МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 14–15 ЛЕТ

  • В. В. Андреев Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия https://orcid.org/0000-0002-2119-0718 andreev2010-62@mail.ru
  • И. Е. Коновалов Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия https://orcid.org/0000-0003-2953-1975 igko2006@mail.ru
  • А. И. Морозов Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия https://orcid.org/0000-0002-1373-0075 sonofgod89@mail.ru
Ключевые слова: спортсмены-ориентировщики, специальная выносливость, методы и средства, спортивная школа по туризму

Аннотация

Цель: теоретически совершенствовать методику, повышения показателей развития специальной выносливости спортсменов 14–15 лет, занимающихся спортивным ориентированием, и при практическом апробировании в условиях специализированной спортивной школы обосновать ее эффективность. Материалы и методы. Средства и методы направленного педагогического воздействия в практическом варианте применялись в условиях МБУ ДО «Спортивная школа по туризму». Участие принимали спортсмены-ориентировщики 14–15 лет обоих полов, сформированы экспериментальная (7 юношей и 5 девушек) и контрольная (6 юношей и 6 девушек) группы. Спортивная квалификация испытуемых соответствовала 2-му и 3-му спортивному разряду. Учитывалось, что в период подготовки к соревновательной деятельности в спортивном ориентировании используются дистанции с усложненным рельефом местности, поэтому в данном случае необходим высокий уровень развития специальной выносливости. При реализации практической тренировочной работы применялись интервальный, равномерный, переменный, круговой и соревновательный методы.
Результаты. Полученные числовые информативные величины систематизированы и обработаны с применением математических средств, после сравнения результатов был определен ряд изменений в показателях развития специальной выносливости в исследуемых группах, однако в экспериментальной группе значения оказались на более высоком уровне (p < 0,05). Заключение. Полученные результаты по окончании воздействия на организм спортсменов экспериментальной методики позволили констатировать, что арсенал применяемых средств с реализацией соответствующих нагрузок на основе специфических методов явился эффективным комплексным фактором повышения показателей специальной выносливости спортсменов-ориентировщиков 14–15 лет.

Информация об авторах

В. В. Андреев , Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия.

И. Е. Коновалов , Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики волейбола и баскетбола, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия.

А. И. Морозов , Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Набережные Челны, Россия.

Опубликован
2025-07-09
Как цитировать
Андреев, В., Коновалов, И., & Морозов, А. (2025). МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 14–15 ЛЕТ. Человек. Спорт. Медицина, 25(2), 112-117. https://doi.org/10.14529/hsm250213
Раздел
Спортивная тренировка