ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК ВУЗА ПРИ РАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Цель. Обоснование и анализ результатов изменений физического здоровья студенток, проживающих в условиях Восточной Сибири. Материалы и методы. Для проведения сравнительного изучения характеристик физического здоровья студенток, обучающихся в вузе Восточной Сибири, были сформированы две группы – контрольная (КГ – 103 дев.), занимавшаяся ОФП, и экспериментальная (ЭГ – 103 дев.) – занятия в которой проводились с использованием средств и методов фитнес-аэробики. В соответствии с порядком проведения мониторинга в РФ по изучению физического здоровья различных групп населения применялись антропометрические (вес, рост, ОГК) и физиометрические методы (динамометрия, ЖЕЛ, артериальное давление, ЧСС) изучения физического развития студенток, а также тестирование («челночный бег», «прыжок в длину с места», «бег 20 м с хода», «вис на согнутых руках», «бег 1000 м», «подъем туловища за 30 с», «отжимание», «пресс»), определяющие уровень их физической подготовленности. Обследование студенток проводилось в начале и в конце каждого учебного года. Полученные данные были обработаны стандартными методами вариационной статистики. С помощью параметрического критерия Стьюдента оценивали достоверность различий их средних величин. Результаты. Сравнительное изучение характеристик физического здоровья студенток ЭГ и КГ позволяет отметить динамику изменений параметров их физического развития и физической подготовленности, которые можно разделить на 3 этапа: 1) поступление в вуз; 2) первые 2 года обучения; 3) третий год обучения, что обусловлено особенностями организации учебного процесса по их физическому воспитанию. Заключение. При построении учебного процесса по физическому воспитанию студенток необходимо учитывать результаты мониторинговых исследований физического здоровья девушек, которые характеризуются как общими закономерностями, так и определенными особенностями их изменений, происходящих при использовании разных технологий физического воспитания обучающихся в вузе.
Литература
2. Виноградов, П.А. Деятельность Госкомспорта России по осуществлению мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи / П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова, В.П. Моченов // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга физического здоровья детей, подростков, молодежи: сб. науч. тр. / под ред. С.И. Изаак. – М.: Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту; Всерос. НИИ физ. культуры, 2002. – С. 4–11.
3. Германов, Г.Н. Принципы физического воспитания в контексте учения о развитии способностей / Г.Н. Германов, А.Э. Страдзе, И.А. Сабирова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 2. – С. 47–50.
4. Железняк, Ю.Д. Взаимосвязь физической активности, здоровья и качества жизни студентов / Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа, Ю.М. Перельман // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 11. – С. 41–43.
5. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: моногр. / С.И. Изаак. – М.: Совет. спорт, 2005. – 196 с.
6. Койпышева, Е.А. Физическое здоровье (определение, смысловое содержание, перспективы изучения) / Е.А. Койпышева, В.Ю. Лебединский, М.А. Койпышева // Европейские труды социальных и поведенческих наук. – 2018. – С. 601–605.
7. Кузьмина, О.И. Мониторинг как инструмент контроля и основа проектирования образовательной среды (физическая культура) студенток / О.И. Кузьмина, В.Ю. Лебединский, М.Д. Кудрявцев // Европейские труды социальных и поведенческих наук. – 2018. – С. 683–687.
8. Ланда, Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология / Б.Х. Ланда. – М.: Спорт, 2017. – 129 с.
9. Лебединский, В.Ю. Взаимосвязь изменений физического развития и физической подготовленности дошкольников, школьников и студенток / В.Ю. Лебединский, Е.А. Койпышева // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 1. – C. 36–38.
10. Пащенко, Л.Г. Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 24–26.
11. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. – М.: Медиа Сфера, 2002. – 305 с.
12. Семенов, Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: моногр. / Л.А. Семенов. – М.: Совет. спорт, 2007. – 168 с.
13. Функциональная подготовка как эффективный способ адаптации курсантов военных вузов и студентов образовательных учреждений в системе МВД Российской Федерации / А.Г. Галимова, М.Д. Кудрявцев, Г.Ю. Галимов и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 2. – С. 119–125. DOI: 10.14529/hsm180211
14. Шибанова, Т.Ю. Образовательный процесс по физической культуре в системе «КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 350–359.
15. Armstrong, M.E. Secular trends in the prevalence of stunting, overweight and obesity among South African children (1994–2004) / M.E. Armstrong, M.I. Lambert, E.V. Lambert // Eur. J. Clin. Nutr. – 2011. – Vol. 65 (7). – P. 835–840.
16. Meen, H. D. Physical activity in children and adolescents in relation to growth and development / H.D. Meen // Tidsskr. Nor. Laegeforen. – 2000. – Vol. 120, no. 24. – P. 2908–2914.
17. Promoting physical activity amongst children outside of physical education classes: A systematic review integrating intervention studies and qualitative studies / G. Brunton, J. Thomas, A. Harden et al. // Health Edu. J. 2005. – Vol. 64, no. 4. – P. 323–328.
18. Social Support, Self Esteem, and Stress as Predictors of Adjustment to University Among First-Year Undergraduates / L. J. Friedlander [et al.] // Journal of College Student Development. – 2007. – Vol. 48, no. 3. – P. 592–574.
