ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • И. А. Мищенко Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия https://orcid.org/0000-0002-6381-7523 mia-751@yandex.ru
  • Е. В. Червякова Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия https://orcid.org/0000-0003-4098-6823 helen.aggro@mail.ru
Ключевые слова: психофизическое состояние, инклюзивное образование, адаптивная осознанно-моделирующая гимнастика

Аннотация

Цель: оценка динамики психофизического состояния студентов в течение первого года обучения в условиях инклюзивного пространства вуза. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 первокурсников без отклонений в состоянии здоровья и с отклонениями в состоянии здоровья (ОВЗ), обучающихся в условиях инклюзивного образования. Определение оценки психофизического состояния осуществлялось путем анализа адаптационного потенциала, уровня испытываемого стресса и нервно-психического напряжения, а также показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР). Результаты. Определено, что у всех первокурсников регистрируются неблагоприятные изменения психофизического состояния, которые более выражены у обучающихся с ОВЗ. Была установлена возможность коррекции психофизического состояния обучающихся при помощи нетрадиционных технологий физического воспитания. Реализация предложенной адаптивной осознанно-моделирующей программы гимнастики позволила зарегистрировать положительную динамику показателей психофизического состояния студентов, обучающихся в условиях инклюзивного пространства вуза. Заключение. Полученные результаты подтверждают необходимость включения в учебный процесс вузов нетрадиционных средств физической культуры, позволяющих улучшать психофизическое состояние студентов и формировать базу для успешной адаптации к условиям инклюзивного обучения.

Информация об авторах

И. А. Мищенко , Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

Е. В. Червякова , Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

Аспирант кафедры физической культуры, физиологии и медико-биологических дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

Литература

1. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию в вузе как условие их успешного функционирования на рынке труда / Е.В. Гурова, Н.И. Лаас, А.В. Притолюк, И.А. Романова // Вестник ун-та. – 2019. – № 2. – С. 130–136. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-2-130-136
2. Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям инклюзивного образования / Л.В. Капилевич, Е.В. Медведева, А.А. Ильин, К.В. Давлетьярова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 86–88.
3. Андреева, Р.В. Развитие инклюзивного образования в вузе / Р.В. Андреева // Juvenis scientia. – 2016. – № 1. – С. 41–42.
4. Буслаева, М.Е. Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе / М.Е. Буслаева, Е.А. Столчнева // European research. – 2016. – № 11 (22). – С. 84–87.
5. Волосникова, Л.М. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования / Л.М. Волосникова, Г.З. Ефимова // Вестник Тюмен. гос. ун-та. Соц.-эконом. и правовые исследования. – 2016. – Т. 2, № 2. – С. 30–43. DOI: 10.21684/2411-7897-2016-2-2-30-43
6. Дамадаева, А.С. Проблемы возможности инклюзивного образования в современном вузе / А.С. Дамадаева, А.А. Бехова // Нац. психол. журнал. – 2019 – № 3 (35). – С. 125–133. DOI: 10.11621/npj.2019.0313
7. Ермакова, Е.Г. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» / Е.Г. Ермакова // Междунар. журнал гуманитар. и естеств. наук. – 2020. – № 5–3 (44). – С. 123–125. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10563
8. Мищенко, И.А. Использование современных технологий адаптивного физического воспитания для коррекции психофункционального состояния обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья / И.А. Мищенко, С.П. Левушкин, Е.В. Червякова // Спортив.-пед. образование. – 2021. – № 3 – С. 72–78. DOI: 10.52563/2618-7604-2021-3-72
9. Физиологические особенности двигательной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья / К.В. Давлетьярова, С.Д. Коршунов, С.Г. Кривощеков, Л.В. Капилевич // Физиология человека. – 2020. – Т. 46, № 5. – С. 46–59. DOI: 10.31857/S0131164620040049
10. Функциональное состояние кардио-респираторной системы студентов в условиях адаптации к учебному процессу / Г.Д. Жетписбаева, З.С. Абишева, М.Т. Айхожаева и др. // Междунар. журнал эксперимент. образования. – 2015. – № 3–1. – С. 27–29.
11. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: моногр. / Н.И. Шлык. – Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2009. – 254 с.
12. Сriteria for teachers' professional competence in design of inclusive education / O.A. Bazhukova, D.M. Mallaev, O.G. Boldinova et.al. // VI International Forum on Teacher Education. – Kazan: Аrpha proceedings, 2020. – P. 199–206.
13. Robiyansah, I.E. The development of inclusive education management model: Practical guidelines for learning in inclusive school / I.E. Robiyansah, M. Mudjito, M. Murtadlo // Journal of Education and Learning (EduLearn). – 2020. – Vol. 14. – P. 80–86. DOI: 10.11591/edulearn.v14i1.13505
14. Suntsova, A.S. Adaptive physical education at inclusive schools to facilitate mental and physical development of children with visual impairments / A.S. Suntsova, A.A. Baranov, I.B. Vorozhtsova // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, – 2017. – Iss. 1. – P. 35–37.
15. The conceptual approach to the development of student youth’s favorable attitude to in-clusive education in the system of higher education in the Russian Federation / S. Burilkina, N. Suprun, E. Kondrashova et al. // Espacios. – 2018. – Vol. 39 (40). – P. 31.

