ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ «ИНТЕНСИВНОСТЬ» И «ОБЪЕМ» НАГРУЗКИ НА РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ

И. А. Криволапчук, Почта i.krivolapchuk@mail.ru (Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия; Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0001-8628-6924
М. Б. Чернова, Почта mashacernova@mail.ru (Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия), orcid http://orcid.org/0000-0002-1253-9842

Аннотация


Цель исследования – выявить влияние факторов «интенсивность нагрузки» и «объем нагрузки» на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость детей 5–6 лет. Материал и методы. В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5–6 лет. Были сформированы шесть рандомизированных экспериментальных групп. В экспериментальных группах применяли комплексы физических упражнений аэробно-анаэробного характера, разной интенсивности и объема. Использовали показатели, пригодные для обследования физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в величине максимального пульсового резерва (МПР). Различия между группами касались интенсивности и недельного объема нагрузки. Выделяли 2 градации фактора «интенсивность нагрузки» и 3 градации фактора «недельный объем» нагрузки. Использовали комплексы средней интенсивностью 40–50 и 70–80 % МПР, объемом 36, 72 и 90 минут нагрузки в неделю. Результаты исследования. Результаты исследования свидетельствуют о том, что изменения изучаемых аспектов физического состояния детей 5–6 лет во многом обусловлены интенсивностью и объемом нагрузки. Выявлены независимый и совместный эффекты воздействия рассматриваемых параметров нагрузки на анализируемые показатели физической работоспособности, двигательной подготовленности и острой заболеваемости. Установлено, что влияние факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки носит однонаправленный характер: позитивные адаптационные изменения в организме дошкольников нарастают по мере увеличения их средних значений в пределах используемого диапазона величины физической работы. Вместе с тем интенсивность нагрузки в занятии оказывает более существенное влияние на физическую работоспособность, двигательную подготовленность и острую заболеваемость, чем ее недельный объем. Заключение. Полученные материалы дают основание считать, что при использовании средств физической подготовки для комплексного повышения физической работоспособности и двигательной подготовленности, а также снижения острой заболеваемости детей 5–6 лет в условиях дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо ориентироваться на интенсивность физической нагрузки.


Ключевые слова


Физическая работоспособность, двигательная подготовленность, острая заболеваемость, параметры физической нагрузки, дисперсионный анализ, сила влияния

Полный текст:

PDF

Литература


1. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта: моногр. / Н.И. Волков, В.И. Олейников. – М.: Совет. спорт, 2011. – 160 с.
2. Гигиена детей и подростков / под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. – 496 с.
3. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
4. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. – 2005.– Т. 31, № 4. – С. 42–46.
5. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф. Лакин. – М.: Высш. шк., 1990. – 352 с.
6. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 368 с.
7. Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
8. Уилмор, Дж. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Уилмор, Д. Костил. – Киев: Олимп. лит., 1997. – 500 с.
9. Швеллнус, М. Олимпийское руководство по спортивной медицине / M. Швеллнус. – М.: Практика, 2011. – 672 с.
10. Bond, B. Perspectives on high-intensity interval exercise for health promotion in children and adolescents / B. Bond, K.L. Weston, C.A. Williams, A.R. Barker // Open Access J Sports Med. – 2017. – Vol. 27 (8). – Р. 243–265.
11. Carson, V. Systematic review of the relationships between physical activity and health indicators in the early years (0-4 years) / V. Carson, E.Y. Lee, L. Hewitt, С. Jennings et al. // BMC Public Health. – 2017. – Vol. 17 (Suppl 5). – Р. 854.
12. Carson, V. Light-intensity physical activity and cardiometabolic biomarkers in US adolescents / V. Carson, N.D. Ridgers, B.J. Howard et al. // PLoS One. – 2013. – Vol. 8(8). – Р. 71417. DOI: 10.1371/journal.pone.0071417
13. Cockcroft, E.J. A single bout of highintensity interval exercise and work-matched moderate-intensity exercise has minimal effect on glucose tolerance and insulin sensitivity in 7- to 10-year-old boys / E.J. Cockcroft, C.A. Williams, S.R. Jackman et al. // J Sports Sci. – 2018. – Vol. 36(2). – Р. 149–155.
14. Costigan, S.A. Preliminary efficacy and feasibility of embedding high intensity interval training into the school day: A pilot randomized controlled trial / S.A. Costigan, N. Eather, R.C. Plotnikoff et al. // Prev Med Rep. – 2015. – Vol. 14 (2). – Р. 973–999.
15. Fulton, J.E. Public health and clinical recommendations for physical activity and physical fitness: special focus on overweight youth / J.E. Fulton, M. Garg, D.A. Galuska et al. // Sports Med. –2004. – Vol. 34(9). – Р. 581–599.

