ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Цель: изучение психофизических эффектов от занятий спортивной гимнастикой у детей с интеллектуальными нарушениями. Методы и организация. Исследование было проведено в гимнастическом зале Федерации спортивной гимнастики города Челябинска. Занятия проходили в течение девяти месяцев с сентября по май. В исследовании участвовали девочки с легкой и умеренной умственной отсталостью в возрасте от 9 до 11 лет. В данном случае у испытуемых отмечается состояние, при котором психическое развитие отстает. Данное нарушение затрагивает когнитивные, речевые, двигательные и социальные функции. В процессе практического исследования девочки были разделены на две группы по 20 человек в каждой. В контрольной группе осуществлялись тренировки, основанные на адаптивной физической культуре, включающей в себя серии упражнений с использованием различных предметов, комплексы на развитие гибкости и физические упражнения для общего укрепления. В экспериментальной группе девочки занимались спортивной гимнастикой. Для проверки эффективности применения методов и средств спортивной гимнастики до и после проведения эксперимента осуществлено контрольное тестирование физических качеств, а также проводилась диагностика когнитивных способностей девочек. Результаты. Как видно из результатов тестирования физических качеств и когнитивных способностей девочек с интеллектуальными нарушениями в контрольной и экспериментальной группе после эксперимента, реализация занятий спортивной гимнастикой оказывает больший положительный эффект по сравнению с обычными занятиями по адаптивной физической культуре. Так, результаты пробы Ромберга (поза «аист») в контрольной группе улучшились только на 17 %, а в экспериментальной группе – на 68 % при достоверности Р < 0,05. Результаты методики «Узнай, кто это» в контрольной группе улучшились на 12 %, а в экспериментальной группе – на 32 % при достоверности Р < 0,05. Заключение. Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о том, что проведение занятий спортивной гимнастикой с детьми, имеющими нарушения в развитии интеллекта, оказывает положительный эффект на физические и когнитивные способности.
Литература
2. Гавердовский, Ю.К. Естественная классификация гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 82 .
3. Евсеев, С.П. Адаптивный спорт: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями / С.П. Евсеев. – М., 2021. – 43 с.
4. Каримов, Д.К. Гимнастика в области физического воспитания и его значение для человека / Д.К. Каримов // Мировая наука. – 2020. – № 3 (36). – С. 256–259.
5. Катаева, А.А. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева // Коррекцион.-пед. образование. – 2021. – № 3 (27). – С. 5–26.
6. Комплексная реабилитация детей младшего школьного возраста с синдромом Дауна / В.И. Малыгина, Н.Н. Викулова, В.Д. Малыгин, А.О. Водяникова // Научный вестник Крыма. – 2020. – № 1 (24). – С. 5.
7. Королев, П.Ю. Pазвитие гимнастики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями / П.Ю. Королев, З.А. Абиев // Вестник спортивной науки. – 2021. – № 3. – С. 84–88.
8. Махмуд, М.Т. Педагогическая технология в спортивной гимнастике, системы имитационного моделирования / М.Т. Махмуд // Science and Education. – 2024. – № 1. – С. 332–337.
9. Мунирова, Е.А. Особенности содержательного наполнения этапа начальной подготовки детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных занятий спортивной гимнастикой / Е.А. Мунирова, Н.В. Мазитова, Т.В. Стеблий // Психол. наука и образование. –2020. – № 1 (43). – C. 150–162.
10. Парфенова, Л.А. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта на основе программы «Молодые атлеты» / Л.А. Парфенова, А.Р. Ахмеров, С.М. Хасанова // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 2. – С. 64.
11. Пашкин, С.Б. Особенности коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / С.Б. Пашкин, С.Ю. Гончарова // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – С. 21.
12. Сергеева, Н.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушениями интеллекта / Н.Ю. Сергеева // Вестник науки. – 2020. – № 6 (27). – С. 50–52.
13. Соколова, И.А. Развитие физических способностей у обучающихся с нарушениями интеллекта / И.А. Соколова, Е.Л. Извеков // Изв. Тульского гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. – 2020. – № 4. – С. 32–39.
14. Халилова, М.Г. Социализация детей с нарушением интеллекта / М.Г. Халилова // Вестник соц.-пед. ин-та. – 2022. – № 1 (41). – С. 62–64.
15. Хомякова, О.В. Коррекция нарушений осанки средствами адаптивной физической культуры у детей с нарушением интеллекта / О.В. Хомякова, М.М. Градовская // Науч. вестник Крыма. – 2021. – № 3 (32). – C. 14.
16. Швалева, Т.А. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта средствами настольного тенниса / Т.А. Швалева, Ю.Д. Врублевский // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 147–148.
17. Comorbidities and quality of life in children with intellectual disability / D. Reddihough, H. Leonard, P. Jacoby et al. // Child: care, health and development. – 2021. – Vol. 5. – P. 654–666.
18. Dereje, F. Effectiveness of Interventions for Children with Intellectual Disabilities: A Systematic Review / F. Dereje, Z. Sileshi // The Ethiopian Journal of Behavioural Studies. – 2023 – Vol. 6. – P. 30–55.
19. Development of physical fitness in children with intellectual disabilities / E. Hartman, J. Smith, M. Westendorp, C. Visscher // Journal of intellectual disability research. – 2015. – Vol. 5. – Р. 439–449.
