ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

  • Г. И. Максутова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-9778-3034 sandugac2011@yandex.ru
  • Т. В. Попова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5060-8132 tati.popova2010@yandex.ru
  • Ю. Н. Романов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-0516-9505 romanovyn@susu.ru
  • Е. Ф. Сурина-Марышева Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-7770-4338 surina-marysheva2015@yandex.ru
  • О. Г. Коурова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2337-3531 olga.k5691@mail.ru
Ключевые слова: спортсменки, женские единоборства, психоэмоциональное состояние, функциональное напряжение, сердечный ритм

Аннотация

Цель работы состояла в оценке психофизиологических особенностей квалифицированных спортсменок, занимающихся единоборствами (бокс, вольная борьба, дзю-до). Материалы и методы. Обследовали квалифицированных спортсменов 18–23 лет, занимающихся единоборствами. Испытуемые составили: 1-я группа – женщины-спортсменки (15 человек); 2-я – мужчины-спортсмены (17 человек); 3-я, 4-я – контрольные группы составили женщины и мужчины того же возраста, не занимающиеся спортом (по 15 человек). Использовали измерение пульса, психологические тесты; самооценку психоэмоционального состояния, электроэнцефалографию, кардиоинтервалографию с расчетом статистических показателей сердечного ритма. Обследования проводили до и после выполнения релаксационного упражнения, которое представляло трехминутную концентрацию внимания на определенной точке тела. Результаты выявили, что у испытуемых-спортсменок показатели психоэмоционального состояния были ниже, чем у мужчин, но выше, чем у нетренированных женщин, а показатели психоэмоционального напряжения у них были ниже, чем у спортсменов и чем у нетренированных женщин. Например, показатель личностной тревожности у спортсменок составил 41,0 ± 1,8 против 47,2 ± 2,5 у нетренированных женщин (P < 0,05). Показатели ЧСС, а также амплитуды моды и индекса напряжения (77,15 ± 2,05) в структуре сердечного ритма у женщин-спортсменок несколько выше, чем у мужчин (73,10 ± 1,07), что свидетельствует о большей степени функционального напряжения сердца у них. Релаксация приводила к благоприятным изменениям показателей ЭЭГ и снижению функционального напряжения сердца у всех испытуемых. В заключении рекомендовано продление сроков обучения и спортивной подготовки женщин-единоборцев в целях обеспечения плавного перехода к спортивной направленности и снижению травматизма.

Информация об авторах

Г. И. Максутова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Т. В. Попова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор, ведущий эксперт Научно-исследовательского центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Ю. Н. Романов , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры спортивного совершенствования, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Е. Ф. Сурина-Марышева , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского центра спортивной науки, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

О. Г. Коурова , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и химической технологии, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Баевский, Р.М. Методики оценки функционального состояния организма человека / Р.М. Баевский, Ю.А. Кукушкин // Медицина труда и промышленная экология, 1995. – № 3. – С. 30–34.
2. Горбанёва, Е.П. Значение качественных характеристик и особенностей в структуре функциональной подготовленности спортсменов / Е.П. Горбанёва, А.Д. Викулов // Ярослав. пед. вестник. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – № 2. – Т. III (Естественные науки). – С. 74–82.
3. Комарова, А.В. Система подготовки женщин в спортивных единоборствах / А.В. Комарова, В.Ю. Кожевникова // Вестник Бурят. гос. ун-та. – 2015.– № 15-1. – С. 111–114.
4. Краев, Ю.В. Проявление агрессии у спортсменов в разных видах спорта / Ю.В. Краев, В.Б. Мяконьков // Психология и педагогика – новая интеграция: материалы 24-й науч. конф. / под ред. А.Н. Николаева. – СПб.: СПб ГАФК, 1998. – С. 33–35.
5. Манолаки, В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации / В.Г. Манолаки. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993.– 180 с.
6. Ончурова, М.Г. Начальная подготовка девочек в вольной борьбе на основе целенаправленного применения средств развития ловкости. Научные исследования и разработки в спорте / М.Г. Ончурова // Вестник аспирантуры. Вып. 5. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. – С. 151–155.
7. Писков, С.И. Использование соматотипологической диагностики в женской вольной борьбе / С.И. Писков // Физическая культура, спорт и здоровье: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М.М. Полевщикова. – Йошкар-Ола: МарГу, 2008. – С. 34–35.
8. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: Тревога и тревожность / Ч.Д. Спилбергер. – СПб., 2001. – С. 88–103.
9. Соболева, Т.С. Крупный научно-практический вклад в решение проблем женского спорта / Т.С. Соболева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 3. – С. 45–50.
10. Тараканов, Б.И. Педагогические аспекты подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой / Б.И. Тараканов // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 6. – С. 36–42.
11. Тест дифференцированной само-оценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973. – № 6. – С. 141–145.
12. Тихонова, И.В. Проблемы организации долгосрочной физкультурно-спортивной подготовки в женских видах спортивной борьбы / И.В. Тихонова, Ю.А. Шулика // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – Майкоп: Изд. АГУ, 2010. – № 1. – С. 267–272.
13. Anshel, M.H. Coping with acute stress among male and female Israeli athletes / M.H. Anshel // International journ. of sport psychology. – 2001. – No. 3. – P. 271–289.
14. Connectivity Related to Working Memory Performance / M. Hampson, N.R. Driesen, P. Skudlarski et al. // The Journal of Neuro-science: The Official Journal of the Society for Neuroscience. January. – 2007. – Vol. 26 (51). – Р. 13338–43. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.3408-06.2006
15. Derntl, B. Multidimensional assessment of empathic abilities: Neural correlates and gender differences / B. Derntl, A. Finkel-meyer, S.B. Eickhoff // Psychoneuroendocrinology. – Vol. 35 (1). – Р. 67–82. DOI: 10.1016/j. psyneuen.2009.10.006
16. Grossman, M. Sex differences in intensity of emotional experience: A social role interpretation / M. Grossman, W. Wood // Journal of Personality and Social Psychology. – 1993. – Vol. 65 (5). – Р. 1010–1022. DOI: 10.1037/0022-3514.65.5.1010
17. Knyazev, G.G. Motivation, emotion, and their inhibitory control mirrored in brain oscillations / G.G. Knyazev // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2007. – Vol. 31. – Р. 377–395.

