СРАВНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И СТЕП-АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Ключевые слова: максимальное потребление кислорода, аэробика, общая выносливость, уровень физической работоспособности

Аннотация

Цель: Определить влияние занятий степ-аэробикой и атлетической гимнастикой на уровень физической работоспособности девушек-первокурсниц. Материалы и методы. Обследовано 80 студенток очной формы обучения, часть из которых дополнительно занималась атлетической гимнастикой (группа 1 n = 40), а часть (группа 2 n = 40) – степ-аэробикой. Средний возраст девушек составил 18,35 ± 0,04 года. У них по стандартным методикам в сентябре и декабре 2017 года оценивали физическое развитие, физическую подготовленность, состояние респираторной и сердечно-сосудистой систем, а также физическую работоспособность по максимальному потреблению кислорода (МПК) с помощью степ-теста. Результаты. В начале эксперимента у девушек группы 1 и 2 не выявлено статистически значимых отличий по исследуемым показателям. Полученные средние значения МПК (39,85 ± 0,37 в группе 1 и 38,92 ± 0,42 в группе 2, р = 0,1) соответствовали удовлетворительному уровню работоспособности. В конце эксперимента установлены статистически значимые различия по среднему значению МПК: 40,73 ± 0,21 в группе 1 и 41,61 ± 0,21 в группе 2. По результатам ранжирования у большинства девушек уровень работоспособности повысился. У девушек группы 1 увеличилась длина прыжка с места, у девушек группы 2 в конце эксперимента уменьшилось время бега на 2000 м, увеличилась длина прыжка с места, уменьшилась частота сердечных сокращений, увеличились адаптационные возможности. Заключение. Занятия атлетической гимнастикой в течение семестра не оказывают существенного влияния на физическую работоспособность, но повышают скоростно-силовые качества, а занятия степ-аэробикой положительно влияют на уровень физической работоспособности, скоростно-силовые качества, состояние сердечно-сосудистой системы девушек-первокурсниц неспортивных специальностей.

Информация об авторах

М. С. Авдеева , Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский государственный университет. 610008, г. Киров

Т. В. Беличева , Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Вятский государственный университет. 610000, г. Киров

