ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИМПЛИЦИТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Д. В. Викторов Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0635-1162 viktorovdv@yandex.ru
  • В. Ю. Кокин Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6476-3582 valeriikokin@mail.ru
  • Е. А. Черепов Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8469-9741 cherepovea@susu.ru
  • Н. В. Булдакова Вятский государственный университет, Киров, Россия https://orcid.org/0000-0003-1069-9137 nv_buldakova@vyatsu.ru
  • О. В. Бельтюкова Вятский государственный университет, Киров, Россия https://orcid.org/0000-0003-1498-4955 usr19880@vyatsu.ru
Ключевые слова: двигательный интеллект, физическое воспитание, имплицитность, компетентность, конкурентоспособность

Аннотация

Цель: научно обосновать концептуальные основы модернизации физического воспитания студентов с позиций формирования двигательного интеллекта, который позволяет не только значительно улучшить динамику показателей физической подготовленности, но и сместить акцент на рациональность двигательной деятельности. Организация и методы. Характеризуется роль имплицитного образовательного пространства в современных условиях и роль контентных подпространств для анализа степени формирования двигательного интеллекта в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности вуза. Результаты. Комплексность нашего исследования способствует механизмам формирования двигательного интеллекта у студентов с разным уровнем адаптации к физическим нагрузкам, что связано с увеличением ёмкости физических, умственных, мотивационных составляющих здоровья. Заключение. Различная степень адаптации к физической нагрузке, выраженность и сочетание функционального взаимодействия физиологических систем позволяют целенаправленно и более обоснованно решать задачи по формированию двигательного интеллекта у студентов вуза.

Информация об авторах

Д. В. Викторов , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского, Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского, Челябинск, Россия.

В. Ю. Кокин , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Е. А. Черепов , Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Н. В. Булдакова , Вятский государственный университет, Киров, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Вятский государственный университет, Киров, Россия.

О. В. Бельтюкова , Вятский государственный университет, Киров, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, Вятский государственный университет, Киров, Россия.

Литература

1. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика / В.М. Аллахвердов. – СПб.: «Издательство ДНК», 2000. – Т. 1. – 528 с.
2. Анохин, П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / под ред. К.В. Судакова; сост. В.А. Макаров. – М.: Медицина, 1998. – 400 с.
3. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 3 т. / под. ред. Ф.М. Головенченко. – М., 1948.
4. Викторов, Д.В. Прикладное физкультурное образование студентов / Д.В. Викторов // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 463. – С. 145–149.
5. Гендлин, Г.Е. Физические нагрузки и продолжительность жизни / Г.Е. Гендлин, Я.И. Учаева, А.В. Мелехов // Атмосфера. Новости кардиологии. – 2013. – № 3. – С. 39–44.
6. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 376 с.
7. Демьяненко, Ю.К. Физическая подготовка в системе военно-профессионального обучения / Ю.К. Демьяненко, В.А. Щеголев // Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 3. – С. 68–73.
8. Дудина, Е.А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека / Е.А. Дудина // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 5. – С.14–15.
9. Жабаков, В.Е. Современные методологические подходы к подготовке будущих педагогов физической культуры // Перспективные направления в области физ. культуры, спорта и туризма. – Нижневартовск, 2022. – С. 110–114.
10. Загревская, А.И. Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования / А.И. Загревская // Вестник Томского гос. ун-та. – 2014. – № 380. – C. 176–180.
11. Запорожцева, Г.Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов / Г.Е. Запорожцева, Ю.О. Шолтоян, А.Ю. Васильченко // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021 – № 6 (86). – С. 67–76.
12. Захарова, А.Н. Мониторинг и менеджмент здоровья, образа жизни и физической активности студенческой молодежи / А.Н. Захарова, Ю.А. Карвунис, Л.В. Капилевич // Вестник Томского гос. ун-та. – 2021. – № 464. – С. 203–215.
13. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Наука, 1999. – 654 с.
14. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч: в 2 т. – М.: Педагогика, 1988.
15. Коновалова, Г.М. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект // Вестник АГУ. – 2011. – № 3. – С. 81–92.
16. Коровин, С.С. Методологические основы теории профессиональной физической культуры / С.С. Коровин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 43–44.
17. Кочетова, Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков / Ю.А. Кочетова. – М.: МГППУ, 2021 – 104 с.
18. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 529 с.
19. Леонтьева, Е.С. Взаимосвязь копинг-стратегий и эмоционального интеллекта у студентов технических специальностей / Е.С. Леонтьева, Е.В. Сараева // Форум молодёжной науки. – 2020 – № 2 – С. 94–102.
20. Мозг и сознание / Х. Дельгадо; пер. с англ. канд. мед. наук Л.Я. Белопольского; под ред. и с предисл. проф. Г.Д. Смирнова. – М.: Мир, 1971. – 263 с.
21. Найн, Ан.А. Самостоятельная работа студентов как важный фактор общеобразовательной подготовки студентов / Ан.А. Найн // Пед. наука и образование: темат. сб. науч. тр. Вып. 23 / отв. ред. к.п.н., доцент Ю.К. Померанцева. – Челябинск: УралГУФК, 2023. – С. 79–85.
22. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов. – СПб.: Питер, 2011. – 447 с.
23. Полани, М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.
24. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
25. Фрейд З. Я и оно / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2015. – 689 с.
26. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования // Вестник Омского гос. пед. ун-та. – 2017. – № 3. – С. 175–178.
27. Черкасов, И.Ф. Комплексный подход в подготовке студентов к самостоятельным тренировочным занятиям по физической культуре и спорту (на примере ВШ ФК и С) / И.Ф. Черкасов, С.А. Айткулов // XIV Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Экологическая безопасность, здоровье и образование». – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 271–277.
28. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021 – 432 с.
29. Шелер, М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – 485 с.
30. Шеррингтон, Ч. Интегративная деятельность нервной системы. – Л.: Наука, 1969. – 313 с.
31. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
32. Case technologies of universal learning actions in physical education of junior school-children / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, M. Tyrina et al. // Journal of Physical Education and Sport. – Vol. 23 (iss. 3). – Art 73. – Р. 589–595.
33. Cherepov, E.A. Sportization of physical education as core chronotope in health-promoting educational space / E.A. Cherepov // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. – 2016. – Vol. (3). – Р. 6–8.
34. Reber, A.S. Implicit learning and tacit knowledge: An essay on the cognitive unconscious / A.S. Reber. – NY: Oxford University Press, 1993.
35. White Saxon, W. The new science of exercise / W. White Saxon // Proc. Austral. Physiol. and Pharmacol. – 1992. – Vol. 23, No. 2. – Р. 123–139.