20. Mack, M. The Relationship Between the Perceived Movement Quality and the Kinematic Pattern of Complex Skills in Gymnastics. / M. Mack, M. Schmidt, T. Heinen // Journal of Human Kinetics. – 2021. – Vol. 77. – P. 5–13.
21. Wilkinson, S. Assessing autism spectrum disorder in children with a background of maltreatment: challenges and guidance / S. Wilkinson, S. Evans, M. DeJong // Arch Dis Child. – 2023. – Vol. 108 (8). – P. 597–600.
References
1. Abramova L.N. [Outdoor Games as a Means of Activating Speech in Preschoolers with Intellectual Disabilities]. Problemy pedagogiki [Problems of Pedagogy], 2018, no. 6 (38), pp. 58–59. (in Russ.)2. Gaverdovsky Yu.K. [Natural Classification of Gymnastic Exercises]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Education], 2012, no. 6, p. 82. (in Russ.)
3. Evseev S.P. Adaptivnyy sport: sport lits s intellektual’nymi narusheniyami [Adaptive Sports. Sports for People with Intellectual Disabilities]. Moscow, 2021. 43 p.
4. Karimov D.K. [Gymnastics in the Field of Physical Education and its Importance for Humans]. Mirovaya nauka [World Science], 2020, no. 3 (36), pp. 256–259. (in Russ.)
5. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. [Features of Mental Development of Preschoolers with Intellectual Disabilities]. Korrektsionno-pedagogicheskoye obrazovaniye [Correctional and Pedagogical Education], 2021, no. 3 (27), pp. 5–26. (in Russ.)
6. Malygina V.I., Vikulova N.N., Malygin V.D., Vodyanikova A.O. [Comprehensive Rehabilitation of Primary School Children with Down Syndrome]. Nauchnyy vestnik Kryma [Scientific Bulletin of Crimea], 2020, no. 1 (24), p. 5. (in Russ.)
7. Korolev P.Yu., Abiev Z.A. [Development of Gymnastics in Sports for People with Intellectual Disabilities]. Vestnik sportivnoy nauki [Bulletin of Sports Science], 2021, no. 3, pp. 84–88. (in Russ.)
8. Makhmud M.T. Pedagogical Technology in Artistic Gymnastics, Simulation Modeling Systems. Science and Education, 2024, no. 1, pp. 332–337. (in Russ.)
9. Munirova E.A., Mazitova N.V., Stebliy T.V. [Features of the Substantive Content of the Initial Training Stage of Preschool Children in the Context of Inclusive Artistic Gymnastics Classes]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological Science and Education], 2020, no. 1 (43), pp. 150–162. (in Russ.) DOI: 10.32744/pse.2020.1.11
10. Parfenova L.A., Akhmerov A.R., Khasanova S.M. [Adaptive Physical Education of Children with Intellectual Disabilities Based on the Young Athletes Program]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Education], 2021, no. 2, p. 64. (in Russ.)
11. Pashkin S.B., Goncharova S.Y. Features of Correctional Work with Children of Primary School Age with Disabilities. Baikal Research Journal, 2021, no. 4, p. 21. DOI: 10.17150/2411-6262. 2021.12(4).21
12. Sergeeva N.Y. [Formation of Play Activities in Children with Intellectual Disabilities]. Vestnik nauki [Bulletin of Science], 2020, no. 6 (27), pp. 50–52. (in Russ.)
13. Sokolova I.A., Izvekov E.L. [Development of Physical Abilities in Students with Intellectual Disabilities]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Education. Sport], 2020, no. 4, pp. 32–39. (in Russ.)
14. Khalilova M.G. [Socialization of Children with Intellectual Disabilities]. Vestnik sotsial’no-pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Social and Pedagogical Institute], 2022, no. 1 (41), pp. 62–64. (in Russ.)
15. Khomyakova O.V., Gradovskaya M.M. [Correction of Posture Disorders by Means of Adaptive Physical Education in Children with Intellectual Disabilities]. Nauchnyy vestnik Kryma [Scientific Bulletin of Crimea], 2021, no. 3 (32), p. 14. (in Russ.)
16. Shvaleva T.A., Vrublevsky Yu.D. [Development of Coordination Abilities of Primary School Children with Intellectual Disabilities by Means of Table Tennis]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2020, no. 2 (81), pp. 147–148. (in Russ.)
17. Reddihough D., Leonard H., Jacoby P. et al. Comorbidities and Quality of Life in Children with Intellectual Disability. Child: Care, Health and Development, 2021, vol. 5, pp. 654–666. DOI: 10.1111/cch.12873
18. Dereje F., Sileshi Z. Effectiveness of Interventions for Children with Intellectual Disabilities: A Systematic Review. The Ethiopian Journal of Behavioural Studies, 2023, vol. 6, pp. 30–55.
19. Development of Physical Fitness in Children with Intellectual Disabilities. Journal of Intellectual Disability Research, 2015, vol. 5, pp. 439–449. DOI: 10.1111/jir.12142
20. Mack M., Schmidt M., Heinen T. The Relationship between the Perceived Movement Quality and the Kinematic Pattern of Complex Skills in Gymnastics. Journal of Human Kinetics, 2021, vol. 77, pp. 5–13. DOI: 10.2478/hukin-2021-0007
21. Wilkinson S., Evans S., DeJong M. Assessing Autism Spectrum Disorder in Children with a Background of Maltreatment: Challenges and Guidance. Arch Dis Child., 2023, vol. 108 (8), pp. 597–600. DOI: 10.1136/archdischild-2022-323986
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.