Литература

1. Адамова, И.В. Особенности влияния комплексных занятий гимнастикой и плаванием с оздоровительной направленностью на основные компоненты физической подготовленности женщин 21–35 лет / И.В. Адамова, Е.А. Земсков // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – № 6. – С. 23–26. – http://sportlib.info/Press/TPFK/2000N6/p23-26.htm (дата обращения: 30.03.2019).
2. Александрова, В.А. Повышение функций кардиореспираторной системы с помощью классической (базовой) аэробики у студенток неспортивного вуза / В.А. Александрова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 4. – С. 3–7. – http://qps. ru/NXPbi (дата обращения: 30.03.2019).
3. Аникиенко, Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. – № 10 (92). – С. 10–16. – http://qps.ru/ hFnTB (дата обращения: 30.03.2019).
4. Жомин, К.М. Оценка оздоровительной эффективности различных видов и режимов физкультурно-спортивной деятельности студенток вуза / К.М. Жомин, В.Б. Рубанович, А.А. Кужугет // Сибир. пед. журнал. – 2014. – № 6. – С. 263–268. – http://qps.ru/QUY6g (дата обращения: 30.03.2019).
5. Калинчева, Я.В. Использование средств оздоровительной аэробики в коррекции показателей сердечно-сосудистой системы студенток / Я.В. Калинчева, В.И. Сютина // Вестник ТГУ. – 2014. – № 7 (135). – С. 54–61. – http://qps.ru/peJlI (дата обращения: 30.03.2019).
6. Кочнев, А.В. Атлетическая гимнастика как один из путей повышения уровня здоровья студенток северного вуза / А.В. Кочнев, Т.С. Окулов, С.Л. Совершаева // Экология человека. – 2009. – № 1. – С. 34–37. – http://qps.ru/evH4b (дата обращения: 30.03.2019).
7. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и практика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
8. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» 2000 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – https://mipt.ru/education/chair/sport/program.
9. Русаков, А.А. Организация физического воспитания в специальных медицинских группах педагогического вуза на основе атлетической гимнастики / А.А. Русаков // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 223–226. – http://qps.ru/6m9o2 (дата обращения: 30.03.2019).
10. Тулякова, О.В. Экология человека / О.В. Тулякова. – Киров, 2010.
11. Шутова, Т.Н. Классификации фитнес-программ и технологий, их применение в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 2. – С. 116–122. – http://qps.ru/4NLiC (дата обращения: 30.03.2019).
12. A review of the relation of aerobic fitness and physical activity to brain structure and function in children / L. Chaddock, M.B. Pontifex, C.H. Hillman, A.F. Kramer // Journal of the International Neuropsychological Society. – 2011. – Iss. 17. – P. 975–985. DOI: 10.1017/S1355617711000567
13. Aerobic Fitness, Micronutrient Status, and Academic Achievement in Indian School-Aged Children / I.K. Desai, A.V. Kurpad, V.R. Chomitz, T. Thomas // PLoS ONE. – 2015. – Vol. 10. – Iss. 3. – e0122487. DOI: 10.1371/ journal.pone.0122487
14. Baghurst T. An examination of stress in college students over the course of a semester / T. Baghurst, B.C. Kelley // Health Promotion Practice. – 2014. – Vol. 15. – Iss. 3. – P. 438–447. DOI: 10.1177/1524839913510316
15. Boreham, C. Training Effects of Accumulated Daily Stair-Climbing Exercise in Previously Sedentary Young Women / C. Boreham, W. Wallace, A. Nevill // Preventive Medicine. – 2000. – Vol. 30. – Iss. 4. – P. 277–281. DOI: 10.1006/pmed.2000.0634
16. Feasibility and acceptability of stepping exercise for cardiovascular fitness in women / A.F. Fish, S.K. Christman, D.J. Frid et al. // Applied Nursing Research. – 2009. – Vol. 22. – Iss. 4. – P. 274–279. DOI: 10.1016/j.apnr.2008. 03.006
17. Felez-Nobrega, M. The association of context-specific sitting time and physical activity intensity to working memory capacity and academic achievement in young adults / M. Felez-Nobrega, C.H. Hillman, E.C.A. Puig-Ribera // European Journal of Public Health. – 2017. – Vol. 27. – Iss. 4. – P. 741–746. – DOI: 10.1093/eurpub/ckx021
18. Hale, B.S. State anxiety responses to acute resistance training and step aerobic exercise across eight weeks of training / B.S. Hale, J.S. Raglin // Journal of sports medicine and physical fitness. – 2002. – Vol. 42. – Iss. 1. – P. 108–112. – https://qps.ru/OPhDb.
19. Heyward, V.H. Advanced Fitness Assessment and Exercise Prescription / V.H. Heyward, A.L. Gibson. – 7th ed. eBook Champaign, IL: Human Kinetics, 2014.
20. How health behaviors relate to academic performance via affect: an intensive longitudinal study / L. Flueckiger, R. Lieb, A.H. Meyer, J. Mata // PLoSOne. – 2014. – Vol. 9. – Iss. 10. – e111080. DOI: 10.1371/journal.pone.0111080. eCollection 2014
21. Kİn-İsler, A. Effect of Step Aerobics Training on Anaerobic Performance of Men and Women / A. Kİn-İsler, S. Kosar // Journal of Strength and Conditioning Research. – 2006. – Vol. 20. – Iss. 2. – P. 366–371. – http://qps.ru/ oZbsq
22. Kİn-İsler, A. Effects of step aerobics and aerobic dancing on serum lipids and lipoproteins / A. Kİn-İsler, S. Kosar, F. Korkusuz // Journal of sports medicine and physical fitness. – 2001. – Vol. 41. – Iss. 3. – P. 380–385. – http://qps.ru/2pDfn
23. Lees, C. Effect of aerobic exercise on cognition, academic achievement, and psychosocial function in children: A systematic review of randomized control trials / C. Lees, J. Hopkins // Preventing chronic disease. – 2013. – Iss. 10. – P. E174. DOI: 10.5888/pcd10.130010
24. Marfell-Jones, M.J. International standards for anthropometric assessment / M.J. Marfell-Jones, A.D. Stewart, J.H. de Ridder. – Wellington, New Zealand: International Society for the Advancement of Kinanthropometry, 2012. – http://www.ceap.br/material/MAT17032011184632.pdf
25. Moore, V. Spirometry: step by step / V. Moore // Breathe. – 2012. – Vol. 8 (3). – Р. 232–240. DOI: 10.1183/20734735.0021711
26. Motor Coordination Correlates with Academic Achievement and Cognitive Function in Children / V.R. Fernandes, M.L.S. Ribeiro, T. Melo et al. // Frontiers in Psychology. – 2016. – Iss. 7. – P. 318. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00318
27. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: a systematic review protocol / J. January, M. Madhombiro, S. Chipamaunga et al. // Systematic Reviews. – 2018. – Vol. 7. – Iss. 1. – P. 57. DOI: 10.1186/s13643-018-0723-8
28. Pulse and Blood Pressure Procedures for Household Interviewers. National Health and Nutrition Examination Survey: Westat, Inc.; 1993. – https://wwwn.cdc.gov/nchs/data/nhanes3/ manuals/pressure.pdf
29. Regular Physical Activity and Educational Outcomes in Youth: A Longitudinal Study / K.B. Owen, P.D. Parker, T. Astell-Burt, C. Lonsdale // Journal of Adolescent Health. – 2018. – Vol. 62. – Iss. 3. – P. 334–340. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2017.09.014
30. Reliability and interrelationships between maximal oxygen intake, physical work capacity and step-test scores in college women / W. McArdle, F. Katch, G. Pechar et al. // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 1972. – Vol. 4. – Iss. 4. – P. 182–186. DOI: 10.1249/ 00005768-197200440-00019

