
4. Киёк, О.В. Адаптивные возможности подростков, обучающихся рабочим профессиям / О.В. Киёк, В.М. Покровский // Медицина труда и промышленная экология. – 2018. – № 10. – С. 59–61.
5. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму) / В.М. Михайлов. – Иваново: Нейрософт, 2017. – 516 с.
6. Николаева, Е.И. Психофизиология: Стандарт третьего поколения / Е.И. Николаева. – СПб., 2018. – 704 с.
7. Пат. 201589 U1 Российская Федерация. Система для одновременного определения сердечно-дыхательного синхронизма и вегетативного индекса у человека / заявители и патентообладатели В.В. Полищук, Т.В. Шкиря, В.М. Покровский – № 2020116897; заявл. 12.05.2020; опубл. 22.12.2020, Бюл. № 36. – 6 с.
8. Полищук, В.В. Совершенствование метода количественной оценки регуляторно-адаптивных возможностей организма – путь к объективной характеристике процесса адаптации / В.В. Полищук, С.В. Полищук // Кубан. науч. мед. вестник. – 2015. – № 2 (151). – С. 114–116.
9. Полищук, Л.В. Зависимость параметров сердечно-дыхательного синхронизма от длительности латентного периода простой сенсомоторной реакции / Л.В. Полищук // Кубан. науч. мед. вестник. –2010. – № 8 (122). – С. 159–162.
10. Полищук, С.В. Доклады студентов о выдающихся ученых как фактор, побуждающий к научному поиску / С.В. Полищук // Естественнонаучное образование: стратегия, проблемы, достижения: сб. науч. материалов. – Краснодар: КубГМУ, 2019. – С. 250–252.
11. Полищук, С.В. Стрессоустойчивость студентов к экзаменационному стрессу / С.В. Полищук, Л.В. Полищук // Материалы XXIII съезда Физиол. о-ва им. И.П. Павлова с между-нар. участием. – Воронеж: Истоки, 2017. – С. 1480–1481.
12. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2011. – 640 с.
13. Сапрыкина, Т.А. О переходе «школа – вуз»: предикторы успеваемости студентов-первокурсников / Т.А. Сапрыкина // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 76–87.
14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021611568 Российская Федерация. Программа для определения параметров сердечно-дыхательного синхронизма у человека / В.В. Полищук, Т.В. Шкиря, С.В. Полищук, В.М. Покровский. – № 2021610396; заявл. 11.01.2021; опубл. 01.02.2021, Бюл. 2.
15. Статистическое прогнозирование в создании экспресс-методики определения уровня регуляторно-адаптивного статуса организма человека / Л.В. Полищук, С.В. Усатиков, Т.В. Шкиря, В.М. Покровский // Кубан. науч. мед. вестник. – 2014. – № 6. – С. 65–70.
16. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. – М.: Про-гресс, 1982. – 231 с.
17. Успеваемость студентов-первокурсников как показатель адаптации к обучению в медицинском вузе / О.В. Кузнецова, Е.А. Нефедова, В.Ф. Шаторная, Ю.В. Демиденко // Вестник проблем биологии и медицины. – 2016. – Вып. 4. – Т. 1 (133). – С. 218–221.
18. Царёв, Н.Н. Динамика показателей вегетативной регуляции выпускников медицинского института за 2006–2016 годы / Н.Н. Царёв // Вестник новых мед. технологий. – 2017. – Т. 24. – № 1. – С. 168–172.
19. Цатурян, Л.Д. Корреляционные взаимосвязи психотипологических особенностей и показателей регуляции сердечного ритма у студентов медицинского университета / Л.Д. Цатурян, Д.А. Андросова // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. – М.: РУДН, 2018. – С. 277–278.
20. Чермит, К.Д. Становление социальной компетентности и этнической идентичности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства / К.Д. Чермит, А.Н. Аутлева, Е.Г. Вержбицкая // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2018. – № 1 (213). – С. 78–83.
21. Щербатых, Ю.В. Психологические состояния в учебном процессе: проблемы и способы оптимизации / Ю.В. Щербатых, И.А. Щекина // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. – № 4. – С. 241–246.
22. Salzberg S.L. Open questions: how many genes do we have? // BMC Plant Biology. – 2018. – Vol. 16. – P. 94.
23. Study of 300,486 individuals identifies 148 independent genetic loci influencing general cognitive function / G. Davies, M. Lam, S.E. Harris et al. // Nature Communications. – 2018. – Vol. 9. – Р. 2098.

References

1. Pokrovsky V.M., Kashina Y.V., Kiek O.V. et al. [Association of Regulatory-Adaptive Status of a Person with Polymorphism of Genes Serotoninergic Mediator System]. Byulleten’ eksperimental’noy biologii i meditsiny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine], 2018, vol. 166 (10), pp. 482–484. (in Russ.)
2. Kaskaeva D.S., Tutynina O.V., Zaharova T.G. [Analysis of the Incidence of the 5th Year Students in the Course of Deep Medical Inspection of 2014 in Krasnoyarsk State Medical University]. Ural’skiy meditsinskiy zhurnal [Ural Medical Journal], 2019, no. 1 (169), pp. 106–110. DOI: 10.25694/URMJ.2019.01.28
3. Kashina Yu.V., Pokrovskii V.M. Regulyatorno-adaptivnyye vozmozhnosti studentov [Regulatory-Adaptive Capabilities of Students]. Maykop, Magarin O.G. Publ., 2022. 110 p.