References

1. Allahverdov V.M. Soznanie kak paradoks. Eksperimental'naya psihologika [Consciousness as a Paradox. Experimental Psychology]. St. Petersburg, DNK Publ., 2000. Vol. 1, 528 p.
2. Anokhin P.K. Izbrannye trudy: Kibernetika funkcional'nyh sistem [Selected Works. Cybernetics of Functional Systems]. Moscow, Medicine Publ., 1998. 400 p.
3. Belinsky V.G. Sobranie sochineniy [Collected Works]. Moscow, 1948.
4. Viktorov D.V. [Applied Physical Education of Students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, no. 463, pp. 145–149. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/463/18
5. Gendlin G.E., Uchaeva Ya.I., Melekhov A.V. [Physical Activity and Life Expectancy]. Atmosfera. Novosti kardiologii [Atmosphere. Cardiology News], 2013, no. 3, pp. 39–44. (in Russ.)
6. Godfroy J. Chto takoe psihologiya [What is Psychology]. Moscow, World Publ., 1992. 376 p.
7. Demyanenko Yu.K., Shchegolev V.A. [Physical Training in the System of Military Vocational Training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1997, no. 3, pp. 68–73. (in Russ.)
8. Dudina E.A. [Evolutionary Approach in the System of Assessment of Adaptive Capabilities of the Human Body]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1999, no. 5, pp. 14–15. (in Russ.)
9. Zhabakov V.E. [Modern Methodological Approaches to the Training of Future Physical Education Teachers]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Promising Directions in the Field of Physical Culture, Sports and Tourism], 2022, pp. 110–114. (in Russ.)
10. Zagrevskaya A.I. [Physical Culture and Sports Education of Students as a Subject of Systematic Research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2014, no. 380, pp. 176–180. (in Russ.)
11. Zaporozhtseva G.E., Sholtoyan Yu.O., Vasilchenko A.Yu. [The Relationship of Emotional Intelligence with the Academic Performance of Students]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika [Society. Sociology, Psychology, Pedagogy], 2021, vol. 6 (86), pp. 67–76. (in Russ.) DOI: 10.24158/spp.2021.6.11
12. Zakharova A.N., Karvunis Yu.A., Kapilevich L.V. [Monitoring and Management of Health, Lifestyle and Physical Activity of Students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2021, vol. 464, pp. 203–215. (in Russ.) DOI: 10.17223/15617793/464/23
13. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Moscow, Science Publ., 1999. 654 p.
14. Komensky Ya.A. Velikaya didaktika. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Great Didactics. Selected Pedagogical Works]. Moscow, Pedagogy Publ., 1988.
15. Konovalova G.M. [Adaptation of Contemporary Youth to the Conditions of Training in Higher School. A Physiological Aspect]. Adaptaciya sovremennoy molodezhi k usloviyam obucheniya v vysshey shkole: fiziologicheskiy aspect [Bulletin of the Adygea State University], 2011, no. 3, pp. 81–92. (in Russ.)
16. Korovin S.S. [Methodological Foundations of the Theory of Professional Physical Culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 4, pp. 43–44. (in Russ.)
17. Kochetova Yu.A. Emocional'niy intellekt starshih podrostkov [Emotional Intelligence of Older Teenagers]. Moscow, MGPPU Publ., 2021. 104 p.
18. Krestovnikov A.N. Ocherki po fiziologii fizicheskih uprazhneniy [Essays on the Physiology of Physical Exercises]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1951. 529 p.