16. Global Recommendations on Physical activity for Health. – Geneva, World Health Organization, 2010. – 60 p.
17. Hansen, D. Exercise Prescription in Patients with Different Combinations of Cardiovascular Disease Risk Factors: A Consensus Statement from the EXPERT Working Group / D. Hansen, J. Niebauer, V. Cornelissen et al. // Sports Med. – 2018. – Vol. 4. DOI: 10.1007/s40279-018-0930-4. [Epub ahead of print]
18. Lin, L.Y. Relationship between time use in physical activity and gross motor performance of preschoolchildren / L.Y. Lin, R.J. Cherng, Y.J. Chen // Aust Occup Ther J. – 2017. – Vol. 64(1). – Р. 49–57.
19. Longmuir, PE. Canadian Society for Exercise Physiology position stand: Benefit and risk for promoting childhood physical activity / P.E. Longmuir, R.C. Colley, V.A. Wherley, M.S. Tremblay // Appl Physiol Nutr Metab. – 2014. – Vol. 39(11). – Р. 1271–1279.
20. Physical Activity Guidelines Advisory Committee. Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008. – 683 p.
21. Physical Activity Guidelines for Americans. – Washington, 2008. – 65 p.
22. Schmutz, E.A. Physical activity and sedentary behavior in preschoolers: a longitudinal assessment of trajectories and determinants / E.A. Schmutz, S.R. Haile, C.S. Leeger-Aschmann et al. // Int J Behav Nutr Phys Act., 2018. – Vol. 15(1). – Р. 35–47.
23. Vale, S. Step based physical activity guidelines for preschool-aged children / S. Vale, S.G. Trost, M.J. Duncan, J. Mota // Prev Med. 2015. – Vol. 70. – Р. 78–82.


References


1. Volkov N.I., Oleynikov V.I. Bioenergetika sporta: Monografiya [Bioenergy of Sports. Monograph]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 160 p.
2. Serdyukovskoy G.N., Sukhareva A.G. Gigiyena detey i podrostkov [Hygiene of Children and Adolescents]. Moscow, Medicine Publ., 1986. 496 p.
3. Karpman V.L., Belotserkovskiy Z.B., Gudkov I.A. Testirovaniye v sportivnoy meditsine [Testing in Sports Medicine]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1988. 208 p.
4. Korniyenko I.A., Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. [Age Development of the Energy of Muscular Activity. Results of a 30-Year Study. Report I. Structural and Functional Restructuring]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2005, vol. 31, no. 4, pp. 42–46. (in Russ.)
5. Lakin G.F. Biometriya [Biometrics]. Moscow, Higher School Publ., 1990. 352 p.
6. Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [The Development of Muscle Energy and Performance in Ontogenesis]. Moscow, LIBROCOM Publ., 2011. 368 p.
7. Zatsiorskiy V.M. Sportivnaya metrologiya [Sports Metrology]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1982. 256 p.
8. Uilmor Dzh., Kostil D. Fiziologiya sporta i dvigatel’noy aktivnosti [Physiology of Sport and Motor Activity]. Kiev, Olympic Literature Publ., 1997. 500 p.
9. Shvellnus M. Olimpiyskoye rukovodstvo po sportivnoy meditsine [Olympic Guide to Sports Medicine]. Moscow, Practice Publ., 2011. 672 p.
10. Bond B., Weston K.L., Williams C.A., Barker A.R. Perspectives on High-Intensity Interval Exercise for Health Promotion in Children and Adolescents. Open Access J Sports Med., 2017, vol. 27, no 8, pp. 243–265. DOI: 10.2147/OAJSM.S127395
11. Carson V., Lee E.Y., Hewitt L., Jennings C., Hunter S., Kuzik N., Stearns J.A., Unrau S.P., Poitras V.J., Gray C., Adamo K.B., Janssen I., Okely A.D., Spence J.C., Timmons B.W., Sampson M., Tremblay M.S. Systematic Review of the Relationships Between Physical Activity and Health Indicators in the Early Years (0–4 Years). BMC Public Health, 2017, vol. 17 (suppl. 5), pp. 854–857. DOI: 10.1186/s12889-017-4860-0
12. Carson V., Ridgers N.D., Howard B.J., Winkler E.A., Healy G.N., Owen N., Dunstan D.W., Salmon J. Light-Intensity Physical Activity and Cardiometabolic Biomarkers in US Adolescents. PLoS One, 2013, vol. 8, no. 8, e71417. DOI: 10.1371/journal.pone.0071417