4. Kiyok O.V., Pokrovskiy V.M. [Adaptive Capabilities of Adolescents Training Working Professions]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Occupational Health and Industrial Ecology], 2018, vol. 10, pp. 59–61. (in Russ.) DOI: 10.31089/1026-9428-2018-10-59-64
5. Mihaylov V.M. Variabel'nost' ritma serdca (noviy vzglyad na staruyu paradigmu) [Heart Rate Variability (New Look at the Old Paradigm)]. Ivanovo, Neurosoft Publ., 2017. 516 p.
6. Nikolaeva E.I. Psihofiziologiya: Standart tret'ego pokoleniya [Psychophysiology. The Standard of the Third Generation]. St. Petersburg, 2018. 704 р.
7. Polishchuk V.V., Shkirya T.V., Pokrovsky V.M. Sistema dlya odnovremennogo opredeleniya serdechno-dyhatel'nogo sinhronizma i vegetativnogo indeksa u cheloveka [System for the Simultaneous Determination of Cardiorespiratory Synchronism and Vegetative Index in Humans]. Patent RF, no. 201589 U1, 2020.
8. Polischuk V.V., Polischuk S.V. [Perfection of the Method of the Quantitative Estimation of the Regulatory and Adaptive Capacities of the Organism as the way to the Objective Characteristic of the Adaptation Process]. Kubanskiy nauchniy medicinskiy vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin], 2015, no. 2 (151), pp. 114–116. (in Russ.)
9. Polishchuk L.V. [Dependence of Parametres of Cardiorespiratory Synchronism on Duration of the Latent Period of Simple Sensory-Motor Reaction]. Kubanskiy nauchniy medicinskiy vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin], 2010, vol. 8 (122), pp. 159–162. (in Russ.)
10. Polishchuk S.V. [Student Reports on Outstanding Scientists as a Factor Prompting Scientific Inquiry]. Estestvennonauchnoe obrazovanie: strategiya, problemy, dostizheniya: sbornik nauchnyh materialov [Natural Science Education. Strategy, Problems, Achievements. Collection of Scientific Materials], 2019, pp. 250–252. (in Russ.)
11. Polishchuk S.V., Polishchuk L.V. [Stress Resistance of Students to Exam Stress]. Materi-aly XXIII s”yezda Fiziologicheskogo obshchestva im. I.P. Pavlova s mezhdunarodnym uchastiyem [Materials of the XXIII Congress of the I.P. Pavlov Physiological Society with International Participation], 2017, pp. 1480–1481. (in Russ.)
12. Raigorodskii D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy [Practical Psychodiagnostics]. Moscow, Bachrakh-M Publ., 2011. 640 p.
13. Saprykina T.A. [The Transition School – University. Predictors of Academic Performance of First-Year Students]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, vol. 6, pp. 76–87. (in Russ.)
14. Polishchuk V.V., Shkirya T.V., Polishchuk S.V., Pokrovsky V.M. Programma dlya opredeleniya parametrov serdechno-dyhatel'nogo sinhronizma u cheloveka [Program for Determining the Parameters of Cardio-Respiratory Synchronism in Humans]. Certificate of Registration of a Computer Program no. 2021611568, 2021.
15. Polischuk L.V., Usatikov S.V., Shkirya T.V., Pokrovskii V.M. [Statistical Forecasting for the Creating the Quick Technique of Determining a Level of Regulatory and Adaptive Status of the Human Body]. Kubanskiy nauchniy medicinskiy vestnik [Kuban Scientific Medical Bulletin], 2014, no. 6, pp. 65–70. (in Russ.)
16. Strelau J. Rol' temperamenta v psihicheskom razvitii [The Role of Temperament in Mental Development]. Moscow, Progress Publ., 1982. 231 p.
17. Kuznetsova O.V., Nefedova E.A., Shatornaya V.F., Demidenko Yu.V. [Academic Performance of First-Year Students as an Indicator of Adaptation to Training at a Medical University]. Vestnik problem biologii i meditsiny [Bulletin of Problems Biology and Medicine], 2016, vol. 1 (133), pp. 218–221.
18. Tcarev N.N. [Dynamics of Heart Rate Variability in Graduate Medical Students in Period of 2006–2016]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Journal of New Medical Technologies], 2017, vol. 24 (1), pp. 168–172. (in Russ.)
19. Tsaturyan L.D., Androsova D.A. [Correlation Interrelations of Psychotypological Features and Indicators of Heart Rhythm Regulation in Students of Medical University]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference], 2018, pp. 277–278.
20. Chermit K.D., Autleva A.N., Verzhbitskaya E.G. [Formation of Social Competence and Ethnic Identity of Students of Higher Education Institution in Multicultural Educational Space]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Adyghe State University. Series 3. Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 1 (213), pp. 78–83. (in Russ.)
21. Scherbatykh Yu.V., Schekina I.A. [Mental Condition in the Educational Process. Problems and ways of Optimization]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Teacher Education], 2017, vol. 54 (4), pp. 241–246. (in Russ.)
22. Salzberg S.L. Open Questions: how Many Genes do we have? BMC Plant Biology, 2018, vol. 16, p. 94. DOI: 10.1186/s12915-018-0564-x
23. Davies G., Lam M., Harris S.E. et al. Study of 300,486 Individuals Identifies 148 Independent Genetic Loci Influencing General Cognitive Function. Nature Communications, 2018, vol. 9, p. 2098.
Опубликован
2023-06-14
Как цитировать
Кашина, Ю., Покровский, В., Чередник, И., & Бурлуцкая, А. (2023). КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Человек. Спорт. Медицина, 23(1), 73-79. https://doi.org/10.14529/hsm230110
Раздел
Физиология