19. Leontieva E.S., Saraeva E.V. Vzaimosvyaz' koping-strategiy i emocional'nogo intellekta u studentov tekhnicheskih special'nostey [The Relationship between Coping Strategies and Emotion-al Intelligence in Technical Students]. Forum molodyozhnoy nauki [Youth Science Forum], 2020, no. 2, pp. 94–102. DOI: 10.35599/forummn/01.02.14
20. Delgado H. Mozg i soznanie [Brain and Consciousness]. Transl. from Engl. Candidate of Medical Sciences L.Ya. Belopolsky. Moscow, World Publ., 1971. 263 p.
21. Nain A.A. [Independent Work of Students as an Important Factor of General Education Training of Students]. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskiy sbornik nauchnyh trudov [Pedagogical Science and Education. A Thematic Collection of Scientific Papers], 2023, iss. 23, pp. 79–85. (in Russ.)
22. Pavlov I.P. Refleks svobody [Reflex of Freedom]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 447 p.
23. Polani M. Lichnostnoe znanie [Personal Knowledge]. Moscow, Progress Publ., 1985. 344 p.
24. Sternberg R.J., Forsyth J.B., Hedland J. Prakticheskiy intellekt [Practical Intelligence]. St. Petersburg, Peter Publ., 2002. 272 p.
25. Freud Z. Ya i ono [Me and It]. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 689 p.
26. Chekaleva N.V. [Effects of Teacher Education Modernization]. Vestnik Omskogo gos. ped. un-ta [Vestnik of Omsk State Pedagogical University], 2017, no. 3 (16), pp. 175–178. (in Russ.)
27. Cherkasov I.F., Aitkulov S.A. [An Integrated Approach in Preparing Students for Independent Training Sessions in Physical Culture and Sports (Using the Example of Higher School of PC and S)]. Ekologicheskaya Bezopasnost', zdorov'e i obrazovanie [Environmental Safety, Health and Education], 2021, pp. 271–277. (in Russ.)
28. Shabanov S., Alyoshina A. Emocional'niy intellekt. Rossiyskaya praktika [Emotional Intelligence. Russian Practice]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2021. 432 p.
29. Scheler M. Polozhenie cheloveka v kosmose. Problema cheloveka v zapadnoy filosofii [The Position of Man in Space. The Problem of Man in Western Philosophy]. Moscow, Progress Publ., 1988. 485 p.
30. Sherrington Ch. Integrativnaya deyatel'nost' nervnoy sistemy [Integrative Activity of the Nervous System]. Leningrad, Science Publ., 1969. 313 p.
31. Jung K.G. Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the Unconscious]. Moscow, Kogito Center Publ., 2010. 352 p.
32. Mischenko N., Kolokoltsev M., Tyrina M. et al. Case Technologies of Universal Learning Actions in Physical Education of Junior Schoolchildren. Journal of Physical Education and Sport, 2023, vol. 23 (73), pp. 589–595.
33. Cherepov E.A. Sportization of Physical Education as Core Chronotope in Health-promoting Educational Space. Theory and Practice of Physical Culture, 2016, vol. 3, pp. 6–8. DOI: 10.21125/edulearn.2016.0099
34. Reber A.S. Implicit Learning and Tacit Knowledge: An Essay on the Cognitive Unconscious. NY: Oxford University Press, 1993.
35. White Saxon W. The New Science of Exercise. Proc. Australian Physiology and Pharmacology Soc., 1992, vol. 23, no. 2, pp. 123–139.
Опубликован
2024-07-25
Как цитировать
Викторов, Д., Кокин, В., Черепов, Е., Булдакова, Н., & Бельтюкова, О. (2024). ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИМПЛИЦИТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Человек. Спорт. Медицина, 24(2), 141-152. https://doi.org/10.14529/hsm240218
Раздел
Спортивная тренировка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)