13. Cockcroft E.J., Williams C.A., Jackman S.R., Bassi S., Armstrong N., Barker A.R. A Single Bout of High-Intensity Interval Exercise and Work-Matched Moderate-Intensity Exercise has Minimal Effect on Glucose Tolerance and Insulin Sensitivity in 7- to 10-Year-Old Boys. J Sports Sci., 2018, vol. 36, no. 2. pp. 149–155. DOI: 10.1080/02640414.2017.1287934
14. Costigan S.A., Eather N., Plotnikoff R.C., Taaffe D.R., Pollock E., Kennedy S.G., Lubans D.R. Preliminary Efficacy and Feasibility of Embedding High Intensity Interval Training Into the School Day: A Pilot Randomized Controlled Trial. Prev Med Rep., 2015, vol. 14, no. 2. pp. 973–999. DOI: 10.1016/j.pmedr.2015.11.001.eCollection 2015
15. Fulton J.E., Garg M., Galuska D.A., Rattay K.T., Caspersen C.J. Public Health and Clinical Recommendations for Physical Activity and Physical Fitness: Special Focus on Overweight Youth. Sports Med., 2004, vol. 34, no. 9, pp. 581–599. DOI: 10.2165/00007256-200434090-00003
16. Global Recommendations on Physical Activity for Health. – Geneva, World Health Organization, 2010. 60 p.
17. Hansen D., Niebauer J., Cornelissen V., Barna O. et al. Exercise Prescription in Patients with Different Combinations of Cardiovascular Disease Risk Factors: A Consensus Statement from the EXPERT Working Group. Sports Med., 2018 May 4. DOI: 10.1007/s40279-018-0930-4 [Epub ahead of print].
18. Lin L.Y., Cherng R.J., Chen Y.J. Relationship Between Time Use in Physical Activity and Gross Motor Performance of Preschoolchildren. Aust Occup Ther J., 2017, vol. 64, no. 1. pp. 49–57. DOI: 10.1111/1440-1630.12318
19. Longmuir P.E., Colley R.C., Wherley V.A., Tremblay M.S. Canadian Society for Exercise Physiology Position Stand: Benefit and Risk for Promoting Childhood Physical Activity. Appl Physiol Nutr Metab., 2014, vol. 39, no. 11, pp. 1271–1279. DOI: 10.1139/apnm-2014-0074
20. Physical Activity Guidelines Advisory Committee. Washington, DC, US Department of Health and Human Services, 2008. 683 p.
21. Physical Activity Guidelines for Americans. Washington, 2008. 65 p.
22. Schmutz E.A., Haile S.R., Leeger-Aschmann C.S., Kakebeeke T.H., Zysset A.E., Messerli-Bürgy N., Stülb K., Arhab A., Meyer A.H., Munsch S., Puder J.J., Jenni O.G., Kriemler S. Physical Activity and Sedentary Behavior in Preschoolers: a Longitudinal Assessment of Trajectories and Determinants. Int J Behav Nutr Phys Act., 2018, vol. 15, no. 1, pp. 35–47. DOI: 10.1186/s12966-018-0670-8
23. Vale S., Trost S.G., Duncan M.J., Mota J. Step Based Physical Activity Guidelines for Preschool-Aged Children. Prev Med., 2015, vol. 70, pp. 78–82. DOI: 10.1016/j.ypmed.2014.11.008




DOI (PDF): http://dx.doi.org/10.14529/hsm180404

(c) 2018 ЧЕЛОВЕК. СПОРТ. МЕДИЦИНА

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.