References

1. Gurova E.V., Laas N.I., Pritolyuk A.V., Romanova I.A. [Adaptation of Persons with Disabilities to Inclusive Education in the University as a Condition of Their Successful Functioning in the Labour Market]. Vestnik Universiteta [Bulletin of the University], 2019, no. 2, pp. 130–136. (in Russ.) DOI: 10.26425/1816-4277-2019-2-130-136
2. Kapilevich L.V., Medvedeva E.V., Il'in A.A., Davlet'yarova K.V. [Adaptation of Students with Disabilities to the Conditions of Inclusive Education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 8, pp. 86–88. (in Russ.)
3. Andreeva R.V. [Development of Inclusive Education at the University]. Juvenis Scientia, 2016, no. 1, pp. 41–42.
4. Buslaeva M.E., Stolchneva E.A. [Accompanying the Process of Learning and Social Adaptation of Students with Disabilities and Students with Disabilities at the University]. European Research, 2016, no. 11 (22), pp. 84–87.
5. Volosnikova L.M., Efimova G.Z. [Inclusion in Higher Education. The Experience of a Regional Study]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [Bulletin of the Tyumen State University. Socio-Economic and Legal Studies], 2016, vol. 2, no. 2, pp. 30–43. (in Russ.) DOI: 10.21684/2411-7897-2016-2-2-30-43
6. Damadaeva A.S., Bekhova A.A. [Problems of the Possibility of Inclusive Education in a Modern University]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2019, no. 3 (35), pp. 125–133. (in Russ.) DOI: 10.11621/npj.2019.0313
7. Ermakova E.G. [An Inclusive Approach to Teaching Students in the Discipline “Physical Education”]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 5–3 (44), pp. 123–125. (in Russ.) DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10563
8. Mishchenko I.A., Levushkin S.P., Chervyakova E.V. [The Use of Modern Technologies of Adaptive Physical Education for the Correction of the Psychofunctional State of Students with Disabilities in Health]. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sport and Pedagogical Education], 2021, no. 3, pp. 72–78. (in Russ.) DOI: 10.52563/2618-7604-2021-3-72
9. Davlet'yarova K.V., Korshunov S.D., Krivoshchekov S.G., Kapilevich L.V. [Physiological Parameters of Motor Adaptation in Children with Disability]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2020, vol. 46, no. 5, pp. 46–59. (in Russ.) DOI: 10.31857/S0131164620040049
10. Zhetpisbaeva G.D., Abisheva Z.S., Aykhozhaeva M.T. et al. [The Functional State of the Cardiorespiratory System of Students in the Conditions of Adaptation to the Educational Process]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2015, no. 3–1, pp. 27–29. (in Russ.)
11. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov: monografiya [Heart Rate and Type of Regulation in Children, Adolescents and Athletes]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2009. 254 p.
12. Bazhukova O.A., Mallaev D.M., Boldinova O.G. Сriteria for Teachers' Professional Competence in Design of Inclusive Education. VI International Forum on Teacher Education, 2020, pp. 199–206. DOI: 10.3897/ap.2.e0199
13. Robiyansah I.E., Mudjito M., Murtadlo M. The Development of Inclusive Education Management Model: Practical Guidelines for Learning in Inclusive School. Journal of Education and Learning, 2020, vol. 14, pp. 80–86. DOI: 10.11591/edulearn.v14i1.13505
14. Suntsova A.S., Baranov A.A., Vorozhtsova I.B. Adaptive Physical Education at Inclusive Schools to Facilitate Mental and Physical Development of Children with Visual Impairments. Theory and Practice of Physical Culture, 2017, iss. 1, pp. 35–37.
15. Burilkina S., Suprun N., Kondrashova E. et al. The Conceptual Approach to the Development of Student Youth’s Favorable Attitude to Inclusive Education in the System of Higher Education in the Russian Federation. Espacios, 2018, vol. 39 (40), p. 31.
Опубликован
2023-12-26
Как цитировать
Мищенко, И., & Червякова, Е. (2023). ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 23(3), 31-38. https://doi.org/10.14529/hsm230304
Раздел
Физиология