ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Цель исследования – выявить рекреационную сущность хребта Зюраткуль как объекта экологических экскурсий на основе контроля психоэмоционального состояния туристов во время экскурсии. Материалы и методы. Исследование проводилось 15 октября 2020 года в условиях проведения экскурсии на хребет Зюраткуль, расположенный на территории национального парка Зюраткуль на основе тестовых методик по определению психоэмоционального состояния экскурсантов. В исследовании принимало участие 17 человек – экскурсантов из города Челябинска в возрасте 17–25 лет. Для определения уровней психоэмоционального состояния были использованы методики А. Уэссмана и Д. Рикса и САН. Обработка результатов осуществлялась на основе статистических методов. Результаты. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о положительном влиянии горного ландшафта на психоэмоциональное состояние участников экологической экскурсии, но вместе с тем особенности рельефа горной местности и естественных препятствий в виде курумников способствовали снижению физической активности и выносливости экскурсантов. Заключение. В ходе экологической экскурсии экскурсанты совершили восхождение на Зюраткульский хребет (высота 1175 м над уровнем моря), преодолев путь длиной 9,7 км и подъем в 451 м. Мониторинг психоэмоционального состояния участников экологической экскурсии показал положительное воздействие горного ландшафта на психоэмоциональное состояние экскурсантов, несмотря на физическую нагрузку, обусловленную рельефом местности.
Литература
2. Гафиятулллина, С.И. Влияние физической культуры на формирование положительных эмоций студента / С.И. Гафиятулллина, А.В. Козлова, А.В. Черноглазова // Физ. воспитание и студенческий спорт глазами студентов. – Казань: КНИТУ-КАИ, 2016. – С. 469–471.
3. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4. Лагунов, А.В. Заповедные места / А.В. Лагунов // Южный Урал: от колесниц до мирного атома. – Челябинск: Правительство Челяб. обл., 2017. – 142–151.
5. Лагунов, А.В. Особо охраняемые природные территории Челябинской области – зеленые бренды края / А.В. Лагунов, Е.И. Вейсберг // Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия: проблемы и пути решения. – Омск: ООО «Полиграфический центр КАН», 2016. – С. 23–26.
6. Скорнякова, М.С. Влияние физической активности на эмоции / М.С. Скорнякова // Мечниковские чтения. – СПб.: Северо-Запад. гос. мед. ун-т им. И.И. Мечникова, 2020. – С. 296–297.
References
1. Berezniy E.D. [Educational, Sports and Recreational Opportunities for Tourist and Excursion Activities]. Aktual’nyye problemy teorii i praktiki fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma [Actual Problems of Theory and Practice of Physical Culture, Sports and Tourism], 2018, pp. 699–701. (in Russ.)2. Gafiyatulllina S.I., Kozlova A.V., Chernoglazova A.V. [The Influence of Physical Culture on the Formation of Positive Emotions of a Student]. Fizicheskoye vospitaniye i studencheskiy sport glazami studentov [Physical Education and Student Sports Through the Eyes of Students], 2016, pp. 469–471. (in Russ.)
3. Karelin A.A. Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov [Great Encyclopedia of Psychological Tests]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p.
4. Lagunov A.V. [Reserved Places]. Yuzhnyy Ural: ot kolesnits do mirnogo atoma [South Ural. From Chariots to Peaceful Atom], 2017, pp. 142–151. (in Russ.)
5. Lagunov A.V., Veysberg E.I. [Specially Protected Natural Territories Chelyabinsk Regions – Green Brands of the Region]. Rol’ OOPT v sokhranenii bioraznoobraziya: problemy i puti resheniya [The Role of Protected Areas in Biodiversity Conservation. Problems and Solutions], 2016, pp. 23–26. (in Russ.)
6. Skornyakova M.S. [The Influence of Physical Activity on Emotions]. Mechnikovskiye chteniya [Mechnikov Readings], 2020, pp. 296–297. (in Russ.)
Copyright (c) 2021 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.