References

1. Adamova I.V., Zemskov E.A. [Features of the Influence of Complex Exercises in Gymnastics and Swimming with a Recreational Focus on the Main Components of the Physical Fitness of Women 21–35 Years Old]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2000, no. 6, pp. 23–26. (in Russ.) Available at: http://sportlib.info/Press/TPFK/2000N6/p23-26.htm
(accessed 30.03.2019).
2. Aleksandrova V.A. [Improving the Functions of the Cardiorespiratory System with the Help of Classical (Basic) Aerobics in Students of an Unsportsmanlike University]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Bulletin of the TSU. Physical Education. Sport], 2017, no. 4, pp. 3–7. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/NXPbi (accessed 30.03.2019).
3. Anikiyenko Zh.G. [Anikienko Features of the Influence of Fitness on Physical Fitness, Physical Development and Functional Status of Girls]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Science Notes University Lesgaft], 2012, no. 10 (92), pp. 10–16. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/hFnTB (accessed 30.03.2019). DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p10-16
4. Zhomin K.M., Rubanovich V.B., Kuzhuget A.A. [Evaluation of Improving the Effectiveness of Various Types and Modes of Physical Education and Sports Activities of Female Students of the University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2014, no. 6, pp. 263–268. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/QUY6g (accessed 30.03.2019).
5. Kalincheva Ya.V., Syutina V.I. [The Use of Recreational Aerobics in the Correction of Indicators of the Cardiovascular System of Students]. Vestnik TGU [TSU Bulletin], 2014, no. 7 (135), pp. 54–61. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/peJlI (accessed 30.03.2019).
6. Kochnev A.V., Okulov T.S., Sovershayeva S.L. [Athletic Gymnastics as One of the Ways to Improve the Health Level of Students of a Northern University]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2009, no. 1, pp. 34–37. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/evH4b (accessed 30.03.2019).
7. Menkhin Yu.V., Menkhin A.V. Ozdorovitel’naya gimnastika: teoriya i praktika [Improving Gymnastics. Theory and Practice]. Rostov-na-Donu, Phoenix Publ., 2002.
8. Primernaya programma distsipliny “Fizicheskaya kul'tura” 2000 [Sample Program Discipline Physical Education 2000]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: https://mipt.ru/education/chair/sport/program. (in Russ.)
9. Rusakov A.A. [Organization of physical education in special medical groups of the pedagogical university on the basis of athletic gymnastics]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta [Science Notes University Lesgaft], 2017, no. 9 (151), pp. 223–226. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/6m9o2 (accessed 30.03.2019).
10. Tulyakova O.V. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. Kirov, 2010.
11. Shutova T.N. [Classification of Fitness Programs and Technologies, Their Application in the Physical Education of Students]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul’tura. Sport [News of TSU. Physical Education. Sport], 2017, no. 2, pp. 116–122. (in Russ.) Available at: http://qps.ru/4NLiC (accessed 30.03.2019).
12. Chaddock L., Pontifex M.B., Hillman C.H., Kramer A.F. A Review of the Relation of Aerobic Fitness and Physical Activity to Brain Structure and Function in Children. Journal of the International Neuropsychological Society, 2011, iss. 17, pp. 975–985. DOI: 10.1017/S1355617711000567
13. Desai I.K., Kurpad A.V., Chomitz V.R., Thomas T. Aerobic Fitness, Micronutrient Status, and Academic Achievement in Indian School-Aged Children. PLoS ONE, 2015, vol. 10, iss. 3, e0122487. DOI: 10.1371/journal.pone.0122487
14. Baghurst T., Kelley B.C. An Examination of Stress in College Students over the Course of a Semester. Health Promotion Practice, 2014, vol. 15, iss. 3, pp. 438–447. DOI: 10.1177/1524839913510316