References

1. Bayevskiy R.M., Kukushkin Yu.A. [Methods for Assessing the Functional State of the Human Body]. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya [Occupational Medicine and Industrial Ecology], 1995, no. 3, pp. 30–34. (in Russ.)
2. Gorbanëva E.P., Vikulov A.D. [The Value of Qualitative Characteristics and Features in the Structure of the Functional Preparedness of Athletes]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik: nauchnyy zhurnal [Yaroslavl Pedagogical Bulletin. A Scientific Journal], 2011, no. 2, vol. 3, pp. 74–82. (in Russ.)
3. Komarova A.V., Kozhevnikova V.Yu. [The System of Training Women in Martial Arts]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University], 2015, no. 15–1, pp. 111–114.
4. Krayev Yu.V., Myakon’kov V.B. [The Manifestation of Aggression in Athletes in Various Sports]. Psikhologiya i pedagogika – novaya integratsiya: Materialy 24-y nauchnoy konferentsii SPb GAFK imeni P.F. Lesgafta [Psychology and Pedagogy – New Integration. Materials of the 24th Scientific Conference of St. Petersburg GAFK Named After P.F. Lesgafta], 1998, pp. 33–35. (in Russ.)
5. Manolaki V.G. Metodika podgotovki dzyudoistok razlichnoy kvalifikatsii [Methods of Training Judokas of Various Qualifications]. St. Petersburg, SPb Publ., 1993. 180 p.
6. Onchurova M.G. [Initial Training of Girls in Freestyle Wrestling Based on the Targeted Use of Dexterity Development Tools. Research and Development in Sport]. Vestnik aspirantury [Bulletin of Graduate School], 1998, iss. 5, pp. 151–155. (in Russ.)
7. Piskov S.I. [The Use of Somatotypological Diagnostics in Female Freestyle Wrestling]. Fizicheskaya kul’tura, sport i zdorov’ye: mat. Vseros. nauchno-prakticheskoy konf. [Physical Culture, Sports and Health. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2008, pp. 34–35. (in Russ.)
8. Spilberger Ch.D. Kontseptual’nyye i metodologicheskiye problemy issledovaniya trevogi: Trevoga i trevozhnost’ [Conceptual and Methodological Problems of Anxiety Research. Anxiety and Anxiety]. St. Petesburg, 2001. pp. 88–103.
9. Soboleva T.S. [A Major Scientific and Practical Contribution to Solving the Problems of Women's Sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2003, no. 3, pp. 45–50. (in Russ.)
10. Tarakanov B.I. [Pedagogical Aspects of Training Women Involved in Wrestling]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal [Theory and Practice of Physical Culture. Scientific and Theoretical Journal], 1999, no. 6, pp. 36–42. (in Russ.)
11. Doskin V.A., Lavrent’yeva N.A., Miroshnikov M.P., Sharay V.B. [Test Differentiated Self-Assessment of the Functional State]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 1973, no. 6, pp. 141–145. (in Russ.)
12. Tikhonova I.V., Shulika Yu.A. [Problems of Organizing Long-Term Physical Education and Sports Training in Female Types of Wrestling]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 3. Pedagogy and Psychology], 2010, no. 1, pp. 267–272. (in Russ.)
13. Anshel M.H. Coping with Acute Stress Among Male and Female Israeli Athletes. International Journal of Sport Psychology, 2001, no. 3, pp. 271–289.
14. Hampson M., Driesen N.R., Skudlarski P. et al. Connectivity Related to Working Memory Performance. The Journal of Neuroscience: The Official Journal of the Society for Neuroscience, 2007, vol. 26 (51), pp. 13338–13343. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.3408-06.2006
15. Derntl B., Finkelmeyer A., Eickhoff S.B. Multidimensional Assessment of Empathic Abilities: Neural Correlates and Gender Differences. Psychoneuroendocrinology, vol. 35 (1), pp. 67–82. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2009.10.006
16. Grossman M., Wood W. Sex Differences in Intensity of Emotional Experience: A Social Role Interpretation. Journal of Personality and Social Psychology, 1993, vol. 65 (5), pp. 1010–1022. DOI: 10.1037/0022-3514.65.5.1010
17. Knyazev G.G. Motivation, Emotion, and Their Inhibitory Control Mirrored in Brain Oscillations. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 2007, vol. 31, pp. 377–395. DOI: 10.1016/j.neubiorev. 2006.10.004
Опубликован
2020-07-13
Как цитировать
Максутова, Г., Попова, Т., Романов, Ю., Сурина-Марышева, Е., & Коурова, О. (2020). ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ. Человек. Спорт. Медицина, 20(2), 63-70. https://doi.org/10.14529/hsm200208
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)