19. Weyerer S., Kupfer, B. Physical Exercise and Psychological Health / S. Weyerer, B. Kupfer // Sport. Med. – 1994. – No. 2. – P. 108–116.
References
1. Aver’yanova I.V., Zaytseva N.V. Regional Features of Morphophysiological Characteristics and Physical Fitness of Students of the North-Eastern State University. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 3, pp. 60–68. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm1803062. Vinogradov P.A., Parshikova N.V., Mochenov V.P. [Activities of the State Committee for Sports of Russia on Monitoring the Physical Health of the Population, the Physical Development of Children, Adolescents, and Youth]. Opyt raboty v sub”yektakh Rossiyskoy Federatsii po osushchestvleniyu monitoringa fizicheskogo zdorov’ya detey, podrostkov, molodezhi: sbornik nauchnykh trudov [Experience in the Subjects of the Russian Federation in Monitoring the Physical Health of Children, Adolescents, Youth. A Collection of Scientific Papers], 2002, pp. 4–11. (in Russ.)
3. Germanov G.N., Stradze A.E., Sabirova I.A. [Principles of Physical Education in the Context of the Doctrine of the Development of Abilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 2, pp. 47–50. (in Russ.)
4. Zheleznyak Yu.D., Leyfa A.V., Perel’man Yu.M. [The Relationship of Physical Activity, Health and Quality of Life of Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 11, pp. 41–43. (in Russ.)
5. Izaak S.I. Monitoring fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti: teoriya i praktika [Monitoring of Physical Development and Physical Fitness. Theory and Practice]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2005. 196 p.
6. Koypysheva E.A., Lebedinskiy V.Yu., Koypysheva M.A. [Physical Health (Definition, Semantic Content, Study Prospects)]. Evropeyskiy trudy sotsial’nykh i povedencheskikh nauk [European Works of Social and Behavioral Sciences], 2018, pp. 601–605. (in Russ.)
7. Kuz’mina O.I., Lebedinskiy V.Yu., Kudryavtsev M.D. [Monitoring as a Control Tool and the Basis for the Design of the Educational Environment (Physical Culture) of Female Students]. Evropeyskiye trudy sotsial’nykh i povedencheskikh nauk [European Works of Social and Behavioral Sciences], 2018, pp. 683–687. (in Russ.)
8. Landa B.Kh. Diagnostika fizicheskogo sostoyaniya: obuchayushchiye metodika i tekhnologiya [Diagnostics of the Physical State. Teaching Methods and Technology]. Moscow, Sport Publ., 2017. 129 p.
9. Lebedinskiy V.Yu., Koypysheva E.A. [The Relationship Between Changes in Physical Development and Physical Fitness of Preschoolers, Schoolchildren and Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 1, pp. 36–38. (in Russ.)
10. Pashchenko L.G., Krasnikova O.S. [Influence of Motor Mode of University Students on Indicators of Physical Health]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 6, pp. 24–26. (in Russ.)
11. Rebrova O.Yu. Statisticheskiy analiz meditsinskikh dannykh. Primeneniye paketa prikladnykh programm STATISTICA [Statistical Analysis of Medical Data. Application of the Application Package STATISTICA]. Moscow, Media Sfera Publ., 2002. 305 p.
12. Semenov L.A. Monitoring konditsionnoy fizicheskoy podgotovlennosti v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh [Monitoring of Conditional Physical Readiness in Educational Institutions]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2007. 168 p.
13. Galimova A.G., Kudryavtsev M.D., Galimov G.Yu. et al. [Functional Training as an Effective way to Adapt Cadets of Military Universities and Students of Educational Institutions in the System of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 2, pp. 119–125. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180211
14. Shibanova T.Yu. [Educational Process in Physical Culture in the System COLLEGE-HIGH SCHOOL]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2013, no. 6, pp. 350–359. (in Russ.)
15. Armstrong M.E., Lambert M.I., Lambert E.V. Secular Trends in the Prevalence of Stunting, Overweight and Obesity Among South African Children (1994–2004). Eur. J. Clin. Nutr., 2011, vol. 65 (7), pp. 835–840. DOI: 10.1038/ejcn.2011.46
16. Meen H.D. Physical Activity in Children and Adolescents in Relation to Growth and Development. Tidsskr. Nor. Laegeforen., 2000, vol. 120, no. 24, pp. 2908–2914.
17. Brunton G., Thomas J., Harden A. et al. Promoting Physical Activity Amongst Children Outside of Physical Education Classes: A Systematic Review Integrating Intervention Studies and Qualitative Studies. Health Edu. J., 2005, vol. 64, no. 4, pp. 323–328. DOI: 10.1177/001789690506400404
18. Friedlander L.J. et al. Social Support, Self Esteem, and Stress as Predictors of Adjustment to University Among First-Year Undergraduates. Journal of College Student Development, 2007, vol. 48, no. 3, pp. 592–574. DOI: 10.1353/csd.2007.0024
19. Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health. Sport. Med., 1994, no. 2, pp. 108–116. DOI: 10.2165/00007256-199417020-00003
Copyright (c) 2022 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.