15. Boreham C., Wallace W., Nevill A. Training Effects of Accumulated Daily Stair-Climbing Exercise in Previously Sedentary Young Women. Preventive Medicine. 2000, vol. 30, iss. 4, pp. 277–281. DOI: 10.1006/pmed.2000.0634
16. Fish A.F., Christman S.K., Frid D.J. et al. Feasibility and Acceptability of Stepping Exercise for Cardiovascular Fitness in Women. Applied Nursing Research, 2009, vol. 22, iss. 4, pp. 274–279. DOI: 10.1016/j.apnr.2008.03.006
17. Felez-Nobrega M., Hillman C.H., Puig-Ribera E.C.A. The Association of Context-Specific Sitting Time and Physical Activity Intensity to Working Memory Capacity and Academic Achievement in Young Adults. European Journal of Public Health, 2017, vol. 27, iss. 4, pp. 741–746. DOI: 10.1093/eurpub/ckx021
18. Hale B.S., Raglin J.S. State Anxiety Responses to Acute Resistance Training and Step Aerobic Exercise Across Eight Weeks of Training. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2002,
vol. 42, iss. 1, pp. 108–112. Available at: https://qps.ru/OPhDb.
19. Heyward V.H., Gibson A.L. Advanced Fitness Assessment and Exercise Prescription. 7th ed. eBook Champaign, IL: Human Kinetics, 2014.
20. Flueckiger L., Lieb R., Meyer A.H., Mata J. How Health Behaviors Relate to Academic Performance Via Affect: An Intensive Longitudinal Study. PLoSOne, 2014, vol. 9, iss. 10, e111080. DOI: 10.1371/journal.pone.0111080. eCollection 2014
21. Kİn-İsler A., Kosar S. Effect of Step Aerobics Training on Anaerobic Performance of Men and Women. The Journal of Strength and Conditioning Research, 2006, vol. 20, iss. 2, pp. 366–371. Avaliable at: http://qps.ru/oZbsq. DOI: 10.1519/00124278-200605000-00022
22. Kİn-İsler A., Kosar S., Korkusuz F. Effects of Step Aerobics and Aerobic Dancing on Serum Lipids and Lipoproteins. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2001, vol. 41, iss. 3, pp. 380–385. Avaliable at: http://qps.ru/2pDfn.
23. Lees C., Hopkins J. Effect of Aerobic Exercise on Cognition, Academic Achievement, and Psychosocial Sunction in Children: A Systematic Review of Randomized Control Trials. Preventing Chronic Disease, 2013, iss. 10, E174 p. DOI: 10.5888/pcd10.130010
24. Marfell-Jones M.J., Stewart A.D., de Ridder J.H. International Standards for Anthropometric Assessment.; Wellington, New Zealand: International Society for the Advancement of Kinanthropometry; 2012. Avaliable at: http://www.ceap.br/material/MAT17032011184632.pdf.
25. Moore V. Spirometry: Step by Step. Breathe, 2012, vol. 8(3), pp. 232–240. DOI: 10.1183/ 20734735.0021711
26. Fernandes V.R., Ribeiro M.L.S., Melo T. et al. Motor Coordination Correlates with Academic Achievement and Cognitive Function in Children. Frontiers in Psychology, 2016, iss. 7, 318 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00318
27. January J., Madhombiro M., Chipamaunga S. et al. Prevalence of Depression and Anxiety Among Undergraduate University Students in Low- and Middle-Income Countries: a Systematic Review Protocol. Systematic Reviews, 2018, vol. 7, iss. 1, 57 p. DOI: 10.1186/s13643-018-0723-8
28. Pulse and Blood Pressure Procedures for Household Interviewers. National Health and Nutrition Examination Survey: Westat, Inc., 1993. Avaliable at: https://wwwn.cdc.gov/nchs/data/nhanes3/ manuals/pressure.pdf.
29. Owen K.B., Parker P.D., Astell-Burt T., Lonsdale C. Regular Physical Activity and Educational Outcomes in Youth: A Longitudinal Study. Journal of Adolescent Health, 2018, vol. 62, iss. 3,
pp. 334–340. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2017.09.014
30. McArdle W., Katch F., Pechar G. et al. Reliability and Interrelationships Between Maximal Oxygen Intake, Physical Work Capacity and Step-Test Scores in College Women. Medicine & Science in Sports & Exercise, 1972, vol. 4, iss. 4, pp. 182–186. DOI: 10.1249/00005768-197200440-00019
Опубликован
2019-11-05
Как цитировать
Авдеева, М., & Беличева, Т. (2019). СРАВНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И СТЕП-АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Человек. Спорт. Медицина, 19(3), 66-73. https://doi.org/10.14529/hsm190308
Раздел
Спортивная тренировка